Из опыта работы по теме «Сюжетно-ролевые игры и моделирование ситуаций общения на уроках иностранного языка"
учебно-методический материал на тему

Куц Елена Николаевна

Как сделать так, чтобы зародить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока? Как сформировать положительную мотивацию у младших школьников к изучению иностранного языка? Как сохранить положительную мотивацию в средних и старших классах, что исходя из собственного опыта работы, оказывается, еще труднее сделать? Как сделать так, чтобы учиться было интересно и увлекательно, создать атмосферу творчества и открытия каждый день и на каждом уроке?

Работая над этими вопросами надо понимать, что одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые давали бы ответы на поставленные выше вопросы. Отсюда и исходит необходимость поговорить об использовании игрового метода обучения как одного из самых интересных и любимых детьми методов и, судя по собственному опыту работы, очень эффективного.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на заседании предметного МО по теме

«Сюжетно-ролевые игры  и моделирование

           ситуаций общения     на уроке иностранного языка»

Куц Елена Николаевна

учитель английского языка МОУ СОШ №4

с. Кочубеевское  Ставропольского края

Сюжетно-ролевые игры и моделирование ситуаций общения на уроке иностранного языка

“All work and no play make Jack a dull boy”. Всем учителям английского языка знакома эта пословица, которая, как говорится «век не сломится», и потому в наше время бурно развивающихся компьютерных технологий несет в себе глубокий смысл. Думающий учитель не может не задать себе вопрос: Как сделать так, чтобы зародить интерес учащихся к предмету с первого и до последнего урока? Как сформировать положительную мотивацию у младших школьников к изучению иностранного языка? Как сохранить положительную мотивацию в средних и старших классах, что исходя из собственного опыта работы, оказывается, еще труднее сделать? Как сделать так, чтобы учиться было интересно и увлекательно, создать атмосферу творчества и открытия каждый день и на каждом уроке?

Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые давали бы ответы на поставленные выше вопросы. Отсюда и исходит необходимость поговорить об использовании игрового метода обучения как одного из самых интересных и любимых детьми методов и, судя по собственному опыту работы, очень эффективного.

Конышева А.В. отмечает «Думается, что использование игры поможет сделать урок более интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроке не только организует процесс общения не этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости»

У меня дети 3 и 4 классов очень любят игру “Guess the word” . Раньше видя ее в учебнике, я скептически к этому относилась: ну что в ней интересного и занимательного. Но, как показала последующая практика, я ошибалась. Эта игра позволяет здорово потренироваться в произношении новых слов и способствует их запоминанию. Учитель предлагает одному ученику задумать слово, остальные ученики пытаются это слово отгадать с помощью вопросов: “Is it a pen? Is it a rubber?” Как только кто-то отгадает слово, то он становится на место ведущего. Позднее я стала вводить целые фразы “Have you got a budgie?” “Have you got a rat?” по теме «Животные», “Can you give me a pencil?” по теме «Школа». Еще у нас есть такой уговор – за каждое угаданное слово ребенок получает «+» - своего рода бонус. Действует накопительная система бонусов-плюсов: если ты получаешь три плюса – у тебя «девятка». Дети очень любят эту игру, стараются, просят поиграть на каждом уроке. Ее положительные стороны - повышение мотивации, способствование запоминанию новых слов, способствование развитию памяти и внимания, содействие тренировке и запоминанию целых фраз. Такую игру можно проводить по любой теме.

Дети на I-ой ступени общего среднего образования часто переполнены игривостью, жизнерадостностью, энергией, кипучими эмоциями. Им трудно высидеть на уроке спокойно 45 минут. От учителя требуется постоянно менять виды деятельности, чтобы не утомлять ученика. Игра позволяет дать выход энергии, разрядиться. Растущий организм не должен застывать в одной позе, это вредно для позвоночника, он должен находиться в движении, именно игра в этом помогает. Вот пример такой двигательной игры из моей практики. Называется она “Change”. Ученики становятся в круг и каждый держит в руке карточку с напечатанным словом по теме. Учитель выбирает одного ученика на роль ведущего. Ведущий называет два слова и командует “Change” владельцы карточек с этими словами должны поменяться местами. Но это еще не все, ведущий должен занять место игрока и, если это ему удается, он остается в кругу, а тот ученик, который не успел, становится на место ведущего.

В настоящее время все больше говорят об использовании ролевых игр на уроке для моделирование реальной ситуации общения. В ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он ощущает при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен. Этим и объясняется секрет популярности ролевых игр среди учителей и учащихся. Ролевые игры легко вписываются в урок и доставляют учащимся большое удовольствие. Такие игры решают комплексные задачи: усвоение нового материала, закрепление уже знакомых тем, развитие творческих способностей, формирование общеучебных умений. Ученики учатся общаться в паре и в группе. Сюжеты игр должны отражать конкретные условия из жизни или приближенные к реальным ситуации. Для младших школьников целесообразно давать роли, которые наиболее полно соответствуют темпераменту детей. Такую игру можно придумать по любой теме. Например, в рамках темы «Продукты» предлагаем заказать еду в кафе или купить ее в магазине, в рамках темы «Домашние любимцы» предлагаем похвастаться своим питомцем, по теме «Мой дом» - приглашаем друзей в гости, заселяемся в новую квартиру и расставляем мебель. Еще хорошо бы учителю иметь наглядный набор по каждой теме: одежду для кукол, игрушки, кухонную утварь, набор овощей и фруктов и т.д. Различные предметы будят у детей воображение. Предметы можно сделать основой для интересных игровых ситуаций общения. Я использую игровую ситуацию под названием «Если бы предметы могли говорить…». Дается задание составить рассказ от имени предмета, представить себя в его роли и рассказать о его жизни, продемонстрировав при этом сам предмет. Например, так: ” I'm a hat. I'm not new but I’m nice. I’m blue and yellow. I’m warm. Many people wear me on their heads in winter. Children wear me to school and for walking.” В общем, моделирование игровых ситуаций развивает творческое мышление учащихся, помогает сделать урок увлекательным и содержательным. Шутка – минутка, а заряжает на час. Английский методист Г. Пальмер, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: “Take care of the first two stages and the rest will take care of itself”. Начальный этап важен потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Поэтому учителю необходимо стремиться развить интерес к предмету, увлечь, а уже увлеченный человек будет учиться с воодушевлением и большим желанием. И в этом неоценимую помощь могут оказать ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление классом при организации интерактивного общения на уроках иностранного языка

создание эффективной схемы управления классом во время урока при создании ситуаций интерактивного общения...

Способы организации общения на уроках иностранного языка

Задача организовать общение школьников на уроке иностранного языка часто представляется несложной и сводится к тому, чтобы дать возможность каждому ученику сформулировать своё высказывание и принять у...

Из опыта работы по теме: "Исследовательский метод как элемент проблемного обучения на уроках русского языка"

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, овладевают умением самостояте...

Презентация по теме "Развитие разговорной речи в ситуациях общения на уроках английского языка в рамках модернизации современного образования"

Целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике является обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации. Как известно, способо...

Ситуация успеха на уроке иностранного языка

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в...

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.  Цель работы: Создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей,...

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы....