Практический опыт использования интенсивных методов обучения
статья по английскому языку на тему

Айбулатова Дина Джавдятовна
Данная статья посвящена практическим рекомендациям для учителей английского языка на предмет использования интенсивных методов обучения в средних школах. В своей работе я анализирую и раскрываю вопрос, как помочь  начинающим и работающим учителям в использовании и применении элементов интенсивного обучения на уроках иностранного языка в средней школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический опыт использования интенсивных методов обучения.

Данная статья посвящена практическим рекомендациям для учителей английского языка на предмет использования интенсивных методов обучения в средних школах. В своей работе я анализирую и раскрываю вопрос, как помочь  начинающим и работающим учителям в использовании и применении элементов интенсивного обучения на уроках иностранного языка в средней школе. Сопоставив принципы двух методов,  делаю вывод о близости этих методик и выявляю концептуальную близость и целевую общность данных методических направлений. В своей технологии я соединила два подхода к проблеме развития коммуникативных способностей учащихся. Это дало мне право поставить вопрос о возможности использования положений одной методики в русле другого направления. А также выявить, что принципы интенсивного обучения могут органично «вписаться» в ткань коммуникативного метода.

Иностранный язык занимает одну из главных позиций спроса в обучении и образовании общества в наши дни. Сегодня предлагается довольно много способов, которые обещают за короткие сроки научить разговаривать и общаться на иностранном языке. Но как показывает практика, не все заявленные методики и курсы выполняют требования образовательной интенсивной методики, а значит, возникает вопрос: как научиться общаться и разговаривать на иностранном языке за более короткое время.

         В своей работе я решила проанализировать и помочь начинающим и работающим учителям в использовании и применении элементов интенсивного обучения на уроках иностранного языка в средней школе.

        В обучении иностранного языка сложилась уникальная обстановка, когда практика опережает теорию.

Наиболее жизнеспособным в настоящий период перехода от старой методики к новой оказался интенсивный метод обучения иностранному языку.

Итак, главной задачей интенсивного метода обучения иностранному языку является овладеть, в условиях жесткого лимита времени, иностранным языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на иностранном языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпе при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.

А теперь сравним коммуникативный и интенсивный методы обучения иностранным языкам и обратимся к основным принципам этих методов.

Принципы

Коммуникативного метода

Интенсивного метода

1. Принцип речемыслительной активности.

1. Активизация учебной деятельности                

( коммуникативная активность)

2. Принцип индивидуализации при ведущей роли его личностного аспекта

2. Личностно-ориентированное общение.

3. Принцип функциональности.

3. Полифункциональность упражнений.

4. Принцип ситуативности.

4. Плотность общения.

5. Принцип новизны.

5. Объём усваемого материала в плане его концентрированности. Коммуникативная обстановка на занятии.

Сопоставляя принципы двух методов, мы делаем вывод о близости этих методик. К общим принципам, в первую очередь, относим следующие:

.        обучающийся изучает язык и овладевает им, общаясь на нём;

.        язык является функциональным средством реализации речевых намерений говорящего (пишущего);

.        в центре внимания - личность обучающегося;

.        курс обучения языку должен быть ориентирован на удовлетворение речевых потребностей определённой категории обучающихся;

.        овладение языком должно осуществляться в ходе творческой деятельности, которая стимулирует познавательную активность обучающихся путём решения развивающих задач;

-        язык изучается в контексте определённой цивилизации как феномен иной культуры. Из вышеизложенного ясны концептуальная близость и целевая общность данных методических направлений.

Это дало мне право поставить вопрос о возможности использования положений одной методики в русле другого направления. Оказалось, что принципы интенсивного обучения могут органично «вписаться» в ткань коммуникативного метода. В своей технологии я соединила два подхода к проблеме развития коммуникативных способностей учащихся.

Применительно к средней школе можно говорить только о включении элементов интенсивной методики, имея в виду её качественные характеристики, но введение элементов интенсивного обучения всюду, где это возможно, это важнейшая задача интенсификации и

оптимизации учебного процесса в целом.

Интенсивная технология - это цельная и результативная технология, в рамках которой разработаны адекватные механизмы общения.

В чём же преимущества этой технологии?

1.В использовании приёмов, активизирующих сознательные и подсознательные процессы психики для создания обширной и прочной языковой базы,

2.В разработке заданий, мотивирующих общение.

