ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
статья по английскому языку на тему

Как обучать английскому языку с помощью компьтерных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon computer.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Необходимость внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности  все очевиднее. Трудно представить современное учебное заведение без компьютерного класса. Компьютер стал такой же необходимостью, как калькулятор, записная книжка, печатная машинка, музыкальный центр, устройство для доступа и хранения информации.

Новые информационные и компьютерные технологии на мой взгляд открывают новые перспективы во всех сферах образования.

Всe мы, когда учимся, по-разному усваиваем новые знания: одни легче запоминают материал, читая учебник, другие на слух, во время занятия или лекции. Но, без сомнения, наилучший результат достигается, если воспринимать информацию одновременно всеми органами чувств и эту возможность предоставляют нам средства мультимедиа. Они изменили процесс изучения самых разных предметов, в частности, иностранных языков

        Обучение с помощью мультимедиа обладает несомненными преимуществами.

Один компакт-диск может хранить содержание книг, которые заняли бы целую книжную полку. На поиски нужной информации уйдет гораздо меньше времени: не нужно перелистывать страницы учебников, нажмите кнопку мыши — и нужные сведения перед вами. Предположим, вы преподаете английский язык. Все грамматические правила и упражнения необходимые для полного закрепления студентами материала  подробно уместились бы только в толстой энциклопедии. Но если тексты сопроводить рисунками, пояснениями лектора, видео и мультфильмами и записать все это на компакт-диск, ваша энциклопедия, которая уместится на ладони, превратится в нечто совершенно новое. Компьютер пишет каждое новое слово и его перевод на ваш родной язык. Если вы хотите, он произнесет это слово столько раз, сколько вам нужно, чтобы оно прочно засело в памяти. Современные программы позволяют записать собственное произношение, а затем, прослушав запись, сравнить с правильным. Значение каждого слова будет пояснено картинкой, вы услышите подробный комментарий, просмотрите короткий видеофильм. А в конце занятия компьютер проверит, насколько хорошо вы усвоили материал.

Формы работы с компьютерными обучающими программами  включают:

  • изучение лексики;
  • отработку произношения;
  • обучение диалогической и монологической речи;
  • обучение письму;
  • отработку грамматических явлений.

        Сейчас на рынке программных продуктов имеется широкий спектр различных разработок для обучения иностранному языку. Они могут использоваться как для изучения самостоятельно, так и для использования их на занятии в университете. Одним из лидеров-производителей образовательных программ является компания “Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение”. Подробно остановлюсь на одной их разработке.

        Описание курса «English Gold 2000» от компании «Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение»:

        Данный программный пакет рассчитан в основном для изучающих начального уровня. Курс рассчитан на полтора года кропотливых уроков.

        Для начала рекомендуется пройти курс под название “Фонетика” на этом же диске. Предлагается курс подробного изучения фонетики учитывая все тонкости образования слогов, постановки ударений, подбора правильного ритма и интонации. Все это оснащено аудиофрагментами, т.е. на каждое правило произношения имеется достаточно много как одиночных слов так и предложений, прослушав которые начинающий действительно сможет усвоить все фонетические правила.

Теперь можно непременно переходить к урокам которые в свою очередь состоят из нескольких частей.

Для отработки навыков диалогового общения предусмотрена система "Диалог". Она представляет собой среду, в которой обучаемому демонстрируется диалог, статья, отрывок из популярного фильма. Среда позволяет обучаемому, прослушав диалог целиком, без пауз, перейти в режим прослушивания по шагам с повторами, записать и сравнить как на слух, так и визуально свой вариант произношения с эталонным, написать весь текст диалога в форме диктанта.

Система активного пополнения словарного запаса (словарь)

Представляет собой учебную среду, в которой обучаемый пополняет свой словарный запас. Обучение проходит последовательно на 3 этапах:

На первом этапе компьютер в цикле называет слова (около 15), показывая их при этом на иллюстрации или в тексте, а обучаемый по мере запоминания исключает их из цикла повтора нажатием на клавишу мыши. Выбранные таким образом слова помечаются галочкой. Этап моделирует известный методический прием - работу с карточками. По завершении этапа автоматически включается этап 2.

