Подготовка к ЕГЭ на основе тестов с содержанием регионального компонента
статья по английскому языку по теме

Аракелян Заринэ Рафиковна

Обобщение собственного педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к ЕГЭ на основе тестов с содержанием регионального компонента

Галоян Зарине Рафиковна,

учитель английского языка,

МБОУ СОШ 5, г. Белореченск,

Краснодарский край

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающем – природе, обществе, человеке, его истории и культуре.

Актуальность: Утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования закрепляет важную роль иностранного языка. Подготовка к единому государственному экзамену по английскому языку начинается уже на первой ступени общего образования, поскольку Федеральный образовательный стандарт предусматривает сдачу обязательного Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по учебному предмету «Иностранный язык». В последнее время мы наблюдаем повышенный интерес к исследованиям национальных традиций и обрядов. Этот интерес вполне закономерен, так как связан с осознанием обществом исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому и культурному наследию народов. Важность исследуемой темы состоит в том, что в настоящее время остро стоит вопрос гражданского воспитания и, вследствие этого, национально-региональный компонент необходим как основное составляющее нравственного, эстетического и гражданского воспитания. 

В связи с развитием международных связей, с вхождением иностранного языка в сферу делового общения становится востребованным знание иностранных языков. Через более глубокое понимание и осмысление собственной культуры мы подходим к важнейшему аспекту осознания учащимся значимости культуры языка и процесса сопоставления с иноязычной культурой. Это является, на мой взгляд, важным условием для духовно- нравственного возрождения национальной культуры, традиции народа.

Формирование у учащихся интереса к этническим культурам и ценностям, постоянное поддержание его через вариативность форм учебной деятельности достигают устойчивого мотива обучения.

Цель работы состоит в развитии коммуникативной компетенции, а также в обновлении содержания обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом региональных знаний; повышение мотивации в обучении иностранному языку. Для достижения цели я стараюсь:

  1. внедрить национально-региональный компонент в тематический учебный план на уроках английского языка;
  2. использовать интегрированные знания, полученных школьниками при изучении предметов гуманитарного цикла.

Задачи:

  1. Создать условия для развития и совершенствования у учащихся навыков чтения аутентичных текстов с пониманием основного содержания, деталей, извлечения необходимой  информации о родном крае, быте, культуре, истории, проблемах народов населяющих наш регион.
  2. Создать условия для формирования выпускника, как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Для этого необходимо культуроведческое наполнение учебной программы национально-региональным компонентом. При отборе содержания учебного материала я учитываю следующие критерии:

  • критерий социокультурной ценности. В содержание учебного материала должны быть включены факты национальной культуры, знание которых способствует повышению уровня общекультурной и страноведческой образованности школьников, содействует формированию основ национально-культурной компетенции учеников, под которой понимается целостная система представлений об основных национальных традициях, обычаях и реалиях страны изучаемого языка;
  • критерий страноведческой ценности. Одним из основных условий отбора знаний о родном крае должны быть их общеизвестность в среде жителей данного региона;
  • критерий актуальности. Он предполагает те фоновые знания, которыми аппелирует ученик непосредственно в настоящий момент;
  • критерий аттрактивности учебного материала. Учитель путем демонстрации интересных сторон жизни народа формирует познавательные интересы, поддерживая их на следующих этапах обучения. Это оказывает положительное влияние и на формирование устойчивого интереса и любви к своему родному краю;
  • критерий функциональности. Использование лексических единиц с национально-культурной семантикой в общении на иностранном языке.

Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:

  1. Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства) в программу изучения иностранного языка. На уроках английского языка я ввожу фрагментарно, в связи с изучаемой темой, интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями и научными достижениями народов края. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов.
  2. Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития республики.

Содержание материалов нацелено на подготовку к ЕГЭ с уровня начального общего образования.

Для повышения мотивации к изучению английского языка я использую краеведческую информацию, которая носит занимательный характер. Например, учащимся 4-х классов я предлагаю для изучения  народные сказки, инсценировки на основе этих сказок, адаптированные рассказы о родном городе, столице края.

Для учащихся средней ступени характерна активизация познавательной мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям и анализу предоставленной информации, наиболее удачно применение следующих способов работы: создание проблемных ситуаций, сравнение и анализ, изучение жизни и творчества известных людей региона.

Для учащихся старших классов характерен повышенный интерес к обсуждению различных политических, нравственных и этических тем. 
При проведении регионального курса я использую предметно-ситуативную форму. Её основу составляют речевые ситуации, которые объединяются чаще всего единой сюжетной линией и базируются на предметах речи регионального содержания. Опыт работы показывает, что наиболее распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является посещение группой зарубежных граждан (туристов, студентов, школьников) данной конкретной местности.

