Учитель иностранного языка: мастерство и личность
опыты и эксперименты по английскому языку по теме

  Какой бы личностью ни был человек, он не может быть учителем, если не владеет методическим мастерством. Чем бы не занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он –мастер своего дела.

 

Овладение методическими знаниями обеспечивает восхождение лишь на первую ступеньку профессионализма – уровень грамотности. Важно заметить, что имеется в виду именно система знаний. Чтобы подняться на второй уровень, нужно овладеть уже накопленным опытом использования известных приемов, методов, технологий обучения

Новые политические, социально-экономические и культурные изменения в России и во всем мире расширяют потребности и возможности межкультурного общения людей.

Такую возможность в настоящее время предоставляет электронный портфолио.

Профессиональный электронный портфель учителя иностранного языка – это организованная коллекция работ, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

Цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты педагогической деятельности (обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной), обеспечить мониторинг профессионального роста педагога.

В основу методического  портфолио может быть положена структура, включающая разделы:
«Портрет»;
«Коллектор»;
«Рабочиематериалы»;
«Достижения».

Портфолио педагога – это одна из форм анализа, обобщения и презентации его педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_in.yaz_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель иностранного языка: мастерство и личность

Куминова Екатерина Ивановна ,

Учитель английского языка ГБОУ СОШ № 145 г. Санкт- Петербург

    Чем бы не занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он –мастер своего дела. И это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффективности, а в эффективности труда.

 Учитель, не владеющий методическим мастерством, учитель неквалифицированный – это беда не одного какого–либо коллектива, это беда всего общества.

 Какой бы личностью ни был человек, он не может быть учителем, если не владеет методическим мастерством. Все педагоги прошлого, все исследователи проблемы подготовки учителя в наше время подчеркивают, что учитель прежде всего должен овладеть мастерством своего дела. Даже если учитель обладает глубокими научными знаниями, прекрасно владеет языком, но не владеет методическим мастерством, т.е. попросту не умеет научить других, то ему лучше подыскать себе другое дело, либо осознать необходимость методического мастерства для учителя.

         Есть мнение, будто хорошее владение иностранным языком автоматически обеспечивает учителю и хорошее качество обучения. Однако профессионализм педагога состоит не только в овладении базисной компетенцией по предмету (ЗУН), а перенос ЗУН в многообразные ситуации профессиональной деятельности и социальной жизни в условиях рыночной экономики.

Есть мнение, будто преподавание – это искусство, а не наука. Как сказал Джон Стейнбек, учитель – мастер – это великий художник, а как мало великих художников в мире.  Преподавание это в определенной мере искусство.

 Есть еще одно мнение, что главное в преподавании – это личность учителя. Несомненно, личность учителя-  важнейший фактор успешного обучения. Именно высокое мастерство позволит учителю как личности раскрыть и выразить себя.

         Овладение методическими знаниями обеспечивает восхождение лишь на первую ступеньку профессионализма – уровень грамотности. Важно заметить, что имеется в виду именно система знаний, причем знаний научных, а не эмпирических.

         Чтобы подняться на второй уровень, нужно овладеть уже накопленным опытом использования известных приемов, методов, технологий обучения.

 Переход на уровень мастерства возможен только после освоения такого элемента методической культуры, как творчество. Этот элемент принципиально важен для подготовки (самоподготовки) учителя.

 Что касается уровня мастерства, то он может и должен быть целью обучения, целью совершенствования, а также целью самосовершенствования учителя.

Новые политические, социально-экономические и культурные изменения в России и во всем мире расширяют потребности и возможности межкультурного общения людей. Иностранный язык используется как инструмент общения в диалоге культур и стран современного мира. Учителю как носителю всего нового и прогрессивного необходимо создать паспорт компетенций квалификаций, инструмент учебной, творческой, социальной и рефлексивной деятельности. Такую возможность в настоящее время предоставляет электронный портфолио.

Профессиональный электронный портфель учителя иностранного языка – это организованная коллекция работ, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения. В подготовке учителя портфель призван формировать мотивацию успеха. Информационные и коммуникационные технологии трансформируют стандарты профессиональной компетенции и требуемый уровень критического мышления, поэтому электронный портфель (компьютерная деятельность + рефлексия) является средством карьерного роста и показателем профессиональной культуры современного учителя иностранного языка.

