Образовательная программа «Одаренный ребенок»
рабочая программа по английскому языку на тему

Образовательная программа

«Одаренный ребенок»МОУ «Гимназия №5» города Юбилейного моск.обл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_finlyandii.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Одаренный ребенок»

МОУ «Гимназия №5» города Юбилейного

Журавель В.И., директор МОУ Гимназии №5

Попель Л.В., кандидат философских наук.

Одной из задач современной педагогики, педагогики XXI века, является раннее выявление, обучение, воспитание и развитие одаренных детей. Несмотря на то, что одаренных детей, по данным статистики не более 5 %, заниматься ими индивидуально совершенно необходимо, так как «полное раскрытие способности и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом».

 Работа с учениками с явно выраженными признаками одаренности началась в МОУ «Гимназии №5» 4 года назад разработкой школьной программы « Одаренный ребенок». Разрабатывая эту программу, мы хотели учесть все аспекты нашей деятельности в этом направлении, используя исторические и биографические факторы из жизни выдающихся людей, научные разработки  ученых – психологов и педагогов.

  Исходя из реалий сегодняшнего дня, актуальность программы « Одаренные дети» не вызывает сомнения и обусловлена следующими противоречиями: с одной стороны стремлении общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития, а с другой стороны, невозможность сделать это через существующую учебно воспитательную систему традиционной школы, в которой личностно ориентированный подход к каждому ученику, является декларативным и теряется возможность работать с одаренными детьми. Несоответствие между содержанием, формами и методами учебно – воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, которые нацеливает на одинаковую работу со всеми детьми и стремление одаренных детей научиться работать в научной, духовной сфере, максимально используя свои возможности, пытаясь выйти за ее пределы.

Для решений этих противоречий в МОУ «Гимназия №5» создана программа работы с одаренными детьми.

  Цели программы: Систематизация работы с одаренными детьми, на основании развития их индивидуальных креативных способностей.

  Разработка педагогичных технологий работы с одаренными  детьми в условиях профильной школы.

В ходе реализации этих целей решались следующие педагогические задачи

  Педагогические задачи:

Выявление учеников, которые имеют способности и наклонности, которые характеризуют одаренность.

1.Изучение направления способностей и уровень их развития.

2.Дифференциация учеников по темпам усвоения ими материала.

3.Составление индивидуальных карт развития на каждого ученика, мониторинга уровня развития креативности.

  Для решения перманентных задач программы развития одаренности предусматривается:

- Формирование групп с углубленным и профильным изучением ряда предметов, ориентированных на высокий уровень освоения материала, учитывая познавательную активность учащихся.

- Создание индивидуальных научных планов для дарованных детей.

- Подбор и расстановка высококвалифицированных педагогических кадров, что владеют развивающими технологиями.

- Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по вопросу до вузовской научной работы учеников.

- Расширение системы дополнительного образования.

- Введение сквозных факультативных и специальных курсов.

  Очевидно, что каждый ребенок имеет свой талант. Успехи будут зависеть от умения приспособиться к изменениям академической среды, то есть адекватности адаптации.

  В МОУ «Гимназии №5» мы постарались  создать систему, которая соединяет различные учебные стили и способности присущие  каждому ученику. Особое внимание мы удили, самоопределение личности и приспособить учебу к индивидуальному темпераменту каждого ребенка. Однако работа эта сложная и должна проходить поэтапно, что предусмотрено  програмой «Одаренный ребенок».

  Мы пришли к выводу, что одаренный ребенок выделяется своими яркими иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки, для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Психологи утверждают, что одной из характеристик одаренных детей является высокий уровень познавательной мотивации. Количество и качество вопросов, которые одаренные дети задают окружающим их педагогам,  значительно отличается от вопросов их сверстников.

  По этому мы обращаем особое внимание на интеллектуальную, творческую и академическую одаренность,  ориентируясь не на узкую специализацию, а на максимальное расширение круг - интересов детей.

  Талант проявляется и пестуется в талантливом окружении. Поэтому вопрос о профессиональной компетенции педагога, работающего с такими детьми, приобретает насущный характер. Недостаточный психологический, а иногда и педагогический уровень подготовки учителей для работы с неординарными детьми, приводит к неправильной оценке их личностных качеств, а также учебной деятельности. Хорошо известно, что развитие таланта может быть загублено на любом этапе его развития. Часто творческое мышление рассматривают, как нарушение нормы со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, соглашаясь с мнением Дж. Гилфорда, определить нестандартное, дивергентное мышление у детей можно по следующим признакам:

Легкость и продуктивность - способность ребенка быстро порождать новые мысли и идеи.

Гибкость - возможность быстро переключаться с одной проблемы на другую или видеть в них общее.

Оригинальность - своеобразие мышления, неоднозначный подход к решению задач.