3.В оптимальной организации коллективного взаимодействия между собой и учителем.

Мой практический опыт работы подтверждает, что при включении элементов интенсивного обучения в преподавание английского языка в средней школе создаются условия, в которых учащиеся работают с большим интересом, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются. Уже на начальном этапе обучения они усваивают в процессе общения достаточно большой объём материала, коммуникабельны, активны, испытывают удовольствие от отношений с преподавателем, охотно взаимодействуют друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Всё это обеспечивает высокую эффективность в решении коммуникативных задач.

Успех в обучении иностранному языку, качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей, мотивации, именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.

Ирина Алексеевна Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный и конечный успех. Прежде всего, важно создать общую мотивацию изучения иностранного языка, показан его значение как важного компонента гуманитарного образования, а также его роль как средства контактов с другими народами, столь необходимых в наше время.

Вся учебная деятельность должна быть мотивированной. Организуя тот или иной вид работы, учитель должен показать, как это важно и интересно. Подчёркивание недостатков, фиксация внимания на ошибках порождают страх, нежелание активно участвовать в работе, блокируют мотивацию. Нужно делать акцент на позитивной стороне ответа: «То, что ты рассказал, очень интересно, ты хорошо произносишь, красиво выразил эту мысль», а уже потом деликатно указывать на недостатки и показывать, как их легко исправить. Можно использовать различные анкеты, они помогают проводить диагностику и корректировать процесс обучения. При знакомстве с ребятами я использовала следующие анкеты:

Анкета 1

Выявление интересов учащихся к изучению английского языка

Вопросы

Самооценка

2

1

0

1. Желаю изучать английский язык

2. Не  совсем желаю

3. Не желаю изучать английский язык

        

 (2 - желание ярко выражено, 1 - имеет место, 0 - отсутствует)

Анкета 2

Выявление отношений учащихся к преодолению трудностей при изучении английского языка.

Вопросы

Самооценка

2

1

0

1. Желаю преодолевать трудности изучаемого предмета

2. Не совсем желаю

3. Не желаю преодолевать трудности

В результате опроса своих учеников я могу сделать выводы, что уже на начальном этапе обучения английскому языку у 80% учащихся ярко выраженное желание к изучению английского языка, а 65% - желают преодолевать трудности изучаемого предмета. Все это объясняется тем, что на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся проявляют интерес к предмету, так как для них это что-то новое и интересное. И, поэтому, главная задача учителя иностранного языка состоит в следующем: сохранить на протяжении всего времени обучения новизну и интерес к этому предмету.

Проведение различных анкет не требует много времени, но оно даёт возможность выбирать лучший путь в решении поставленных задач.

При подготовке к урокам я подбираю упражнения, которые обладают следующими признаками:

-        речевая деятельность представляет собой целенаправленный и мотивированный характер;

 -обязательное наличие определенных взаимоотношений школьников (с собеседниками, которые образовывали следующую ситуацию общения);

-        обсуждение темы соответственно возрасту, интересу и уровню развития учащихся;

-        необходимое использование тех речевых средств, которые функционируют в реальном процессе;

-        каждое и последующее упражнение - это логическое продолжение предыдущего.

При составлении плана урока я объединяю его этапы общим сюжетом, продумываю коммуникативные установки, которые даю отдельным ученикам и всему классу.

Например, при работе над темой “Одежда” ученикам дается карточка с названиями магазинов и номерами телефонов, образцом диалога между покупателем и продавцом, в котором подчёркнутые слова подлежат замене. В качестве реквизита используются игрушечные телефоны. Слабые учащиеся должны прочитать диалог, заменив некоторые подчеркнутые слова, средним предлагается воспроизвести этот диалог, заменив названия покупок, а сильным - составить и воспроизвести свой диалог по данному образцу.

Очень важным моментом считаю постановку коммуникативной задачи перед всем классом в то время, когда слушается ответ одного из учащихся. В зависимости от темы, по которой высказывается ученик, я даю классу следующие установки:

-послушайте рассказы учеников и скажите, чей лучше (самый хороший, самый интересный) и почему;

-послушайте рассказ ученика и дополните его;

-послушайте рассказ ученика и задайте ему вопросы для получения дополнительной информации;

-послушайте рассказ ученика и скажите, что вы узнали нового;

-послушайте сообщение ученика, согласитесь или не согласитесь с его мнением и выскажите своё мнение по поводу услышанного;

-послушайте несколько писем, которые ваши одноклассники собираются написать и выберите самое интересное, чтобы послать другу по переписке;

-послушайте рассказ (диалог, чтение) учеников и дайте им полезные советы.

