Использование средств ИКТ в обучении иностранным языкам
статья по английскому языку по теме

В данной статье  представлен  опыт работы   по использованию средств ИКТ на уроках иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств ИКТ  в обучении  

иностранным  языкам

                                                               Советова Татьяна Алексеевна,

                                                             учитель английского языка

                                                                         МБОУ «Верх-Чебулинская СОШ»

 « Образование — это то, что остаётся

после того,

как забывается всё выученное в школе. »

Альберт Эйнштейн

В соответствии с требованиями  ФГОС,  «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.(7)

ФГОС указывает на  метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, которые  должны отражать:

  1. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  2.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Использование компьютера,  новых информационных технологий,  способствует  «формированию умения работать с информацией, развивает  коммуникативные  способности,  формирует исследовательские умения,  умения  принимать оптимальные решения, преподносит столько информации, сколько ученик в состоянии усвоить» [4] .Общеизвестно, что компьютерные технологии позволяют усилить интерес школьников к учёбе,  увеличить доступность  материала,  повысить уровень  усвоения знаний, активизировать самостоятельную практическую деятельность школьников.

Уроки с использованием компьютерных технологий помогают учителю в реализации индивидуального подхода, вызывают живой интерес у детей,  активизируют их практическую деятельность, способствуют формированию компьютерной грамотности. [ 1] 

На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: презентации в Power Point (РР), текстовые редакторы, электронные таблицы, словари, тесты, обучающие программы на CD-ROM, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы. Большим учебно-воспитательным потенциалом обладают учебные Интернет-ресурсы, мультимедиа-презентации, электронные обучающие программы. Учебные  электронные программы по иностранным языкам позволяют  работать над совершенствованием фонетических, лексических и грамматических навыков. Применение  аудио и видео  программ   даёт возможность развивать умения  аудирования.  Использование Интернета даёт возможность получать информацию из разных источников, пользоваться ею, оформлять  ее самостоятельно.  Применение учителем на уроках мультимедийных презентаций помогает  учителю расширить возможности урока, сделать урок более интересным, продуктивным,  вовлекать обучающихся   в самостоятельную работу,  повышать мотивацию,  а мотивация имеет большое значение в обучении иностранным языкам.

Интернет- ресурсы

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д. Использование компьютера и  интернета  даёт возможность для  организации дистанционного обучения; организации и проведения интеллектуальных и творческих конкурсов, олимпиад, викторин, подготовке к итоговой аттестации. работе с тестами в режиме онлайн. Для работы с учащимися дистанционно,  разработаны и   размещены на сайте школы рабочие программы по предметам, задания на определенный срок, которые учащиеся выполняют и присылают по электронной почте учителю. С этой же целью можно использовать и  социальные сети, скайп

На уроках английского языка с помощью Интернета успешно решается целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

Интернет ресурсы при подготовке  учащихся к ЕГЭ и ОГЭ.

При подготовке к государственной аттестации используются материалы сайтов,  содержащие официальную информацию:

www.4ege.ru 

www.fipi.ru

Много полезного можно взять на сайте: http://anglyaz.ru/

«Сообщество для изучающих и преподающих английский  язык», которое можно рекомендовать учащимся   с целью подготовки к ЕГЭ или закрепления лексико-грамматических навыков, т. к. там есть такие  разделы, как  онлайн подготовка к ЕГЭ, рекомендации при выполнении заданий разделов: "Аудирование"

Задание B1.

Задание А1 - А7.

Задание А8 - А14.

"Чтение"

Задание B2.

Задание B3.

Задание A15 - A21.

"Лексика и грамматика"

Задание B4 - B10.

Задание B11 - B16.

Задание A22 - A28.

"Письмо"

Личное письмо. C1.

Эссе. С2.

