Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)
учебно-методический материал
Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.07 КБ |
![]() | 481 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)
Функциональная грамотность в России
Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике примерно в 70-е годы XX века. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался.
Для определения уровня форсированности функциональной грамотности в мировой практике используется Тестирование PISA. Тестирование по функциональной грамотности проводится каждые три года, и в последний раз, в 2018 году, результаты школьников из РФ снизились – особенно это коснулось читательской грамотности. По уровню функциональной грамотности российские дети находятся на среднем уровне среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Поэтому среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года было определено вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Формирование функциональной грамотности становится приоритетной, важной задачей. Оно является составной частью реализации ФГОС и отражают уровень сформированности УУД в практической жизнедеятельности.
Грамотность определяется как умение правильного безошибочного выполнения действий представляет собой базовый элемент его культуры. В связи с усложнением форм и каналов коммуникации, информационным, технологическим наполнением социума, для современного человека грамотность наполняется новыми значениями.
В настоящее время сложились актуальные противоречия:
- между потребностями современного общества в грамотном поколении, готовом к саморазвитию, и недостаточной подготовкой обучающихся к целенаправленному саморазвитию;
- между имеющимися потенциалами субъектов и образовательной среды и отсутствием положений, теорий, актуализирующих саморазвитие обучающихся с учетом грамотности;
- между требованиями теории и практики в обеспечении саморазвития современного человека на основе грамотности и недостаточной разработанностью современных средств и технологий саморазвития.
Виды грамотности:
- коммуникативная (умения и навыки устной и письменной коммуникации, адекватное коммуникативное поведение в рамках учебной и профессиональной деятельности);
- культурная (интеграция интеллектуальной, практической и духовной составляющих);
- психологическая (способность к эффективному взаимодействию, использование психологических знаний и моделей поведения с различными категориями людей);
- информационная (стремительное обновление современных научных знаний обусловливает необходимость использовать огромные базы информации);
- терминологическая (освоение терминологии и категорий);
- компьютерная (появление современных информационных технологий предъявляет к современному человеку требование владения компьютерными технологиями для успешного осуществления учебной и профессиональной деятельности);
- визуальная (для визуализации больших объёмов данных способность к восприятию 3D изображений позволяет глубже понять изучаемые явления);
- научная (обусловлена современными научными ресурсами, использованием современных достижений науки);
- технологическая (современный уровень развития техники и аппаратуры, электронное образование, дистанционные формы обучения);
- медиаграмотность (способность использовать медиатексты, современные мультимедиа-средства);
- сетевая (внедрение сетевой инфраструктуры обеспечивает сотрудничество, доступ к исследовательским сервисам, базам данных);
- правовая (связана с повышением правовой информированности населения).
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность - способность человека использовать знания, умения, навыки в условиях его взаимодействия с социумом, т.е возможность адаптироваться и функционировать в современном обществе. Формирование функциональной грамотности является приоритетной задачей образования, развития и воспитания, поскольку способность использовать постоянно приобретаемые знания, умения и навыки влияет на решение различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотный человек ориентируется в современном мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Основные компоненты функциональной грамотности
Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.
Компоненты функциональной грамотности:
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Читательская грамотность как основа функциональной грамотности представляет собой способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Индикаторами функциональной грамотности выступают информационная, коммуникативная, компьютерная грамотность.
Показатели грамотности как ресурса саморазвития: нравственные приоритеты, гуманность, совершенствование, стабильная учебная успешность, активность, интерес к поиску новых знаний, самостоятельность в учебной деятельности.
Условия формирования функциональной грамотности:
Содержательные - ориентация на обеспечение построения содержания учебного предмета с учетом ориентации на саморазвитие личности - практико-ориентированные знания (сведения, научные понятия, инструкции, навыки работы с таблицами, графиками, интерпретация и резюмирование информации).
Технологические - применение инновационных технологий обучения организации самостоятельной работы учащихся, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий (технология проектного обучения).
Организационные - организация сотрудничества (оценка функциональной грамотности с помощью презентации проектов, организации дебатов, дискуссий).
Логические приемы | Примеры заданий |
1. уровень - знание | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. уровень - понимание | Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. уровень - использование | Применить, проиллюстрировать, решить |
4. уровень - анализ | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. уровень - синтез | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план |
6. уровень - оценка | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Условия: формирование мотивации, способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение), развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, обобщать текст, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса.
Саморазвитие как инструмент управления своим развитием
Проблемой саморазвития люди интересовались с древности. Например, Сократ (469-399 до н. э.) воспитывал в своих учениках готовность к дальнейшему саморазвитию. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях, в гимназиях и вел со слушателями собеседования, состоящие из наводящих вопросов, отвечая на которые, собеседник самостоятельно делал выводы.
Саморазвитие можно рассматривать как процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием и самосовершенствованием. Саморазвитие как процесс сознательного становления личности, способствует освоению нового опыта, реализации своих возможностей, осуществлению выбора в различных жизненных ситуациях. Результатом саморазвития как процесса самосовершенствования, является самореализация человека.