Постановка коммуникативной задачи перед отдельным учеником или группой учащихся, перед всем классом способствует усилению коммуникативной направленности. Данная ниже таблица показывает, какие коммуникативные задачи я ставлю при работе над разными видами диалога и монолога.

Диалогическая речь

Виды диалога

Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия

Диалог этикетного характера

- приветствовать и ответить на приветствие

- представиться и представить другого

- попрощаться

- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них

- начать, поддержать и закончить разговор

- вежливо переспросить

- выразить благодарность и отреагировать

- согласиться (не согласиться) с чем-либо

- выразить радость, огорчение

Диалог-распросс

А) интервью:

-целенаправленно запрашивать информацию в одностороннем порядке, задавая вопросы: Кто? Что? Где? Куда?

Б) обмен вопросами и сообщениями:

-  запрашивать и сообщать информацию

- переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот

Диалог-побуждение

- обратиться с просьбой, выразить готовность, отказ её выполнить

- дать совет и принять (не принять) его

- высказать предложение и выразить согласие (несогласие) с ним

- пригласить к действию (взаимодействию) и согласиться (не согласиться) принять в нём участие

Диалог-обмен мнениями, сообщениями

- выслушать сообщение (мнение) собеседника и согласиться (не согласиться) с ним

- выразить свою точку зрения, обосновать ее, чтобы убедить собеседника

- выразить сомнение, неуверенность

- выразить одобрение (неодобрение)

Монологическая речь

Виды монологических высказываний

Коммуникативные задачи и соответствующие им речевые действия

Краткое сообщение

- сообщать фактическую информацию: Кто? Что делает? Какой (-ая, -ое, -ие) ? Зачем?- сочетая предложения в правильной логической последовательности.

Рассказ

- рассказывать о своём друге, о себе, школе, городе

- выражать при этом своё мнение, оценку, используя для этого оценочные клише: Отлично! Это просто здорово! Меня это радует! Меня это огорчает.

Описание

- описывать природу, город, внешность, используя слова и словосочетания, обозначающие качества: прекрасный (страшный), хорошо (плохо), длинный (короткий), высокий (низкий).

Характеристика

- давать характеристику и обосновывать высказывание, составляя его по схеме: тезис, аргументация, резюме: моя подруга очень симпатична. У неё голубые глаза, тёмные волосы. Она умна и готова прийти на помощь. Она мне очень нравится.

Большое значение придаю ролевым играм. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование ролевых игр является отличительной особенностью интенсивных методов.

Но необходимо помнить, что длительное исполнение одной и той же роли надоедает ученику и он теряет интерес. Поэтому я провожу короткие игры с разными персонажами, либо продолжительные игры со сменой ролей. Кроме свойственных ученику ролей в реальной жизни широко использую, например, роль инопланетянина, иностранца, сказочного персонажа.

Очень важно для учителя сделать правильный выбор персонажей игры с учётом интересов и уровня общего развития учащихся. При выборе роли необходимо учитывать личностные свойства и психологические особенности обучающегося.

Удачно выбранная роль позволит ученику раскрыть все свои возможности, а это огромная радость для учителя. Ученик может полно раскрыть своё «я», если он выступает не

только в роли ученика, но и в других свойственных ему социальных ролях (сына, дочери, продавца, бабушки, дедушки). Для этого важно, чтобы учитель был в курсе жизни своих учеников, знал о наиболее важных событиях, которые с ними происходят. Это позволяет создать такую обстановку на уроке, когда ученику хочется поделиться своими радостями и неприятностями, своими проблемами и планами на будущее.

Коммуникативное направление обучения предполагает пересмотра контроля. Цель учителя — проверить сформированность умений устного общения обучающихся. Прежде всего, определяю коммуникативную цель подготовительного этапа контроля:

а)        установить коммуникативную атмосферу, благоприятную для учащихся, снять напряжение, побудить к ответу;

б)        направить обучающихся на правильный ответ, запросить информацию, исправить ответ, подбодрить, стимулировать учащихся.