Второй этап предлагает пользователю выполнить обратное действие, а именно: показать на называемый компьютером объект или его название. При этом если слово указано верно - оно исключается из цикла, если нет - то пользователю выдается голосовое сообщение об ошибке и показывается правильный вариант ответа, а при следующем повторном цикле слово повторяется. Таким образом, переход на 3-ий этап автоматически осуществляется лишь тогда, когда все слова на втором этапе обучаемый укажет правильно.

Третий этап предназначен для отработки произношения новых слов. Он позволяет по выбору прослушать новое слово, записать свой вариант его произношения, прослушать его и сравнить с эталонным как визуально (по осциллограмме), так и на слух.

Работа с грамматическими упражнениями

Система обучения грамматике представляет собой систематизированный текстовый учебник по грамматике, снабженный упражнениями по заполнению пропущенных фрагментов в тексте, нахождению ошибок. В каждом упражнении надо угадать пропущенное в тексте слово, поставить его в правильную форму или найти ошибку. При этом можно как впечатывать пропущенное слово или словосочетание, так и выбирать его из списка.  Подсистема снабжена подсказкой, выбрав которую, студент получает требуемое слово или словосочетание

Помимо программных разработок хочу подробно остановиться на более дешевом источнике информации, конечно же это Internet  - сеть,  созданная непременно для соединения компьютеров и общения людей.

Интернет обеспечивает нас текстовой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией.Использование Интернет-технологий включает в себя:

  • переписку по электронной почте с носителями языка и изучающими английский язык как иностранный в других странах (современный, живой язык, оперативность информации, возможность изучения другой культуры, получение знаний из "первых рук");
  • участие в телекоммуникационных международных проектах (повышение уровня владения языком, развитие общего кругозора, получение специальных, необходимых для выполнения конкретного проекта знаний);
  • - участие в телекоммуникационных конкурсах, олимпиадах, тестировании (возможность получить объективную оценку знаний, самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, участию в других видах конкурсов и олимпиад);
  • возможность оперативной бесплатной публикации творческих работ учащихся (повышение мотивации, так необходимая подросткам возможность самоутверждения);
  • получение самообразования на курсах бесплатного дистанционного обучения.

Для преподавателя, Internet - обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплексов, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, обмениваться опытом с зарубежными  коллегами (Виртуальные методические объединения), общаться самим на английском языке и приобщать к этому своих студентов.

В области изучения иностранных языков Интернет служит не только средством, но и стимулом. Ведь большинство наших студентов никогда не были в других странах, не общались со своими зарубежными сверстниками. И вот Интернет предоставляет такую — пусть виртуальную — возможность.

       Выйдя в Интернет, ребята начинают относиться к иностранному языку иначе — он перестает быть просто учебным предметом, а становится средством общения. Впервые студент может непосредственно прикоснуться к жизни других стран: почитать местные газеты, послушать самые новые песни, вступить с кем-то в переписку. Все это подталкивает его к изучению иностранного языка.

Компьютерный класс освобождает преподавателя от некоторых обязанностей, предлагая увлекательный тренинг и обеспечивая обратную связь в гораздо большей степени, чем лингафонный кабинет. Самостоятельная работа студентов выходит на новый уровень качества.

Обучение аудированию

Сайт компании Lucent Technologies, ее подразделение Bell Labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке.

Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет

Кроме всего выше сказанного, студенты могут совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов которыми так изобилует Интернет.

Обучение чтению

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет подобрать те или иные аутентичные материалы для чтения по изучаемой теме устной речи; если компьютер имеет звуковую плату, можно записать (с определенными техническими условиями) и звуковую информацию (речь политических и государственных деятелей, интересные выступления на разные темы носителей языка по самым разным вопросам), формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют газеты, можно посетить страничку MEDIA LINKS(), предлагающую ссылки ко множеству изданий.  

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом – установление дружеской переписки.