Ребенок — саморазвивающаяся, самодвижущаяся, самосовершенствующаяся система. Его внутренний мир — результат взаимодействия психики с окружающим миром. Формы саморазвития бывают и бессознательные (ориентация, подражание, копирование, приспособление), и сознательные (осознанное подражание, осознанное приспособление и самовоспитание как высшая форма).
Факторы, влияющие на саморазвитие:
Внутренние факторы, способствующие саморазвитию: осознание необходимости саморазвития; направленность на саморазвитие; уровень знания человека о себе; четкое представление о своих возможностях, целях и желаниях; уверенность в себе; открытость новому опыту; успешное преодоление возрастных и личностных кризисов; физическое и психическое здоровье; систематические усилия по реализации своего развития; позитивные результаты саморазвития, вдохновляющие человека на новые и новые достижения.
Внутренние факторы, препятствующие саморазвитию личности: отсутствие мотивации и направленности на саморазвитие; детские комплексы, психологические травмы; страхи; неуверенность в себе; низкий уровень знания о себе и ограниченный взгляд на окружающий мир; низкий уровень рефлексии и интеллектуальной активности; отсутствие четкого представление о своих возможностях, целях и желаниях; отсутствие физического и психологического благополучия; трудности в преодолении возрастных и личностных кризисов; неразвитая воля; потеря смысла своего существования.
Внешние факторы, способствующие саморазвитию: воспитание, формирующее ценность в саморазвитии; поддержка родных и близких; социальное одобрение; наличие здоровой конкуренции; ценности человека совпадают с ценностями тех социальных групп, с которыми он взаимодействует; трудности, которые требуют от человека мобилизации его ресурсов и преодоления себя; результаты саморазвития имеют социально значимую ценность.
Внешние факторы, препятствующие саморазвитию личности: неблагополучные отношения в семье; с другими людьми; социальное давление; отсутствие социального одобрения; ценности человека вступают в конфликт с ценностями тех социальных групп, с которыми он взаимодействует; социальное неравенство; нестабильная социальная ситуация; экономические, социальные, культурные кризисы общества.
Индикаторы функциональной грамотности:
- общая грамотность (написать сочинение, реферат, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, написать заявление);
- компьютерная грамотность (искать информацию в сети интернет);
- информационная (находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов, пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки);
- коммуникативная (работать в группе, в команде, расположить к себе других людей).
Предварительный просмотр:
Место проведения: РТ, Высокогорский р-н, ул. Гагарина, 9
| МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1» Высокогорского муниципального района РТ Программа семинара по проблеме «Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка» Руководитель: Баязитова Р.Н.,методист МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» ж/д. ст. Высокая Гора, 26 января 2022 год | |||||
№ | Тема | ФИО учителя | ||||
1 | Подключение, открытие семинара | Баязитова Р.Н , методист МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» | ||||
2 | «Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся». | Алеева Э.Г., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Высокогорская СОШ №1» | ||||
3 | Открытый урок в 11 классе по теме «Проблемы города и деревни» | Алеева Э.Г., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Высокогорская СОШ №1» | ||||
4 | Открытый урок в 10 классе с применением приемов формирования читательской грамотности по теме «The Railway Children» by Edith Nesbit | Тимашева Р.Л., учитель английского и немецкого языков «МБОУ Высокогорская СОШ №1» | ||||
5 | «Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка» | Тимашева Р.Л., учитель английского и немецкого языков МБОУ «Высокогорская СОШ №1» | ||||
6 | Мастер класс по теме «Содержание функциональной грамотности на уроках английского языка» | Хакимуллина Г.Ш., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Высокогорская СОШ №1» | ||||
7 | Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе» | Каюмова Н.Р., учитель ского языка 1 квалификационной категории англий Высокогорская СОШ №1» | ||||
8 | Отрывок сценки «The Town Mouse and the Country Mouse», диалог по теме «Все, что я люблю» | Каюмова Н.Р., учитель английского языка 1 квалификационной категории МБОУ « Высокогорская СОШ №1» | ||||
9 | Открытое занятие по внеурочной деятельности по формированию метапредметных связей при обучении английскому языку в 1 классе по теме «Путешествие по континентам» | Абзалова А.И., учитель английского языка МБОУ «Высокогорская СОШ №1» | ||||
10 | «Реализация метапредметных связей на уроках иностранного языка» | Абзалова А.И., учитель английского языка МБОУ «Высокогорская СОШ №1» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/03/picture-177598-1504430670.jpg)
Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Развитие познавательной компетенции учащихся в условиях введения ФГОС" 2019
Данный материал предназначен для учителей английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1051786-1536519612.jpg)
Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"
Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/27/picture-1260594-1601226370.jpg)
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-139344-1352572444.jpg)
Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"
Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/04/picture-1383853-1643985438.jpg)
Выступление на семинаре учителей иностранного языка
Данное выступление раскрывает методы подготовки учащихся к олимпиадам и ВПР...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/29/picture-1518583-1711668095.jpg)
Технология развития критического мышления на примере содержания УМК " Spotlight" 5 класс (презентация к выступлению на районном семинаре учителей иностранного языка)
обзор на тему развитие критическое мышление на уроках английского языка (выступление на районном семинаре)...