В)   заключительный этап контроля – оценить положительно, выразить отрицательную оценку в мягкой форме.

В своей работе пользуюсь следующими бланками контроля.

Бланк контроля  умения диалогической речи

№ ?

1

2

3

4

5

6

Общее кол-во баллов

Ф.И. ученика

1.

Класс                                          Дата                                                                          Оценки

Способ оценки: правильный ответ- 2 б.

                            условно правильный-1 б.

                            неправильный (с ошибками)-0 б.

                            творческий (сверх того, что требуется)-3 б.

Бланк контроля  диалогической речи

Ф.И. ученика

информация

вопрос

согласие

возражение

1.

++

+

+++

Планируемый результат не всегда совпадет с реальным результатом. Ученики либо не всегда достигают запланированного уровня, либо достигают его и даже превосходят. Для диалогической речи ввожу такой показатель, как количество реплик на каждого собеседника. В реплику входит ответ на вопрос (реакция на стимул) и побуждение к продолжению диалога.

Бланк контроля

Ф.И. ученика

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1.

+-

*+

--

*+

--

правильно +

с ошибкой -

высказывание со сложным языковым явлением *

Контроль очень важен для меня, как учителя, с учетом его результатов я планирую свою дальнейшую работу. С помощью контроля устанавливаю степень владения каким-либо навыком, выявляю возможное отставание, а также соотнесённость владения различными речевыми навыками. Контролирую как знания, получаемые в процессе образования, так и навыки употребления языкового материала.

Использование элементов интенсивного обучения  т в преподавании позволяет мне получить довольно высокие результаты и  доказывает, что учащиеся работают с большим интересом, у них высокий уровень мотивации, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются. Ребята коммуникабельны, активны, испытывают удовольствие от общения, взаимодействуют друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность. Всё это обеспечивает эффективность обучения.

Результаты такой работы подтверждают правильность выбранного направления в развитии коммуникативных способностей учащихся.

Данная технология ориентирована на то, чтобы учащиеся могли реально овладеть всеми типами речевой деятельности на английском языке, опираясь на необходимые и достаточные языковые знания.

Практический опыт свидетельствует о возможности и эффективности использования элементов интенсивного обучения, а именно определенного набора его качественных характеристик в условиях средней школы.

Включение в коммуникативное направление элементов интенсивного обучения при нашей сетке часов и особенностях детей даёт положительные результаты.

Интенсивная методика может рассматриваться в двух направлениях относительно государственного образовательного стандарта:

а) как технология, позволяющая реализовать цели, изложенные в рамках стандарта;

б) как технология, дающая возможность повысить уровень обученности, заложенный в стандарте.

Таким образом, данная технология может быть использована теми учителями, которые заинтересованы в развитии коммуникативных способностей учащихся.

Литература

  1. Бабинская  П. К., Леонтьева Т. П., Андреасян И. М., Будько А. Ф., Чепик И. В.   Практический курс методики преподавания иностранных языков. -  ТетраСистемс, -2009.
  2. Китайгородская  Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Второе издание, переработанное и дополненное.- Москва,-2009.
  3. Материалы XIII научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». Том второй. Общественные науки.-

Ставрополь: СевКавГТУ, -2009.- 181 с.

  1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. - АСТ, Астрель,- 2008.
  2. Щукин  А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. -Филоматис, -2009.

                                             

Автор : Айбулатова Дина Джавдятовна учитель английского языка   МБОУ СОШ с. Татарский Канадей  Кузнецкого района Пензенской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1

в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и ка­чества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...

Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".

Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....

Интенсивные методы обучения иностранным языкам

В дидактике методы обучения трактуют как способы работы учителя с учащимися. В связи с этим их названия предполагаются в такой форме: устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с...

Образовательная программа "Интенсивный метод обучения игре на фортепиано"

Особенностью данной программы является использование методики интенсивного обучения. Эта методика исходит из реалий сегодняшнего темпа жизни: дети очень загружены занятиями в общеобразовательной школе...

Интенсивный метод обучения иностранным языкам в школе

Интенсивный метод обучения иностранным языкам в школе...

Современные интенсивные методы обучения английскому языку

В наши дни интенсивные методы обучения иностранным языкам пользуются все большей популярностью. Интенсивные методы обучения  -  совокупность методов обучения иностранному языку.В методике ин...