Работа с одарёнными детьми
статья по английскому языку на тему

Опыт работы с одарёнными детьми во внеучебных мероприятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление на семинаре74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель английского языка,

руководитель МО учителей иностранных языков

 МОУ гимназии № 2 г. Георгиевска

Марченко Е. В.

Методы и формы работы с одарёнными детьми во внеучебных мероприятиях.

Задачи:

  • мотивировать на развитие одарённости во внеучебных мероприятиях
  • развитие эмпатии к детям с узкой направленностью одарённости, испытывающим трудности в других видах учебной деятельности
  • обозначить широкие возможности развития одарённости во внеучебной деятельности
  • познакомить с методами, формами  работы с одарёнными  во внеучебных мероприятиях (практическая часть)

Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела сейчас особое значение. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.

 В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее время, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные программы, ставящие своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Особенно остро они востребованы на момент подготовки школьника в его профориентационной деятельности. Решение неизбежно возникающих при этом проблем должна обеспечить определенная система работы учреждения, предполагающая координацию всех заинтересованных структур школы.

Как известно, признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный заключается в наличии специфических стратегий деятельности, предполагает сформированность индивидуального стиля деятельности, особый способ организации знаний, своеобразный тип обучаемости. Мотивационный характеризуется повышенной избирательной чувствительностью, углубленной познавательной потребностью, ярко выраженным интересом к тем или иным занятиям, высокой требовательностью к результатам своего труда.

В концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» сказано, что в каждой школе должна быть создана такая среда, которая содействовала бы проявлению  и развитию способностей каждого ребенка.

В нашей гимназии уже больше года в рамках краевой экспериментальной площадки действует программа «Работа с одаренными детьми», основной целью которой является выявление типа одаренности ребенка и сопровождение его в учебном процессе. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- развитие способностей к самостоятельному обучению, обучение исследовательским навыкам и умениям, развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению нестандартных задач;

- повышение уровня учебной мотивации через включение учащихся в познавательную деятельность;

- формирование умения адаптироваться в различных социокультурных условиях;

- формирование готовности к участию в различных видах внеучебной деятельности.

В рамках действия этой подпрограммы определены формы и методы ведения внеурочной деятельности, направленной на развитие разных типов одаренности:

- создание системы внеучебных занятий (кружков, факультативов);

- организация развивающих внеучебных мероприятий по предмету;

- участие во Всероссийской олимпиаде школьников на всех этапах, начиная со школьного;

- участие в творческих конкурсах и заочных олимпиадах по предметам;

- организация индивидуальных консультаций по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям НОСТ «Ника».

Организация внеурочной деятельности определяется тремя уровнями.

         1.       Гимназический уровень. Одним из основных мероприятий гимназического уровня являются предметные недели. В результате проведения таких недель повышается интерес учащихся к предмету. Мероприятия, проведенные на основе межпредметной интеграции, формируют общенаучный понятийный аппарат, способствуют развитию базовых компетенций, в том числе и коммуникативной.

         2.       Муниципально-региональный уровень. Данный уровень предполагает взаимодействие обучающихся не только в гимназии, но и в пределах города, края. Для реализации данного направления установлено взаимодействие с партнерами, основным из которых является Пятигорский Государственный Лингвистический Университет. Старшеклассники ежегодно принимают участие в олимпиадах и конкурсах, фестивалях, проводимых ПГЛУ.

         3.       Всероссийский уровень. Обучающиеся всех возрастов участвуют в конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Британский бульдог», программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», олимпиадах Пермского центра одарённости и др.

В целях повышения исследовательской компетенции школьников традиционным является участие в ежегодной научно-практической конференции старшеклассников.

Организованная таким образом система внеучебной деятельности, направленная на развитие базовых компетенций одаренных детей, позволяет достигать следующих результатов:

- высокого процента участия во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников, в том числе и заключительном;

- повышения мотивации к исследовательской деятельности;

- формирование базовых компетенции у всех школьников.

