Способы организации общения на уроках иностранного языка
статья по английскому языку по теме

кубанцева татьяна васильевна

Задача организовать общение школьников на уроке иностранного языка часто представляется несложной и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику сформулировать своё высказывание и принять участие в общем разговоре. Однако решить эту задачу на практике оказывается не просто. Опыт моей работы в школе доказывает, что создание и определение проблемы в обучении определенному виду речевой дея­тельности, а также правильный подбор варианта выполнения поставленной задачи играют немаловажную роль в достижении успешного результата учебного процесса.

Думаю, работа над любым видом речевой деятельности по-своему интересна и бесконечно многогранна. Здесь всегда имеется широкий спектр возможностей реализовать свои умения и знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учебный материал16.26 КБ

Предварительный просмотр:

  Задача организовать общение школьников на уроке иностранного языка часто представляется несложной и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику сформулировать своё высказывание и принять участие в общем разговоре. Однако решить эту задачу на практике оказывается не просто. Опыт моей работы в школе доказывает, что создание и определение проблемы в обучении определенному виду речевой деятельности, а также правильный подбор варианта выполнения поставленной задачи играют немаловажную роль в достижении успешного результата учебного процесса.

Думаю, работа над любым видом речевой деятельности по-своему интересна и бесконечно многогранна. Здесь всегда имеется широкий спектр возможностей реализовать свои умения и знания.

               Возьмем, к примеру, речевое взаимодействие. Несомненно, оно является ключом к организации общения на иностранном языке. Для того чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся, недостаточно предъявить им речевую задачу, образцы речевых действий и скомандовать: »Общайтесь!» Нужны такие методические приемы, которые обеспечивали бы необходимое речевое взаимодействие на иностранном языке. Здесь мне хотелось бы описать только некоторые, наиболее популярные в использовании на уроках.

                 1.  «Интервью»: перед учеником ставится задача опросить как можно больше присутствующих на уроке        учащихся с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, выбирают ученика, которому адресуют свои вопросы, фиксируют ответы и т.д. Общие итоги такого опроса записываются на доске и используются для дальнейшего обсуждения.

Можно использовать самые разнообразные анкеты, в которые часто включаются проблемные вопросы. Каждая анкета строится по тематическому принципу. С помощью интервью можно выяснить уровень знаний учащихся об актуальных событиях, о нашей стране, о странах изучаемого языка и т.п.

Интервью проводится и для того, чтобы учащиеся могли лучше узнать друг друга. С этой целью можно

организовать «заочное» интервью, когда один из учащихся выходит из класса, а остальные получают карточки с вопросами о том, как бы повел себя этот учащийся в определенных ситуациях. Ребята задают эти вопросы друг другу, фиксируя ответы. Затем приглашают в класс ученика и задают эти вопросы ему, сравнивая его ответы с уже имеющимися. Делается вывод о том, насколько хорошо учащиеся знают своего одноклассника.

Интересной формой интервью является проведение тестов. Наиболее подготовленные учащиеся и сами могут их составить, следует только определиться в тематике. Тесты полезны не только в целях обучения иноязычному общению, но и для решения развивающих и воспитательных задач.

2. «Банк информации»: особенность этого приема заключается в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими учениками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.

Можно устроить обмен информацией об актуальных событиях, используя карточки. Или организовать это с помощью текста, разделенного на небольшие фрагменты. Каждый ученик получает один фрагмент, изучает его и выясняет содержание других фрагментов. Затем учащимся предлагается ответить на вопросы по всему тексту. Естественно, что ответить на все поставленные вопросы может только тот ученик, который собрал больше всех информации.

Большой популярностью пользуется игра «в детектива», когда учащиеся получают исходную информацию о «чрезвычайном происшествии». Все они свидетели, которым что-то известно о случившемся, однако целостной картины событий нет ни у кого. Разгадать детективные обстоятельства сможет только тот, кто соберет воедино все подробности, известные другим участникам.