При составлении ситуаций важно помнить о психологической природе речевой деятельности, которая стимулируется различными потребностями человека, например: удовлетворить свою любознательность, выразить мнение, отношение, дать оценку происходящему, разрешить разногласие, сделать выбор, принять решение, узнать информацию.

Что касается выбора языковых средств при использовании регионального компонента, то здесь следует обратить внимание не только на этап обучения и уровень обученности учащихся, но также и на особую группу языковых единиц с региональной страноведческой значимостью.

Раздел экзамена - грамматика и лексика - объединены общей целью: выявить уровень сформированности лексических и грамматических навыков как составляющих языковой компетенции. В первом и втором заданиях данного раздела учащимся необходимо заполнить пропуски в тексте, преобразовав слова так, чтобы они грамматически и лексически соответствовали содержанию текстов. В качестве подготовительных будут эффективны любые упражнения на трансформацию слов в контексте с использованием грамматических конструкций и словообразовательных элементов, а также широкий спектр заданий на способы словообразования. 

В заключительном разделе экзамена -письмо - контролируются умения создания различных типов письменных текстов: письма личного характера и письменного высказывания с элементами рассуждения. Эффективность продуцирования письменных речевых высказываний обеспечивается целым комплексом навыков и умений, что находит отражение в критериях оценивания выполнения письменных заданий. Традиционно, обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений. Подготовительные упражнения нацелены на формирование вопросно-ответных умений, навыков и умений, лежащих в основе письменного высказывания: трансформация, сжатие, расширение и конструирование предложений; группировка по различным признакам; перифраза, эквивалентные замены (лексические и грамматические).

Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального компонента, я по возможности широко использую различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекаю в качестве речевой зарядки пословицы и поговорки по региональной тематике.

При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

Одним из эффективных методов обучения иностранным языкам можно считать метод проекта, поскольку проектная методика характеризуется высокой творческой коммуникативностью, позволяет создать творческую исследовательскую атмосферу. В качестве примера проекта регионального содержания приведу краткое описание проекта: “Welcome to Kuban!” Его целью является изучение региона и существующих здесь достопримечательностей культуры и традиций. Работа над проектом предполагает несколько этапов.

Первый этап – это представление проекта в целом. Учащиеся ориентированы на сбор необходимой информации по нескольким направлениям:

  • География родного края;
  • Достопримечательности;
  • Традиции и быт;
  • Столица;
  • Культурная жизнь.

После составления плана, учащиеся начали самостоятельную работу в группах. Они собирали материал, затем обсуждали его в группах, и ученики приступили к написанию изученного. Учитель выступает в роли консультанта. Учащиеся презентовали отчет о том, какие задания они выполняли, с какими словами и выражениями познакомились, как научились их употреблять. На уроках им предлагались дополнительные тексты с региональным содержанием.

На следующем этапе школьники рассказывали о результатах своих поисков. Учитель оценивал его содержание, грамматическую и лексическую правильность составления и оформления. Собранный материал был использован для оформления выставки “ Мой родной край”.

В ходе обсуждения оценивалась работа каждой группы. Учащиеся высказывали свои мнения, пожелания, задавали вопросы выступающим, уточняя некоторые детали и факты.

Таким образом, в процессе работы над проектом мы собрали большой материал о нашем родном крае.

Заключение: Использование национально-регионального компонента при обучении иностранному языку и подготовке к ЕГЭ повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект регионального компонента, включаемого в содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Данный проект был представлен на республиканском семинаре «Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении  с учетом федеральных государственных требований к ус...

Региональный компонент как составляющая содержания обучения в историческом образовании студентов

Сегодня огромное внимание уделяется предметам общеобразовательного цикла, формирующих целостную систему универсальных знаний, а также гражданскую ответственность, духовность и культуру.В соответствии ...

Курсовая работа «Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку».

Цель работы - проследить насколько эффективна передача учащимся иноязычной культуры и истории на региональном уровне, и насколько это способствует повышению эффективности обучения иностранному языку. ...

Расширение содержательной основы обучения иностранному языку региональным компонентом

В работе представлен опыт включения регионального компонента в содержательную основу основных УМК по которым работает автор....

Учебное пособие Подготовка к ЕГЭ на основе регионального социокультурного компонента для учащихся общеобразовательных школ Ульяновской области

Учебное пособие для элективного курса «Подготовка к ЕГЭ  на основе регионального социокультурного компонента для учащихся общеобразовательных школ Ульяновской области»...