        Внеклассная работа с одаренными детьми в гимназии многообразна. Это

 - участие в проектной и исследовательской деятельности,

- участие во Всероссийской заочной олимпиаде «Интеллектуально-творческий потенциал России», заочной олимпиаде «Поиск»,

- обучение в школе одарённых детей «Поиск», в Малой Академии Наук,  

- работа в Совете гимназии,

-  подготовка к ежегодной  гимназической научно-практической конференции,

- участие в подготовке и проведении предметных недель,

- подготовка к предметным олимпиадам,

- создание школьного сайта,

- работа научного общества старшеклассников «НИКА», клуба «Загадки Истории» для старшеклассников, «Эрудит» для младших школьников,

- участие в работе центров английской и немецкой культуры,

- деятельность пресс-центра,

- проведение рейтингов и интеллектуальных марафонов.

Только в этом учебном году приняли участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня:

  • 67 учащихся 1-4, 7-11 классов в I этапе заочной Всероссийской олимпиады «Познание и творчество» (г. Обнинск) «Интеллектуально-творческий потенциал России».  13 из них стали его лауреатами;  
  • 86 учащихся 1-4 классов - во Всероссийском заочном конкурсе – олимпиаде, проекте «Интеллект-экспресс», «Тайны русского языка»;
  •  68 учащихся 6-11 классов попробовали свои силы в Молодёжном географическом, 26 учащихся 7-11 классов - психологическом, 64 учащихся 6-11 классов  - биологическом, 113 учащихся 5-11 классов  - филологическом, 63 учащихся 7-11 классов – историческом, 109 учащихся 5-11 классов - математическом чемпионатах (г. Пермь). 172 учащихся 4-11 классов приняли участие в Пермском Молодёжном чемпионате по английскому языку;
  • 7 учащихся 9-11 классов поучаствовали в Международной ежемесячной олимпиаде «Эрудит»;
  • 213 учащихся в  заочной многопредметной олимпиаде «Интеллект» (г. Ставрополь);
  • 166 учащихся 3-11 классов во Всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку «Английский бульдог»,
  • 3 учащихся 11 классов - во Всероссийской заочной олимпиаде по физике (г. Санкт-Петербург).  8 ребят 9-11 классов приняли участие в 1 туре, 4 учащихся 11 классов во втором туре, 2 учащихся в третьем туре Всероссийской дистанционной олимпиаде по физике (г. Москва, МГУ);
  • 3 учащихся 5, 7 , 11 классов в 11-ой Всероссийской  Олимпиаде «Созвездие - 2010», «Человек – Земля – Космос»;
  • 74 учащихся 4 классов приняли участие в дистанционном тестировании «Кенгуру для начальной школы», 51 учащихся 9-11 классов - в дистанционном тестировании «Кенгуру – выпускникам», 174 учащихся 2-3 классов  приняли участие в Международном математическом конкурсе «Кенгуру»;
  • 57 ребят 4-11 классов приняли участие в 1 этапе Всероссийской дистанционной олимпиады «Инфознайка»;
  • 58 учащихся 5-11 классов поучаствовали в международном конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно».

Под руководством Алексиной Е. Ю. учащаяся 9-а класса Назыкова Татьяна стала участницей Интернет-конкурса «В коробке с карандашами», а ученица 11-б класса Минакова Е. поучаствовала во Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура». 4 учащихся 9-11 классов приняли участие в городском конкурсе компьютерных презентаций «Лицо войны на страницах семейного альбома», работа Саркисян Вигена отправлена на краевой конкурс.

Под руководством Бендюковой Г. М. ученик 11-а класса Савицкий Александр принял участие в олимпиадах СпбГУ, МФТИ и  МГУ «Покори Воробьёвы горы» по математике, и прошёл на очный тур. Также 1 учащийся принял участие в конкурсе по математике 63 МФТИ, а 2 ученика 11 классов поучаствовали в выездной физико-математической олимпиаде МФТИ. 4 учащихся 11 класса приняли участие в ежегодной физико-математической олимпиаде «Физтех – 2010» по Северо-Кавказскому федеральному округу.

Большое внимание работе с одарёнными детьми и внеклассной работе уделяет кафедра учителей иностранных языков. Так  учителями, работающими в 3-х, 4-х классах были проведены внеклассные мероприятия, посвящённые празднованию «Дню Матери» на английском языке для родителей. Такое же мероприятие было проведено учителем немецкого языка Соловых Н. Н. на немецком языке для родителей 7 класса. Также учителями иностранных языков были проведены общие уроки с учащимися 5-9 классов, посвящённые этому празднику.