Готовые письма и эссе.(8)

http://anglyaz.ru/leksikagrammatika/zada22-a28.html
http://anglyaz.ru/audirovanie/b1.html

На сайте http://english-study-cafe.ru/  можно  работать с обучающими видео по таким  разделам, как

« Pronunciation,Сommunication,Learning English (BrE)  ,The best English (AmE),Grammar ЕГЭ  FCE  TOEFL  BEC, English speaking world,About Britain»,  а так   же официальное видео, в котором руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам М.В. Вербицкая рассказывает о том, как подготовиться и успешно сдать ЕГЭ по иностранным языкам.  Видео с рекомендациями М.В. Вербицкой:

http://english-study-cafe.ru/index.php/students/exam/135-ekzameny-uchashchimsya-ege/778

«ЕГЭ 2014 видео информация

- чем структура ЕГЭ по иностранному языку отличается от экзамена по другим предметам;
- какие задания относятся к заданиям повышенной трудности;
- кому стоит браться за такие задания;
- как правильно распределить время на выполнение заданий;
- как правильно заполнять бланки, на что следует при этом обратить особое внимание;
- как в бланках ответов отображать апостроф ( ' ); и многое другое» (9)

Есть  большое количество сайтов, где можно взять материалы для подготовки к Олимпиадам и альтернативным конкурсам, н-р,:

www.olimpiada.ru (всероссийская олимпиада школьников);

http://www.olimpus.org.ru/

Наши учащиеся ежегодно  активное  участие  во всероссийской  олимпиаде «Олимпус» по иностранным языкам.

Кроме того, есть другие курсы и образовательные программы для работы с одарёнными детьми:

www.coursera.org (стартап Стэнфордского университета, англоязычный сайт – world’s best courses online);

www.britishcouncil.ru (различные курсы);

www.foreignlanguages.com (образовательные программы по английскому, немецкому, французскому и другим языкам).

Интернет ресурсы необходимы сегодня  учителю при подготовке уроков и внеклассных мероприятий. Я часто пользуюсь сайтами, где размешены материалы педагогов, обсуждаются вопросы преподавания иностранных языков, http://festival.1september.ru/

https://www.englishteachers.ru/

http://www.prodlenka.org/,

 принимаю участие в вебинарах, проводимых издательствами «Титул» и «Просвещение», размещала свои  методические разработки на интернет сайтах  .

 На сайте http://www.alleng.ru/index.htm   Образовательные ресурсы интернета. «Английский язык всем,  кто учится»  можно найти аудио и видео материалы, скачать книги и учебные пособия по английскому языку.

рhttp://www.alleng.ru/d/song/073.htm   -

  http://www.alleng.ru/english/exam.htm   ссылки для скачивания

Активно пользуюсь  видео сайтом :http://www.youtube.com/,  использую видеоклипы и ролики на уроках и внеклассных мероприятиях. Можно скачать и использовать видео клипы на английском языке, мультфильмы, песни . В занимательной форме можно повторить дни недели, оборот

 there is \ are  по теме my room,предлоги и т. д.  Использовать этот материал можно и в начальной школе и  в среднем звене   для повторения.  http://www.youtube.com/watch?v=kQPcKO4DlMc 

http://www.youtube.com/channel/UC0wxG4irmzUUjsgFUAwqvlw

http://www.youtube.com/watch?v=9jdkaLCGM5k    if

Хотелось бы  так же отметить сайт «Детские презентации»  http://viki.rdf.ru/ [6];где можно найти готовые  презентации для начальной школы  по английскому языку, хотя презентаций там не много,  но они достаточно качественные, и что немаловажно- озвученные, что позволяет использовать их   для  совершенствования  фонетических навыков  и развития умения аудирования.  Презентации: «Считалочки» , «Seasons» , «The cat and the mouse»  я использую не только на начальном этапе  обучения, но и в среднем звене в  качестве   фонетической зарядки. Анимационные  презентации,   имеющие занимательную  сюжетную линию ,  позволяют  организовать работу  над  развитием  речевых умений.

 Знакомство со страной изучаемого языка можно начать с представления презентации о Великобритании , которая  содержит материалы о стране,   знакомит учеников    со средневековыми  рыцарями, английской королевой Елизаветой , позволяют познакомить обучающихся  с Лондоном,  такими  достопримечательностями,  как   Букингемский дворец,  Тауэр,  Стоунхендж,  Трафальгарская площадь, Биг Бен . Уже с первого урока обучающиеся приобщаются к иноязычной культуре, получая положительное   впечатление от  ярких образов презентации.  

Учебные фильмы, презентации, ролики, клипы , аудио и ,  видео программы  стали неотъемлемой частью  современного урока ИЯ. .  Есть  так же ряд учебных фильмов,- страноведческих, тематических, мультфильмов, которые помогают донести до ученика реалии англоговорящих стран, дать возможность услышать живую речь носителей языка и тд

Учебные программы

Работая  по УМК М.З. Биболетовой пользуюсь обучающей компьютерной программой  к учебнику   "Enjoy English. Английский с удовольствием"  
« Программа рассчитана на коллективную и индивидуальную работу учителя в классе с применением мультимедиа проектора, интерактивной доски или персональных компьютеров, а также может быть использована для самостоятельной работы учеников в домашних условиях»  .. Нет возможности использовать эту программу в полной мере их-за отсутствия интерактивной доски, но появление героев учебника на экране повышает интерес у учащихся,  обеспечивает эффективное формирование навыков аудирования и способствует развитию фонематического слуха и памяти учащихся начальной школы.

 Использование ИТ на уроках иностранного языка позволяет учителю  сочетать видео-аудио информацию, текстовую информацию, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции произношения, тренировки лексики и грамматики. С этой целью используются такие  программы как   ДР Хиггинс,  тренажеры для изучения английского языка, где можно работать над отработкой фонетики, лексики, грамматического материала, как на уроке, так и индивидуально –для подготовки итоговой аттестации.  

Курс“ Профессор Хиггинс”(авторы: Григорий Кнеллер, Галина Смехова). позволяет лучше подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями государственного стандарта, а также с требованиями ЕГЭ по разделу “Грамматика” .Раздел “Grammar” включает 130 независимых уроков, каждый урок посвящен одному из разделов грамматики. Название каждого урока отражает одно из явлений в английской грамматики, которое изучается в данном уроке. Уроки состоят из нескольких упражнений типа: построй предложения, подбери нужный ответ из данных, поставь слово в правильной форме и др. Выполняя упражнения, учащийся может натренировать данное правило и проверить, насколько хорошо он его понял. Кроме этого в курсе есть пять приложений, среди которых список неправильных глаголов, сводная таблица времен глаголов и т.п. Программа позволяет учащемуся проверить себя в процессе выполнения упражнений. Учащийся может изучать уроки один за другим или выбирать некоторые отдельные разделы по содержанию. Курс "Grammar" направлен на изучение учащимся правил английской грамматики. Этот курс можно использовать как для самостоятельного изучения, так и для работы с преподавателем, а также в качестве справочника. Многочисленные примеры и рисунки позволяют учащимся понять и запомнить различные грамматические структуры.

Мультимедийные презентации

          Одной из форм работы с компьютером, которую я использую в своей практике, является  работа с  мультимедийными  презентациями. На  уроках иностранного языка  учебные презентации  можно использовать  при обучении  аудированию, письму,   для  введения и актуализации  лексики, отработки грамматических структур.  Их использование позволяет эффективно решить как предметные, так и метапредметные задачи.

Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Сама презентация является файлом, который создается  в программе PowerPoint.   Для работы с презентацией необходимо использование  и других программ: MicrosoftWord (позволяет форматировать нужный текст), MicrosoftPowerPoint (делает доступными действия с анимационньнми картинками, звуковыми и видео файлами) Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с ресурсами Internet).

            Презентация  представляет    собой сочетание текста,   гипертекстовых     ссылок,     компьютерной анимации,    графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.    

Презентации позволяют учителю найти,  выбрать и  применить на уроке тот материал, который  ему будет нужен, который будет интересен  и полезен именно в этом классе и на этом уроке.

 Учитель может сам составлять  презентации  или  использовать  уже готовые  презентации, которых  достаточное количество на  учительских сайтах. И наконец, он может организовать работу  обучающихся над созданием проектов в  форме предметных или метапредметных   презентаций,  и затем использовать их  на уроках,  чтобы учащиеся  могли видеть результат  своего труда.  

При введении и актуализации  лексического  или грамматического материала,  я также использую презентации, которые  содержат слайды с иллюстрациями,   картинками, небольшими  текстовыми заданиями.  Отдельные презентации используются при прохождении определённой темы,   например, « Спорт», «Школа», «Лондон»,  «Животные» , «Великие люди» и т.д.,   и служат  поддержкой ,  иллюстративным материалом и средством развития языковой компетенции у обучающихся  при работе на уроке.  Презентация , приготовленная учителем  к уроку, может сделать урок ярче, образнее, создать положительную мотивацию на  решение задач урока.

