Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)
учебно-методический материал

Алеева Эльза Гусмановна

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx20.07 КБ
Microsoft Office document icon 2022_seminar_vsosh_1.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся. (материал для выступления на семинаре учителей иностранного языка) 

Функциональная грамотность в России

             Понятие «функциональная грамотность» появилось в педагогике примерно в 70-е годы XX века. По факту, функциональная грамотность – это базовые навыки жизни в обществе, которые будут востребованы, чем бы человек ни занимался. 

Для определения уровня форсированности функциональной грамотности в мировой практике используется Тестирование PISA. Тестирование по функциональной грамотности проводится каждые три года, и в последний раз, в 2018 году, результаты школьников из РФ снизились – особенно это коснулось читательской грамотности. По уровню функциональной грамотности российские дети находятся на среднем уровне среди стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Поэтому среди приоритетов национального развития РФ до 2024 года было определено вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования. Формирование функциональной грамотности становится приоритетной, важной задачей. Оно является составной частью реализации ФГОС и отражают уровень сформированности УУД в практической жизнедеятельности.

          Грамотность определяется как умение правильного безошибочного выполнения действий представляет собой базовый элемент его культуры. В связи с усложнением форм и каналов коммуникации, информационным, технологическим наполнением социума, для современного человека грамотность наполняется новыми значениями.

         В настоящее время сложились актуальные противоречия:

- между потребностями современного общества в грамотном поколении, готовом к саморазвитию, и недостаточной подготовкой обучающихся к целенаправленному саморазвитию;

- между имеющимися потенциалами субъектов и образовательной среды и отсутствием положений, теорий, актуализирующих саморазвитие обучающихся с учетом грамотности;

- между требованиями теории и практики в обеспечении саморазвития современного человека на основе грамотности и недостаточной разработанностью современных средств и технологий саморазвития.

Виды грамотности:

- коммуникативная (умения и навыки устной и письменной коммуникации, адекватное коммуникативное поведение в рамках учебной и профессиональной деятельности);
- культурная (интеграция интеллектуальной, практической и духовной составляющих);
- психологическая (способность к эффективному взаимодействию, использование психологических знаний и моделей поведения с различными категориями людей);
- информационная (стремительное обновление современных научных знаний обусловливает необходимость использовать огромные базы информации);
- терминологическая (освоение терминологии и категорий);
- компьютерная (появление современных информационных технологий предъявляет к современному человеку требование владения компьютерными технологиями для успешного осуществления учебной и профессиональной деятельности);
- визуальная (для визуализации больших объёмов данных способность к восприятию 3D изображений позволяет глубже понять изучаемые явления);
- научная (обусловлена современными научными ресурсами, использованием современных достижений науки);
- технологическая (современный уровень развития техники и аппаратуры, электронное образование, дистанционные формы обучения);
- медиаграмотность (способность использовать медиатексты, современные мультимедиа-средства);
- сетевая (внедрение сетевой инфраструктуры обеспечивает сотрудничество, доступ к исследовательским сервисам, базам данных);
- правовая (связана с повышением правовой информированности населения).

Функциональная грамотность

            Функциональная грамотность - способность человека использовать знания, умения, навыки в условиях его взаимодействия с социумом, т.е возможность адаптироваться и функционировать в современном обществе. Формирование функциональной грамотности является приоритетной задачей образования, развития и воспитания, поскольку способность использовать постоянно приобретаемые знания, умения и навыки влияет на решение различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотный человек ориентируется в современном мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Основные компоненты функциональной грамотности

            Международное исследование функциональной грамотности  PISA относит к компонентам функциональной грамотности читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.

Компоненты функциональной грамотности:

- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

           Читательская грамотность как основа функциональной грамотности представляет собой способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

          Индикаторами функциональной грамотности выступают информационная, коммуникативная, компьютерная грамотность.

          Показатели грамотности как ресурса саморазвития: нравственные приоритеты, гуманность, совершенствование, стабильная учебная успешность, активность, интерес к поиску новых знаний, самостоятельность в учебной деятельности.

Условия формирования функциональной грамотности:

Содержательные - ориентация на обеспечение построения содержания учебного предмета с учетом ориентации на саморазвитие личности - практико-ориентированные знания (сведения, научные понятия, инструкции, навыки работы с таблицами, графиками, интерпретация и резюмирование информации).

Технологические - применение инновационных технологий обучения организации самостоятельной работы учащихся, инициирующих самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий (технология проектного обучения).

Организационные - организация сотрудничества (оценка функциональной грамотности с помощью презентации проектов, организации дебатов, дискуссий).

Логические приемы

Примеры заданий

1. уровень - знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. уровень - понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. уровень - использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4. уровень - анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. уровень - синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6. уровень - оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

           Условия: формирование мотивации, способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение), развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, обобщать текст, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса.

Саморазвитие как инструмент управления своим развитием

           Проблемой саморазвития люди интересовались с древности. Например, Сократ (469-399 до н. э.) воспитывал в своих учениках готовность к дальнейшему саморазвитию. Он собирал большую аудиторию на афинских улицах, площадях, в гимназиях и вел со слушателями собеседования, состоящие из наводящих вопросов, отвечая на которые, собеседник самостоятельно делал выводы.