3. «Поиск пары». Основное условие: ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим ученикам вопросы. Так, например, можно организовать поиск парных изображений предметов, комнат, зданий, пейзажей и т.п. на начальном этапе обучения. В старших классах интересен поиск «союзника в споре». Каждый ученик получает карточку, на которой изложено то или иное мнение по обсуждаемой проблеме. Задача школьника – с помощью вопросов найти одноклассника,

который «думает так же, как и он сам». Например, при обсуждении проблемы «Телевизор – помощник или помеха?» ученики получают следующие карточки:

Card 1: I like watching TV. I often watch the TV program       “Utro”. In the evening I always watch current events and listen to news. When there are programs about animals or travelling I try to remember or note interesting facts.

Card 2:  Some TV programs help me to study better. They keep me informed about current events in our country and abroad. Thanks to such programs I know Zoology and Geography better.

И так далее.

В качестве примера приведены две карточки с совпадающими мнениями. В процессе игры, прежде чем ученики обнаружат это, т.е. найдут свою пару, они расспрашивают одноклассников об их интересах, вкусах, привычках, связанных с телевидением, сами отвечают на подобные вопросы. При этом каждый участник общения отвечает на вопросы в соответствии с тем, что написано на принадлежащей ему карточке.

Поиск пары может проходить как поиск «адресата», когда каждый ученик становится членом какой-либо семьи, сведения о которой имеются на вручаемой ему карточке, и ждет «поздравительную открытку» от своих «родственников». Однако он получает «чужую» и ищет её адресата, т.к. на открытке имеется достаточно информации, но фамилия написана неясно.

Поиск пары может проходить также как поиск «подарков ко дню рождения». В этом случае ученик получает сразу две карточки. На одной указаны его интересы, увлечения и привычки, на другой – «подарок», который следует вручить одному из одноклассников, но так, чтобы он (подарок) доставил радость и был желанным. Опять же, здесь без выяснения не обойтись.

Такой прием работы можно бесконечно варьировать.

4. «Групповые решения». Использовать этот прием лучше всего в форме игры типа «Брэйн ринг». Класс делится на несколько групп, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора.

5.  «Дискуссионная игра». По условиям дискуссионной игры участники общения реагируют на прочитанное, услышанное, увиденное следующими способами: сообщением дополнительной информации, вопросом, согласием, возражением. Побеждает тот, кто раньше других использует все необходимые формы высказываний, и чьи суждения будут наиболее убедительными. Один из участников выполняет обязанности «счетчика» - заполняет на доске графы таблицы, отмечая знаком «+» каждую реплику, произнесенную участниками игры.

По окончании дискуссионной игры подводятся итоги, дается обобщенный вывод.

Конечно, существует ещё масса других приемов организации речевого взаимодействия.  Но любой из них, прежде всего – это прием активизации мыслительной деятельности, повышающей мотивацию говорения и общий «тонус» урока, обеспечивающий более полное достижение практического, образовательного, воспитательного и развивающего компонентов цели обучения иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление классом при организации интерактивного общения на уроках иностранного языка

создание эффективной схемы управления классом во время урока при создании ситуаций интерактивного общения...

Способы организации рефлексии на уроках английского языка

Даются примеры организации рефлексивной деятельности...

Из опыта работы по теме «Сюжетно-ролевые игры и моделирование ситуаций общения на уроках иностранного языка"

Как сделать так, чтобы зародить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока? Как сформировать положительную мотивацию у младших школьников к изучению иностранного языка? Как сохранить ...

Организация контроля на уроке иностранного языка

Организация контроля на уроке иностранного языка...

Статья " Способы организации повторения на уроках английского языка"

Использование подстановочных диалогов нат уроках является одним из самых  простых и действенных способов организации повторения пройденного материала....

Организация обучения на уроках иностранного языка в образовательных учреждениях СПО с применением инновационных технологий

Организация обучения на уроках иностранного языка в образовательных учреждениях СПО с применением инновационных технологий...