Точность - стройность мыслительных операций, выбор адекватного решения   поставленной цели. Хорошая память. И так, задача современного педагога  состоит в создании условий обучения, при которых индивидуальные склонности таких ребят ко всему новому, нестандартному, их стремление к самостоятельному поиску решений поставленных задач могут найти свое развитие.  Учитывая эти позиции  создана структура системы работы с одаренными детьми, которые включают 4 элемента: одаренные дети - главный элемент внутришкольной среды, психолог – первый элемент внешней среды, как постоянное сопровождение педагогического процесса, учителя – предметники – второй элемент внешней среды, которые помогают детям достигнуть значительных результатов, родители – третий элемент внешней среды, которые всегда находясь рядом с ребенком, и которые первые должны заметить способности ребенка.

  Все элементы внешней системы направлены на главный элемент, организуя разные виды диагностики и формы деятельности в классах с использованием современных педагогических технологий,  а также индивидуального подхода к каждому ребенку. В такой работе присутствует как внешние так и внутренние дифференциация. Четвертый год в нашей гимназии используется режим тъюторства: педагоги высшей категории, а также имеющие научные степени, работают с 5-6 учениками согласно их индивидуальным планам обучения. Такой план обговаривается со всеми учителями, психологом и обязательно с родителями. Подрастая, ученики начинают заниматься  научно- исследовательской работой, под руководством зам директора по научной работе, а также в клубах по интересам, студиях, а также принимать участие в предметных олимпиадах всех уровней.

  Еще одно направление работы – школьный интеллектуально – творческий марафон (внеурочная форма учебной деятельности ребят). Его целью так же является выявление одаренных, талантливых и способных детей, развитие различных сфер их интересов.  И здесь мы согласимся с концепцией видного американского психолога Джозефа Рензулли, согласно которой одаренность это совокупность трех характеристик: интеллектуальных способностей, креативности и мотивации. В место термина «одаренность» ученный предлагают «потенциал», что дает возможность разработать универсальную схему воспитания и обучения не только одаренных детей.

  Программа «Одаренный ребенок» рассчитана на 3 ступени и реализуется поступательно. Первая ступень - начальная школа. Вторая ступень - учащиеся 5 – 9 классов. И третья ступень - ученики 10 – 11 классов.

  На первом этапе программы «Одаренный ребенок» главной целью следует считать детей с опережающим уровнем развития абстрактно – логического мышления, создания предпосылок для позитивной мотивации творчества, что влечет за собой определенный план действий:

  1. В пределах психологического сопровождения провести фронтальную диагностику первоклассников.

 2. По результатам опроса учителей (по диагностическим картам) выявить учеников, которые опережают одноклассников в усвоении ЗУН.

 3. Подготовить учителей, которые работают по методикам развивающего обучения.

 4. Разработать и ввести в действие занятия, практикумы, тренинги, направленные на развитие интеллекта детей, а так же развитие мотивационной сферы.

 5. По результатам диагностики включить в индивидуальный план отдельные уроки для одаренных детей.

 6. Проводить предметные олимпиады, общешкольные конкурсы для учеников начальной школы (с первого класса).

 7. Проводить проектную работу с учетом возрастных особенностей детей начальной школы.

 8. Создать систему практикумов.

 9. Провести консультирование родителей, оказать психологическую помощь семьям.

 10. Создать творческое научное общество учеников начальной школы «Эрудит».

 11. Определить план – проспект программы индивидуальной исследовательской работы учеников начальной школы.

 12. Проводить презентации исследовательских проектов и курсов развивающих программ.

 13. Создать систему «Тьютор»  для одаренных детей.

 

  Для реализации программы психологом и учителями школы проводится педагогическая диагностика. Психолог выявляет доминирующие способности учеников: творческую одаренность по методике И. Торренса (США), развитие интеллектуальный уровень, согласно методике Дж. Равена (Великобритания), а способности конвергентного мышления по методике Н. Ильичевой (Россия). В свою очередь учителя школы проводят педагогическую диагностику используя, предметные олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, формируя творческие группы учеников по интересам. Организованны также творческие мобильные группы учителей, которые сменяются по мере выполнения заданий. Методическими обледенениями разрабатываются обязательный минимум содержания программ опережающего развития по отдельным дисциплинам.