           Саморазвитие можно рассматривать как процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием и самосовершенствованием. Саморазвитие как процесс сознательного становления личности, способствует освоению нового опыта, реализации своих возможностей, осуществлению выбора в различных жизненных ситуациях. Результатом саморазвития как процесса самосовершенствования, является самореализация человека.

          Ребенок — саморазвивающаяся, самодвижущаяся, самосовершенствующаяся система. Его внутренний мир — результат взаимодействия психики с окружающим миром. Формы саморазвития бывают и бессознательные (ориентация, подражание, копирование, приспособление), и сознательные (осознанное подражание, осознанное приспособление и самовоспитание как высшая форма).

Факторы, влияющие на саморазвитие:

          Внутренние факторы, способствующие саморазвитию: осознание необходимости саморазвития; направленность на саморазвитие; уровень знания человека о себе; четкое представление о своих возможностях, целях и желаниях; уверенность в себе; открытость новому опыту; успешное преодоление возрастных и личностных кризисов; физическое и психическое здоровье; систематические усилия по реализации своего развития; позитивные результаты саморазвития, вдохновляющие человека на новые и новые достижения.

          Внутренние факторы, препятствующие саморазвитию личности: отсутствие мотивации и направленности на саморазвитие; детские комплексы, психологические травмы; страхи; неуверенность в себе; низкий уровень знания о себе и ограниченный взгляд на окружающий мир; низкий уровень рефлексии и интеллектуальной активности; отсутствие четкого представление о своих возможностях, целях и желаниях; отсутствие физического и психологического благополучия; трудности в преодолении возрастных и личностных кризисов; неразвитая воля; потеря смысла своего существования.

             Внешние факторы, способствующие саморазвитию: воспитание, формирующее ценность в саморазвитии; поддержка родных и близких; социальное одобрение; наличие здоровой конкуренции; ценности человека совпадают с ценностями тех социальных групп, с которыми он взаимодействует; трудности, которые требуют от человека мобилизации его ресурсов и преодоления себя; результаты саморазвития имеют социально значимую ценность.

             Внешние факторы, препятствующие саморазвитию личности: неблагополучные отношения в семье; с другими людьми; социальное давление; отсутствие социального одобрения; ценности человека вступают в конфликт с ценностями тех социальных групп, с которыми он взаимодействует; социальное неравенство; нестабильная социальная ситуация; экономические, социальные, культурные кризисы общества.

Индикаторы функциональной грамотности:

- общая грамотность (написать сочинение, реферат, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, написать заявление);

- компьютерная грамотность (искать информацию в сети интернет);

- информационная (находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов, пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки);

- коммуникативная (работать в группе, в команде, расположить к себе других людей).



Предварительный просмотр:

     

эмблема школы

Место проведения:

РТ, Высокогорский р-н,

ул. Гагарина, 9

        

МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»

 Высокогорского муниципального района РТ

Программа семинара по проблеме

 «Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка»

Руководитель:

Баязитова Р.Н.,методист МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

ж/д. ст. Высокая Гора, 26 января 2022 год

Тема

ФИО учителя

1

Подключение, открытие семинара

 Баязитова Р.Н , методист МКУ «Отдел образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

2

«Роль формирования функциональной грамотности в развитии личности учащихся».

Алеева Э.Г., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Высокогорская СОШ №1»

3

Открытый урок в 11 классе по теме «Проблемы города и деревни»

Алеева Э.Г., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Высокогорская СОШ №1»

4

Открытый урок в 10 классе с применением приемов формирования читательской грамотности по теме «The Railway Children» by Edith Nesbit

Тимашева Р.Л., учитель английского и немецкого языков

 «МБОУ Высокогорская СОШ №1»

5

«Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка»

Тимашева Р.Л., учитель английского и немецкого языков

МБОУ «Высокогорская СОШ №1»

6

Мастер класс по теме «Содержание функциональной грамотности на уроках английского языка»

Хакимуллина Г.Ш., учитель английского языка высшей квалификационной категории МБОУ «Высокогорская СОШ №1»

7

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка в начальной школе»

Каюмова Н.Р., учитель ского языка 1 квалификационной категории англий Высокогорская СОШ №1»

8

Отрывок сценки «The Town Mouse and the Country Mouse», диалог по теме «Все, что я люблю»

Каюмова Н.Р., учитель английского языка 1 квалификационной категории МБОУ « Высокогорская СОШ №1»

9

Открытое занятие по внеурочной деятельности по формированию метапредметных связей при обучении английскому языку в 1 классе по теме «Путешествие по континентам»

Абзалова А.И., учитель английского языка МБОУ «Высокогорская СОШ №1» 

10

«Реализация метапредметных связей на уроках иностранного языка»

Абзалова А.И., учитель английского языка МБОУ «Высокогорская СОШ №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"

Выступление на семинаре учителей иностранного языка по теме "Формирование метапредметной компетенции"...

Выступление на семинаре учителей иностранного языка

Данное выступление раскрывает методы подготовки учащихся к олимпиадам и ВПР...

Технология развития критического мышления на примере содержания УМК " Spotlight" 5 класс (презентация к выступлению на районном семинаре учителей иностранного языка)

обзор на тему развитие критическое мышление на уроках английского языка (выступление на районном семинаре)...