Формирование информационных компетенций на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку по теме

Для успешного формирования компетенций необходимо создать соответствующие условия для учебной деятельности школьника.

Одно из этих условий – это создание информационного поля ученика, помогающее ему искать, искать, добывать  и применять полученные данные в учебе и повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационных компетенций на уроках иностранного языка .

На протяжении последних десяти лет основные ориентации развития образования в обществе претерпели значительные изменения. Если когда-то мы говорили о путях, способах и методах передачи знаний, то сегодня, очевидно, что знания не передаются, и получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, вне определенных навыков и умений их использования на практике, не решают проблему образования ученика и его подготовки к реальной жизни.

В настоящее время вопрос ставится еще шире. Целью образования становятся не просто знания и умения, но и определенные качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны «вооружать» учащихся для дальнейшей жизни.

В школьном образовании мы выделяем пять базовых компетенций, необходимых для современного ученика. Это развитие:

1. Социальных компетенций, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии совместных решений, участвовать в функционировании учебного поведения (совет лицея, парламент лицея, объединения, научные общества и т.д.).

2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в учебе, работе и общественной жизни. К этой же группе мы относим  владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.

4. Компетенции, реализующие способность и желание учить всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной и общественной жизни.

5. Компетенции, связанные с возникновением общества информации, владением новыми технологиями, умением критически относиться к распространяемым по каналам СМИ и интернета информации – рекламы.

Обобщая вышеперечисленные компетенции можно сказать, что школьное образование должно быть направлено на формирование таких личностных качеств ученика, которые помогут ему  успешно конкурировать на современном рынке труда, формировать у учащегося такие качества как:

- готовность к решению различных проблем;

2.

- развивать стремление учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки, применительно к изменяющимся условиям.

- формировать качество мобильности, которое выступает гарантом успеха ребенка и его дальнейшей социальной защищенности в жизни.

Для успешного формирования этих компетенций необходимо создать соответствующие условия для учебной деятельности школьника.

Одно из этих условий – это создание информационного поля ученика, помогающее ему искать, искать, добывать  и применять полученные данные в учебе и повседневной жизни. Как я формирую информацию, компетенцию упоминается:

Во-первых: традиционными методами, которые заложены в структуре учебника а именно:

  • Работа со всевозможными справочниками ( новые учебники снабжены грамматическими справочниками; лексическим словарем; разного рода приложений; иллюстративной папкой) Используя эти приложения ученики учатся добывать информацию из письменной речи и использовать ее для обсуждения или выполнения различных коммуникативных заданий
  • Прослушивание аудиозаписей, без которых освоение иностранного языка невозможно. Мною собран богатый аудиоматериал по устным грамматическим темам

Ценность этой формы работы состоит в тот, что дети слушают аутентичные записи, тем самым расширяют свой лексический запас, совершенствуют фонетические навыки и пополняют свои знания о культуре носителей языка.

  • Видеоподдержка урока несомненно повышает мотивацию школьника. Просмотр видеофильмов -это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения.Ученики обогащают свой лексический запас, необходимый для разговорной речи, запоминают много слов из «слэнга», учатся вести диалоги разной тематики на основе просмотренного материала.

Во-вторых: стараюсь внедрить в свою работу альтернативные приемы информатизации учебного поля школьника. Такие как: компьютерные технологии, без которых изучение иностранного языка в настоящее время становится невозможным. Мои ученики выполняют разного рода задания, с привлечением интернет- ресурсов..

Наиболее эффективными являются:

  1. Создание проектных работ. Это самый ёмкий вид ученической деятельности, который включает в себя не только сбор необходимой информации и его разумное размещение на сайте.

Детям нравится такой вид работы, поскольку ребенок видит  реальный продукт своей деятельности, который может быть оценен не только его друзьями, но и выставлен в Интернет-паутину.

Новые учебники предлагают нам реально-существующие сайты, в которых наши дети могут разместить свои работы.    

  1. Защита рефератов с применением Интернет информации приобщает учащихся к исследовательской деятельности и формирует у учащихся умения владеть специфической лексикой и правильно строить свое выступление.
  2. Презентация дает возможность ученику выразить и показать себя и свои и приобретенные знания.
  3. Ученическое информационно-техническое сопровождение урока  обеспечивает соучение и  мобилизирует учащихся к поиску разных видов получения необходимой информации. Могу сказать, что такой вид деятельности не только расширяет мотивационное поле учащихся, но и является большим иллюстрационным помощником учителя. В своей практике я ввела оценку «за информационно – техническое  сопровождение уроков».  Максимальный балл – 10 баллов. Это стимулирует учащихся  в подготовке к уроку.
  4.  E – mail  работа  расширяет языковую компетенцию и подвигает  ученика на более глубокое  изучение  лексики, орфографии  и  организации  личного  и официального письма. Такого вида общение как  «Chat»  и «Е – mail»  осуществляется  всеми учениками, имеющими  Интернет. Так,  мои ученики общаются с жителями Канады, Австралии и Америки. Полученной интересной информацией они делятся на уроках английского языка
  5.  Я так же расширяла информационное поле учащихся, используя так  называемый прием:  «Touch – method»  (метод  «прикосновения» или соприкосновения с проблемой). Суть его состоит в следующем : Ученики живут в массе иностранных слов,  которые их окружают везде, начиная со слова «supermarket» и заканчивая такими словами  как  «enter», «promoter»  (энтер,  промоутер, супервайзер…). Сталкиваясь с этим, ученики вынуждены знать их значение, чтобы не думать что «Hot – dogs» - это «горячие собачки».  Мы учим эти слова как только ребенок соприкоснулся с трудностью их перевода . Это очень плодотворная работа, т. к. дети хотят понимать песни, переводить стихи, знать международные знаки, разбираться в инструкциях и надписях на продуктах, постерах,  технике и т. д.

 Таким образом формируя информационное поле учащихся, мы:

       1)    формируем способность учащихся:

  • Находить и анализировать необходимые сведения
  • Выбирать главное
  • Использовать выбранное для решения своих собственных целей
  • Создавать новый продукт на базе полученных данных

       2)   совершенствуем умения ориентироваться в информационных потоках. И всем этим мы         формируем  конкурентоспособную личность.

        3) развиваем  навыки самообразования у учащихся, так как сегодня как никогда от человека требуется развивать собственную функциональную компетентность,  а также способность к адаптации и мобильности в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с методами обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции у...

статья на конференцию"Формирование професиональных компетенций на уроках иностранного языка

Интегрированные занятия как одна из форм формирования профессинальных компетенций....

Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

"Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка" ( печатный вариант + компьютерная презентация) педагогический проект...

Формирование речевых компетенций на уроке иностранного языка посредством Интернет технологий

Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:• формировать и...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка"

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, так как коммуникативная компетенция ори...

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка

Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...