С целью определения предметной направленности одаренных детей психологическая группа провела мониторинг развития различных способностей. Лингвистические способности выявлены у 33% учеников, логико – математические способности у 12 % учеников, 37 % учеников имеют признаки творческой и интеллектуальной одаренности. По этому формы учебного процесса предусматривают достаточную гибкость. Дидактическим стержнем урока является деятельность самих учеников. Ученики не просто решают, обговаривают, но и наблюдают сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выявляют закономерности. Их действие с учебным материалом носит преобразовательный характер. Главным вектором мы считаем общее развитие личности, развитие стойкой заинтересованности в знаниях, потребность в их самостоятельном поиске,  радость и удовлетворение от учебы. Одним из перспективных механизмов повышения качества образования мы считаем образовательный мониторинг. В МОУ «Гимназии №5» проводится сбор информации следующими методами:  путем экспертного опрашивания, посещения уроков, наблюдения, анализа документов, контролем знаний умений и навыков, анкетирование, интервьюированием, тестированием. Учительская практика свидетельствует от том, что тесты являются наиболее эффективным и информационным инструментом, который позволяет одновременно решать такие задачи, как: проверка знаний учащихся по широкому кругу вопросов, их подготовка к внешнему оцениванию (ЕГ), обеспечивает всем равные условия при контроле, исключат субъективизм при оценивании результатов, дает не зависимую графично оформленную информацию об усвоении учебного материала. Обработка проводится в форме таблиц, диаграмм,  различных вычислительных шкал. Сопоставление данных мониторинга с запланированными результатами дает возможность увидеть на сколько верными оказываются управленческие решения, помогают скорректировать форму, а также способы деятельности, либо удостовериться в их правильности.

  На основе психологического мониторинга провидится психологическое прогнозирование и вырабатываются различные стратегии обучения, такие как стратегия обогащения и проблемная стратегия, как наиболее продуктивные при работе с одаренными детьми.  

  Психологический мониторинг – это система сбора, сохранения, анализа и представления информации о качестве учебного процесса, а также системы накопления психолого - педагогического опыта. Исследования показали, что успешность существенно зависит от мотивации ученика, и общего мировосприятия. Под педагогическим прогнозированием мы понимаем специально организованный комплекс исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов и способов организационных форм учебно воспитательной деятельности. Прогноз мы получаем по двум траекториям:               изменение психологических характеристик – психологическая траектория,

а также изменения в знаниях, умениях и навыках по каждому предмету – предметная траектория. Показатели Б. Блума легли в основу предвидения, что при правильной организации учебу и особенно при соблюдении жестких временных границ около 90% учеников могут полностью освоить все содержание обучения. Таким образом, каждый ученик характеризуется своим учебным временем который необходим ему для освоения знаний, умений и навыков.

  Анализ психолого-педагогической литературы и педагогическая практика позволяет выделить 4 стратегии обучения академически одаренных детей, которые могут употребляться в разных комбинациях: ускоренная, углубленная, обогащенная и проблемная стратегия. Стратегия обогащения ориентированна на качественно иное содержание обучения, с выходом за пределы изучения традиционных тем, за счет установления меж предметных связей, а также связей с другими темами и проблемами. Обучения может осуществляться в пределах традиционного учебно-воспитательного процесса,  и через участие учеников в исследовательских проектах. Проблемная стратегия предусматривает стимулирование личностного развития учеников. Ракурс обучения в этом случае предусматривает использование оригинальных пояснений, и индивидуальных авторских консультаций, пересмотр традиционных взглядов, поиск новых знаний и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у ребят своеобразного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивному плану сознания.

 И так нам представляется, что именно эти стратегии обогащения и проблемного обучения наиболее перспективны, они позволяют максимально учитывать особенности одаренных детей, повышают эффективность образовательного процесса, по этому должны быть в той или иной мере использованы, так же при ускоренном и углубленном вариантах разработке учебных программ.

                                   

                                     Список используемой литературы:

Б.Блум – Лекция №2. Результаты обучения. Уровня усвоения учебного материала. Факультет физики, информатики, кафедра методики проведения физика КГПУ 2007.

Брушлинский А.В. Культурно – историческая теория мышления. M.: Высшая школа, 1968.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: МОДЭК МПСИ, 2003.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-П.: Питер, 2008.

Щиглова С.Н. Системный анализ факторов влияющих на развитие творческого потенциала будущих специалистов. // Материалы научно технической конференции «Интеллектуальные ресурсы «Севера – Востока России» 22 – 23 июня 2005 Г. – Магадан: Изд. СМУ, 2005, С. 279 – 282

Gilford D. The Nature of Human Intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967.

Renzulli J.S The threering conception of giftedness: A developmental model for creative productivity // Strembcrg R.J; Devidson J.E (eds.) conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press 1986. P. 53-92.

Torrance E.P. growing up creatively gifted: a 22 year longitudinal study // Creative Child and Adult Quaterly. 1980. №5. p. 148 – 170.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка (образец)

Для учителей-предметников, которые работают с одаренными детьми...

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка.

С  введением новых стандартов, приходиться искать новые пути решения проблемы. И одной из таких проблем является обучение одаренных детей в общеобразовательно организации....

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

     Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий ...

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

Пояснительная запискаПроблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием цело...

Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка

Индивидуально образовательная программа - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации о...

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.  Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы ...