ГИА КАК ИТОГОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ
учебно-методический материал по английскому языку (9 класс) на тему

Романова Мария Михайловна

В данной статье рассмотрено понятие «контроля сформированности умений аудирования в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов». Выделены комплексные умения аудирования, проведено опытно-экспериментальное обучение среди учащихся 9-ых классов и  предложены  упражнения на устранение типичных ошибок при выполнении раздела «Аудирование» в государственной итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.М.Романова

 «МОБУ СОШ №20» (г. Белорецк)

ГИА  КАК ИТОГОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ

СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ

На современном этапе развития общества значительно изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Он рассматривается как важное средство для развития умственных способностей учащихся, как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей и как  средство приобщения к иной национальной культуре. В ряду задач, указанных в современных программах по иностранному языку, акцент ставится на формирование у учащихся способности к межкультурной коммуникации. В российской школе за последние годы произошел процесс значительных системных преобразований. Введение государственной итоговой аттестации является главным элементом изменения, а с 2010 года государственная итоговая аттестация является обязательной и единственной формой сдачи выпускных экзаменов в 9-м классе. В государственной итоговой аттестации учащихся представлены задания, которые позволяют оценить уровень сформированных умений в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном языке [3].

Рассмотрим подробнее контроль сформированности умений аудирования в рамках государственной итоговой аттестации. В государственной итоговой аттестации аудирование рассматривается как цель обучения. Элементы содержания, входящие в государственную итоговую аттестацию выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по английскому языку в разделе «Аудирование»,  включает: понимание основного содержания несложных звучащих аутентичных текстов (задание В1-В2); выборочное понимание необходимой/ запрашиваемой информации в несложных звучащих аутентичных текстах (задание А1-А6). В связи с этим возникает ряд вопросов: насколько эффективно наши учащиеся владеют умениями аудирования с различными целями; насколько продуктивно готовят  современные учебно-методические комплекты учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации; какими комплексными специфическими умениями должен обладать школьник по завершению основного общего образования [2].  Среди комплексных умений Н.В. Елухина и Н.Ф. Бориско выделяют следующие [1,4]:

• умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по аналогии с родным языком;

• умение понимать информацию в перефразированном виде (при использовании синонимов, антонимов и т.д.);

• умение обойтись без понимания значения незнакомого слова, без ущерба для понимания текста в целом;

• умение прогнозировать развитие высказывания;

• умение понимать лексические и грамматические средства связи в тексте;

• умение понимать причинно-следственные связи в тексте;

• умение понимать и использовать невербальные способы представления информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);

• умение делать выводы из услышанного;

• умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно при аудировании с целью основного понимания).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что требуется особенная система подготовки учащихся по английскому языку, способствующая как формированию способности к межкультурной коммуникации, так и успешной сдачи государственной итоговой аттестации. Для этого необходимы учебно-методические пособия, которые помогут учащимся наилучшим образом подготовиться к сдаче раздела «Аудирование» в рамках государственной итоговой аттестации по английскому языку.

Нами был проанализирован опыт средней общеобразовательной школы №20 г. Белорецка, где обучение иностранному языку проводится по современному отечественному учебно-методическому комплексу “Happy English.ru 9” [5]. В этом УМК представлен коммуникативный подход к обучению иностранному языку. В полном соответствии с международным стандартом УМК “Happy English.ru 9”  состоит из учебника, книги для учителя, двух рабочих тетрадей (с контрольными заданиями к каждому разделу), двух аудиокассет (или CD MP3). Что касается аудирования, то авторы учебника предлагают аутентичные тексты, например: радиопрограммы, телепрограммы, интервью, спортивные репортажи, пресс-конференции и т.д. Нет сомнений, что диск к учебнику является необходимым компонентом УМК, отвечающим современным требованиям по аудированию. Учащимся в 9-м классе предлагаются три основ ных вида работы с аудитивными упражнениями.

  1. Упражнения, предназначенные для работы над техникой чтения и фонетической стороной речи;
  2. Упражнения, используемые для развития навыков и умений понимания речи на слух;
  3. Упражнения, используемые в контрольных заданиях в разделе «Аудирование» для понимания прослушанного и дающие образец правильного выполнения сложного с логической, языковой или речевой точки зрения задания. При использова нии аудиотекстов в качестве контрольных заданий они ориентированы на проверку умений учащихся лишь в одном из видов аудирования. Например: общее понимание темы или извлечение запраши ваемой информации, реже полное понимание тек ста, что соответствует современным требовани ям выпускных экзаменов по иностранному языку.

Нами было проведено опытно-экспериментальное обучение среди учащихся 9-ых классов. Работа проводилась с двумя экспериментальными подгруппами учащихся: контрольной   и экспериментальной. С контрольной группой учащихся  работа проводилась исключительно по УМК “Happy English.ru 9” Кауфман. При работе мы придерживались традиционной методики работы с аудиотекстами (разработанную Филатовым В.М.) [6] включающей:  предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Экспериментальной группе учащихся в дополнении к звуковому пособию УМК Кауфман был предложен ряд упражнений на устранение типичных ошибок при выполнении раздела «Аудирование» в государственной итоговой аттестации.

  1. Определение значения незнакомых слов;
  2. Как различить слова, имеющие похожее произношение;
  3. Имена числительные;
  4. Понимание омонимов;
  5. Задания на установление соответствия приведенных утверждений прослушанному тексту (True/False/No Information);
  6. Задания на множественный выбор (Multiple choice);
  7. Задания на множественные соответствия (Multiple matching);
  8. Условные предложения.

Задания были включены в серию уроков для развития у учащихся навыков понимания речи на слух.

В ходе проведенного исследования мы выяснили, что показатели сформированности умений аудирования экспериментальной группы несколько выше показателей контрольной. Из этого следует сделать вывод, что для успешной сдачи раздела «Аудирование» в государственной итоговой аттестации необходимо знание и применение различных методик,  средств, способов, приемов, технологий обучения пониманию устной иноязычной речи. Только правильно организованный и системный подход учителя к проведению уроков иностранного языка может дать быстрые и эффективные результаты в обучении аудированию и развитию всех аудитивных навыков при подготовке к сдаче раздела «Аудирование» в государственной итоговой аттестации по английскому языку.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бориско, Н.Ф. Сам себе методист.- Киев: Фирма «ИНКОС», 2001.–178с.
  1. ГИА выпускников 9-х классов [Электронный ресурс]: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки-М.: 2001-2011.- Режим доступа: www.URL:http://www1.ege.edu.ru/gia/-25.11.2012.
  2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме [Электронный ресурс]: Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области - Великий Новгород, 2012-2013.- Режим доступа: www.URL: http:// edu53.ru/ education/ general/ GIA/.-10.10.2012.
  3. Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи// Иностранные языки в школе. - 1996.- № 5.С. 20-22.
  4. Кауфман К. И., Кауфман М. Ю. Счастливый английский. ру / Happy English.ru для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2008.-256с.
  5. Филатов, В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – Ростов н/Д : «Феникс», 2004.-414с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет ресурсов для развития навыков и умений аудирования.

Данная работа  предлагает 8 эффективных способов улучшения понимания английской речи на слух. Ссылка на скачивание приложений http://narod.ru/disk/19629933001/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B...

Доклад "Развитие рецептивных умений аудирования как цель и средство формирования коммуникативной компетенции"

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка, содержит анализ трудностей, возникающих при формировании и  развитии навыков аудирования, примеры упражнений, направл...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ НЕМЕЦКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАДИОПЕРЕДАЧ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Содержание  Введение……………………………………………………………………….4 Глава 1.Теоретические основы обучения аудированию на немецком языке учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы1.1....

Развитие умений аудирования на основе аутентичных текстов

Упражнения на развитие умений аудирования...

развитие умений аудирования

разработка фрагмента урока...

Развитие умений аудирования с использованием видеофильма при обучении английскому языку

Наш мир непрерывно развивается, что приводит к тому, что в школах все чаще используются современные технологии. Одной из них является видеофильм. На уроках английского языка учитель может использовать...

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ  Дронов В.Д. магистрант второго курса,  Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профс...