Студенты будут пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

Международный обмен письмами можно осуществлять на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и, изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Найти партнеров по переписке для своих студентов можно следующим образом:

  1. обратиться с соответствующим запросом в TESL-L (computer-assisted language learning sub-branch listserv@cunyvm.cuny.edu/ listserv@cunyvm.bitnet) или TESLK-12 (listserv@cunyvm.cuny.edu);
  2. обратиться к лист-серверу для межкультурных связей (Intercultural E-Mail Classroom Connections , ), предлагающим установление переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами;

        Электронная почта, или E-mail, наверное, наиболее популярный и важный сервис Internet. Посредством электронной почты ежедневно общаются 20 миллионов людей. Практически каждый пользователь Internet имеет адрес электронной почты. По электронной почте можно передавать тексты, графику, программы, мультимедийные файлы.

Первые дистанционные курсы, были целиком построены на передаче материалов и заданий по Е-mail. Студент, выполнив задания, отсылал результаты преподавателю опять же по E-mail, что в точности соответствует использованию традиционной почты при обмене информацией в заочном образовании - однако в случае электронной почты обмен происходит несравнимо быстрее. Сегодня практически нет курсов, построенных исключительно на электронной почте, хотя она и остается важнейшим вспомогательным сервисом.

Обучение грамматике

В поисковой системе можно наитии огромное количество образовательных сайтов предоставляющих услуги online-тестирования. Вы выбираете тест на определенную грамматическую тему, сами выбираете количество вопросов и ,в отведенное системой время, студент выполняет его. После его выполнения ваши данные отправляются на сервер, где они анализируются, и уже через несколько секунд перед вами результат с вариантами правильных ответов, пояснениями ошибок. Обычно на таких же сайтах содержится и краткий курс грамматики который в дополнение к тестам становится действительно мощным учебным пособием, как для самостоятельной работы так и для интегрирования их в учебных занятиях.

Кроме этого вы можете использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера, материалов дистанционных курсов, имеющихся в открытом доступе.

        В результате проделанной работы  достигнуты основные цели, которые преследовались мной. На основании этой работы сделан вывод о необходимости использования компьютерных технологий и сети Интернет как одних из основных средств обучения иностранному языку, так как было замечено много положительных сторон при их использовании как для студентов так и для преподавателя.

        У обучаемых появился большой интерес к изучению предмета вследствие следующих моментов:

  • «вывод на успех» на каждом занятии повышает самооценку учащихся;
  • интересные и разнообразные формы работы с компьютером повышают мотивацию;
  • организация ситуаций общения формирует легкость в общении и реализует ведущую возрастную мотивацию — общение.
  • большие возможности наглядного предъявления языкового материала способствуют лучшему его усвоению;

        Надеемся, что работа с компьютерными технологиями и сетью Интернет как средством изучения иностранного языка войдет в повседневную практику обучения иностранному языку как самостоятельно, так и в ВУЗах. Для этого уже создаются необходимые предпосылки, и постепенно из плоскости разговоров и теоретических поисков использование компьютерных технологий при изучении получает в нашей стране реальное воплощение.

Список использованной литературы:

  1. Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам http://linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal.html
  2. Алтуфьева А. А.. Некоторые основные проблемы создания общего языка общения в системе Интернет http://linguact.hyperlink.ru/articles/altufjeva.html
  3. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам http://virtlab.ioso.ru/method.htm#
  4. Елизарова Г. В.. Электронная почта и преподавание английского языка: анализ сильных и слабых сторон http://linguact.hyperlink.ru/articles/elizarova.html
  5. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". //"Иностранные языки в школе" № 2  2001 г.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в преподавании английского языка в МАОУ «Лицей гуманитарных наук»

Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы учебных заведений, переподготовкой учителей, разработкой метод...

Интегрированный элективный курс «Использование компьютерных технологий при обучении английскому языку»

Элективный курс обучает  технологиям создания различных продуктов на английском языке с помощью компьютерных программ....

Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы

В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он делае...

Использование компьютерных технологий на уроках английского языка

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ– воспитание личности, способной вступать в межкультурную коммуникацию, личности, желающей и умеющей работать с информацией. Для достижения этой цели став...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....