Мультимедийные презентации могут создаваться детьми в процессе их проектной деятельности. Работа над презентацией– процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями  и в данном случае  от них требуется умения работать с  программами MicrosoftWord, MicrosoftPowerPoint.  

В среднем  и старшем звене  обучающие готовят презентации  лексической направленности, имеющие страноведческую тематику или связанные с их увлечениями. Например,  «Животные», «Олимпиада » , «Королева Елизавета», презентации, посвящённые Лондону, англо-говорящим странам, «Кемеровской области» Оформление  презентаций- это процесс творческий,  и дети имеют возможность проявить свои умения работать с  различными  программами,  используют различные шрифты, фотографии, рисунки , звук и даже видео. Всё это делает работу  более привлекательной и значимой.

 Презентации  и другие средства ИТ использую и во внеклассной работе, в индивидуальной работе с одаренными детьми,   при проведении предметных недель, рождественской недели. Так, для  конкурса  «The world of English songs»,  где обучающиеся 5-11 классов проявили своё мастерство не только  в исполнении песен,  но так же они подготовили рассказы о своих любимых исполнителях, которые иллюстрировали  презентациями.

Проекты

В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера, например, коллективная творческая работа над совместным проектом.  Проекты, подготовленные учащимися, включают работу с интернет ресурсами, программами Microsoft Word, Microsoft Power Point.  Работа над проектом  формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Таким образом,  мультимедийный урок  сегодня– это урок с использованием ИТ, что может включать применение компьютерных и мультимедийных средств: презентаций, аудио и видео  сопровождения, таблиц, электронных учебников, словарей, электронных обучающих  программ,  текстового материала выполненного в программе Microsoft Word ,  и выведенного  на экран через проектор. Содержательная основа массовой компьютеризации связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда, в любом его проявлении.

 Использование ИКТ в обучении   иностранным  языкам  решает ряд очень важных задач:

- использование ИКТ технологий позволяет  осуществлять личностно-деятельностный, компетентностный ,  социокультурный подход на уроках иностранного языка.

-применение средств мультимедиа- гипертекст, звук, графика высокого качества, мультипликация и «живое видео»-позволяет донести учебный материал в полном объёме.

-использование  ИКТ  учителем на уроке повышает мотивацию, создаёт условия для самостоятельного учения.

Литература

  1. Джубаева, З.К.,  Компьютерные технологии в начальной школе. [Текст] Информатика и образование . №5, 2009 стр.  102-103
  2. Конова М.В «Использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка».[Текст]  ИЯШ №7. 2010. Стр 44
  3. Конышева А.В. Английский язык. Современные методы обучения. [Текст] Минск. Тетра Системз. 2007.стр. 220- 229
  4.  «Использование  современных инновационных технологий на уроках иностранного языка» [Электронный ресурс]  http://kupinos.narod.ru/APO13.htm
  5. Википедия.      [Электронный ресурс]  http://ru.wikipedia.org/wiki /%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0
  6. «Детские презентации» [Электронный ресурс] www. viki. rdf.ru.
  7. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/749/10.12.17-%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_1897.pdf
  8. http://anglyaz.ru/leksikagrammatika/zada22-a28.html

9.http://english-study-cafe.ru/index.php/students/exam/135-ekzameny-uchashchimsya-ege/778 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании интерактивных средств в обучении учащихся

В 10-11 классах общеобразовательной школы в преподавании экономики упор делается на углубление знаний по основам экономической теории, и ее прикладным аспектам, изучение видов и форм предпринимательск...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол.

«Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игры баскетбол»  В настоящее время баскетбол и связанн...

Использование средств информатизации для развития коммуникативных компетенций у учащихся 5-9 классов в процессе обучения игре баскетбол

За последнее время баскетбол как спортивная игра значительно интенсифицировался. Эта тенденция требует не только больших физических затрат, но прежде всего, психической подготовленности (разви...

Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.

Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...