В преддверии католического празднования Рождества  учителем Козыревым Б. Б. было проведено внеклассное мероприятие на английском языке для учащихся 5 б класса «Christmas».

Также  учащиеся 9-б и 11-а класса под руководством Улезко О. К. и Марченко Е. В. приняли участие в городском внеклассном мероприятии по английскому языку по теме «Глобализация», где представили свой проект “Globalization in developing science and technology”.

18 марта 2010 года на базе МОУ гимназии №2 прошел фестиваль "Шедевры любовной лирики европейской поэзии" в рамках городского  мероприятия по немецкому, французскому, испанскому языкам.  Участниками фестиваля стали ученики средних общеобразовательных школ №3, №1, №6, гимназии №2.  Ребята декламировали  свои любимые стихотворения,  делились собственными вариантами перевода, исполняли песни, показывали инсценировки.

Большая часть учащихся гимназии занимаются научно-исследовательской деятельностью, связанной с языками, изучаемыми в гимназии. Одной из недавно появившихся форм работы с одаренными детьми стало участие  ребят в региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодая наука – 2010», проводимом в пятигорском лингвистическом университете. В этом году такая конференция состоялась 15 апреля 2010 года. 27 учащихся 8-11 классов провели исследовательскую работу по лингвистике по темам «Canadian English»,  «Национальные особенности речевого этикета», «Формы обращения в английском языке», «Лексика британской школы: лингвострановедческий аспект значения», «Нехорошие» приметы», «Оценка человека”: в разговорно-сленговой сфере английского языка и их перевод на русский язык», «Многозначность английских слов как отражение исторического и культурного развития Британии посредством языка» и т.д.   Эти работы были подготовлены совместно с учителями иностранных языков Улезко О. К., Соловых Н. Н., Соболевой О. А., Марченко Е. В., Гатальской О. А., Милюхиной И. Г., Гущиной М. Н., Мартыненко С. В., Хромых Т. П., Барышевой Т. Г., Басановой Е. Н., Коробовой Л. С.

         Учащиеся 8 – 11 классов продолжают обучение в школе Юного переводчика, организованного совместно с преподавателями ПГЛУ.

Под руководством Улезко О. К. учащаяся 9-б класса Иванова Полина приняла участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку и стала её призёром.

23 марта прошла 42 научно-практическая конференция старшеклассников посвящённая 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, на которой ребята традиционно выступали с докладами по разным предметам. Конференция была открыта по традиции музыкально-литературной композицией «Памяти павших будем достойны», которую подготовила учитель русского языка и литературы Т.И. Лойко с группой учащихся 11 б класса. Были представлены работы следующие работы учащихся:

  1. «Этих дней не смолкнет слава». (Доклад по истории. Жукова Ирина, Котлярова Дарья, 10-Б. Руководитель – Алексина Е.Ю.)
  2. «Наука ковала Победу». (Доклад по химии. Симонян Анна и Скурковина Валерия, 10-Б. Руководитель Полякова Г.А.)
  3. «Музы не молчали» (Доклад по МХК. Чубина Елена, 10-Б, Рябоштан Андрей, 11-Б. Руководитель Гатальская Е.А.)
  4. «Вклад советских физиков в разгром фашистской Германии»». (Доклад по физике. Штоколова Маргарита, Геращенко Галина, 10-А. Руководитель Белозерцева Н.П.)
  5. «Цена Победы (избранные страницы художественной летописи Великой Отечественной войны)». (Доклад по литературе.  Лазечная Евгения, 10-Б. Руководитель – Панкратова Т.М.)
  6. «Вклад учёных биологов в Победу». (Доклад по биологии, Анисимова Евгения, Ляшенко Юлия, 10-Б. Руководитель – Димент Е.Б..)
  7.  «Вклад в Победу во второй мировой войне английских и американских писателей» (Доклад по английскому языку, Хутиева Тамара,  10-Б, Зимницкий Андрей, 11-Б. Руководитель – Коробова Л.С.)

Также 23 марта прошёл интеллектуальный марафон среди учащихся 1 – 8 классов по русскому языку, математике и английскому языку, истории, французскому языку и другим предметам.

В течение года прошли городские внеклассные мероприятия по разным предметам. Многие из них были посвящены празднованию 65-летия победы в Великой Отечественной войне.

Большая работа проводится по эколого-биологическому направлению под руководством учителя биологии Димент Е. Б.

- Так, например, в городском конкурсе «Знатоки природы», посвящённом празднованию Дня леса команда учащихся 8-б класса заняла 2 место.

- В городском конкурсе эрудитов сборная из ребят 8-10 классов одержала 1 место.  В городском фотоконкурсе «Природа в моём объективе», проводимом в рамках краевой акции «Сохраним природу Ставрополья», заняла 3 место.

- 9 учащихся 10 класса в XV краевой научно-практической конференции школьников «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья». 

- Целая команда учащихся гимназии от начальных до старших классов приняли участие в различных конкурсах, посвящённых Дню Птиц.  

- Под руководством Димент Е. Б. учащийся 9 класса принял участие в заочном туре XIV-ой Всероссийской научно-практической конференция «Открытие», а ещё один ученик 9 класса принял участие во II Межрегиональной олимпиаде по биологии и экологии.

          В гимназии также ведётся работа и  по краеведению. Так команда учащихся 6-9 классов под руководством учителей Димент Е. Б. и Забильской Н. А. заняли 2 место в XVII слете участников туристско-краеведческого движения  «Отечество».

Под руководством учителя истории и обществознания Алексиной Е. Ю. 1 ученик 11 класса принял участие в городском конкурсе творческих и  исследовательских работ те, а Семенченко Василина стала призёром городской викторины «Символика Российской государственности».

         Под руководством учителя русского языка Соломнишвили О. И. учащаяся 7-б класса Оганесян Римма заняла 1 место в городском конкурсе  журналистских  статей  «Город  мой  родной», а учащийся 7 класса Карагёзов А. занял 2 место в  городском конкурсе сочинений и творческих работ по проблемам  межнационального общения «Песни поем на разных языках, а Родина у нас одна – Россия».

Под руководством учителей информатики Назаровой А. В. и Зарянского М. Н. 6 учащихся гимназии приняли участие

- в городском конкурсе фотографий, 4 из них стали победителями конкурса.

- 4 ученика  10-11 классов - в конкурсе творческих работ, посвящённых 65-летию Победы в Великой Отечественной войне среди старшеклассников Ставропольского края, 1 из ребят стал лауреатом конкурса.

- 3 ученика 10 класса -  в проекте «Информатизация школы глазами учеников».

121 учащийся 9-11 классов приняли участие в городской акции, посвящённой 65-летию победы в Великой Отечественной войне «Вспомним всех поимённо». Ученики 6-11 классов приняли участие в городском конкурсе-фестивале «На земле казачьей соберёмся кругом», в результате которого 3 учащихся заняли 1 место, 2 ученика – 2 место, 1 ученик стал дипломантом, и ещё один получил специальную грамоту.

Команда учащихся гимназии 7-11 классов заняли 54 призовых мест в городских олимпиадах, 3 из которых стали победителям, а 9 призёрами краевой олимпиады школьников.

6 апреля большая группа учащихся под руководством учителя музыки Лебединской Н. Г. и заместителя директора по воспитательной работе гимназии Гайворовской А. В. приняли участие в ежегодном городском конкурсе художественной самодеятельности, посвящённое 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

5 учащихся 9-11 классов одержали победу в общегородской интеллектуальной игре «ВЕРШИНА».

В марте состоялся традиционный гимназический конкурс «Ученик года».

В рамках работы пресс-центра был продолжен выпуск гимназического журнала «Начало», освещались все события гимназии, были подготовлены к выпуску материалы научно-практической конференции.

Опыт работы нашей гимназии, прошедшей путь от средней школы с углублённым изучением английского языка к одному из лучших учебных заведений края, показывает, что при правильной организации учебно-воспитательного процесса реализуется главная цель личностно ориентированного образования – раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...