 Портфолио - это одна из форм анализа, обобщения и презентации педагогического опыта педагога, одна из форм рефлексии и представления результатов педагогической деятельности. Портфолио - это папка, содержащая многообразную информацию и документирующая приобретенный опыт и достижения, средство мониторинга профессионального развития педагога.

Цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты педагогической деятельности (обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной), обеспечить мониторинг профессионального роста педагога.

 Задачи портфолио:

  •  Систематизация учебно-методического материала.
  • Мониторинг развития профессионализма преподавателя, мотивация к постоянному повышению квалификации.
  • Развитие рефлексии и критического мышления педагога.
  • Выявление зон трудностей для педагога и обучаемых.
  • Раскрытие творческого потенциала педагога.

        Хочется поделиться изученным опытом  создания электронного портфолио  

        Портфолио педагога – это одна из форм анализа, обобщения и презентации его педагогического опыта.

        Портфолио – это своеобразный отчет педагога о своей работе, одна из форм рефлексии его деятельности и представления своих результатов окружающим.  

        В основу методического  портфолио может быть положена структура, включающая разделы:
«Портрет»;
«Коллектор»;
«Рабочиематериалы»;
«Достижения».

        В разделе «Портрет» автор портфолио представила разнообразную информацию о себе. Этот раздел должен отражать особенности его личности, поэтому он содержит характеристику, фотографии, размышления самого владельца портфолио, отзывы о его деятельности различных участников образовательного процесса (руководителей, коллег, обучающихся и их родителей, друзей, партнеров образовательного учреждения и других людей).

        В «Коллектор» включаются наиболее важные материалы, которые связаны с содержанием портфолио, но не являются продуктом деятельности его владельца. Этот раздел является своеобразным накопителем новой информации (материалы по самообразованию, исследования различных авторов по проблеме, интересной для педагога).

        «Рабочие материалы» - раздел, куда включены все материалы, разработанные автором портфолио: авторские программы, рабочие учебные программы, программы факультативов, модульные программы, планы, методические и дидактические материалы, описание опыта использования современных образовательных технологий, статьи и иные публикации, разработки различных внеклассных материалов, конспекты открытых, или наиболее интересных, уроков, материалы выступлений и сообщений на различных методических мероприятиях разного уровня. Рубриками этого раздела могут быть: «Учебно-методическая деятельность педагога», «Научно-методическая работа», «Внеучебная деятельность», «Исследовательская деятельность».

        Раздел «Достижения» содержит материалы, которые, по мнению владельца портфолио, демонстрируют его успехи в различных видах профессиональной деятельности. В этот раздел помещены рубрики: «Учебные достижения обучающихся», куда включена информация о результатах обученности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, об уровне мотивации обучающихся, результатах их исследовательской деятельности; «Участие в конкурсах», «Повышение квалификации».

 Учитель строит обучение иностранному языку на компетентно-деятельностной основе и практико-ориентированном коммуникативном подходе. Основной целью обучения является практическое владение иностранным языком, умение получить и использовать обширную информацию в целях общения. Использование ИКТ – это не только технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

         Широкое использование ИКТ открывает новые возможности в преподавании иностранного языка. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации  и активизации  речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп обучения.

Существует пять основных направлений использования ИКТ :

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных  

   обучающих систем.

2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.

3. Создание собственных мультимедийных презентаций.

4. Использование ИКТ во внеклассной работе.

5. Использование ресурсов сети Интернет.

        Автором разработано: электронный учебник по английскому языку для 4 класса, обучающие и контролирующие, компьютерные программы, языковые, речевые и коммуникативные игры, контрольные работы по грамматике, интерактивные упражнения. Занятия проводятся в компьютерном классе.

                Любой профессии можно и нужно научить, можно и нужно учиться. Две главные составляющие Учителя – мастерство и личность неповторимы, но они как маяки указывают и дают возможность стать профессионалом.

        Ценность учителя заключается не только в том, что он ретранслирует знания, а в его социально-профессиональной, личностной значимости, его нравственные позиции. Важно учителю передать свое искусство молодому поколению, студентам – будущим учителям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)

Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ РМО.

Статья  из опыта работы в качестве руководителя РМО учителей иностранного языка. Как формируются профессиональные качества учителя в рамках работы РМО....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)...