Доклад "Развитие рецептивных умений аудирования как цель и средство формирования коммуникативной компетенции"
статья по английскому языку на тему

Сулимкина Елена Вадимовна

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка, содержит анализ трудностей, возникающих при формировании и  развитии навыков аудирования, примеры упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие рецептивных умений аудирования  как цель и средство формирования коммуникативной компетенции

   В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС, отмечается важность осознанного принятия личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России, а также открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.  Эти положения являются основополагающими при осуществлении учебно-воспитательного процесса в области иноязычного образования. В связи с чем овладение коммуникативной компетенцией предполагает осваивание  иноязычным общением в единстве  его функций:  информационной, регулятивной, эмоционально-оценочной, этикетной.

        Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:

а) языковых знаний и навыков;

б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.

     В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:

-    читать и понимать несложные, аутентичные тексты ( с пониманием основного содержания и с полным пониманием);

-    устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;

-    в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку.

-    умение письменно оформить и передать элементарную информацию ( письмо).

     Важнейшим средством формирования коммуникативной компетенции является аудирование.

     В реальной жизни нам приходится много слушать, и то, насколько точно и  полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. На уроке практически невозможно формировать только речевой или только  языковой навык. Работая с аудиотекстами, мы параллельно отрабатываем  лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают  информацию для  обсуждения, что, в свою очередь, предполагает дальнейшее развитие навыков говорения и письма.

Объективные трудности при аудирование

(а) Трудности, обусловленные условиями аудирования: внешние шумы, помехи, качество звукозаписи.

(б) Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника

речи: отсутствие практики восприятия на слух речи люде, различные диалекты.

(с) Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого

материала: большое количества незнакомой лексики, идиоматических выражений,

разговорных формул, специальных терминов.

 Система упражнений на развитие навыков аудирования

    Базовым упражнением можно считать повторение иноязычной речи за диктором:

а) в паузу,

б) синхронно на том же языке.

Это упражнение развивает все 4 механизма аудирования (речевой слух, память, артикулирование, вероятностное прогнозирование. Данное упражнение используется в основном на начальном этапе обучения иностранному языку а также на стадии формирования лексических навыков.

   Упражнение на развитие речевого слуха

    Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительской  опорой, где в качестве таковой можно применить как печатный текст, так и иллюстрации к нему, например, учебные видеофильмы, где картинка почти полностью отражает содержание текста. В УМК «English8» под ред. Кузовлева В.П., Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова М., 2012 активно используются задания на аудирование с основой на печатный текст, а после прослушивания предлагается прочитать его и ответить на вопросы или выполнить другие задания. Например,Some people enjoy relaxing on their holidays, while some others prefer something that is adventurous and thrilling.

1)Listen to some young people talking about how they usually spend their holidays. What do they choose for their holidays?(listening for the main idea)

2)Read through the young people’s opinion and answer the questions.

       Широко используется в практике обучения иностранным языкам и  направленное аудирование. Это аудирование направлено на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Оно может сопровождаться  действием. Это же задание может выполняться и с заполнением пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, начала или конца предложения и т.д.

Listen to the text about British traditions and fill in the gaps.

  1. In ___century a lot of immigrants came to the British Isles.
  2. Most people live in towns and ____.
  3. ____is popular leisure activity.
  4. Polo was brought to Britain from ____.
  5. Afternoon ___was always thought to be a very important tradition.

Упражнения на тренировку памяти

1. Согласиться с утверждением или опровергнуть их после прослушивания

текста.  

True / false/no information

  1. New York is located in California.
  2. New York is a multi – national city.
  3. The population is 18 million people.
  4. UN is situated in New York.
  5. There  are no big ports in it.
  6. There are five boroughs in it.
  7. In 1628 the city was renamed into New York.
  8. The Statue of Liberty is on Liberty Island.
  9. New York was the Gateway of America.

      10. Broadway is in New York.  

2. Прослушать текст /сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти

расхождения.

3. Запомнить все даты, имена, географические названия и т.д., употребленные

в тексте, и повторить их в той же последовательности, составьте таблицу.

Subculture

Music

Clothes

Special characteristic

4. Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или

признаку, стараясь не пропустить ни одного слова при последующей группировке.

5. Прослушать слова и повторить лишь те из них, которые относятся к какой

либо одной теме.

Упражнение на тренировку вероятности прогнозирования

1. Подобрать как можно больше определений к словам.

2.Составить возможные словосочетания с существительными/глаголами/ наречиями/ прилагательными.

3. В рамках конкретной ситуации составить наиболее типичные

словосочетания (клише) и переводить их. Задание будет более сложным, если

устойчивые сочетания и клише переводить вразброс с родного языка на

иностранный и наоборот.

4.Упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают

умение закончить фразу, текст и т.д.

5. Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам,

вопросам и т.д.

Tanya is  a Russian girl who likes travelling. These are some words from the conversation you are going to hear. Can you guess where Tanya is now

 Orange juice    passenger    bathroom    seat belt      captain

Дотекстовый этап

  1. Обсуждение вопросов утверждений до прослушивания.

Do British people celebrate the Chinese New Year?

  1.  Догадка по заголовку/ новым словам/ возможным иллюстрациям.  Учитель может предложить обучающимся  догадаться о примерном содержании текста по заголовку, незнакомой лексике, которую предварительно  объяснил или проиллюстрировал.
  2.  Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

   Этапы собственно слушания текста

1. Прослушайте текст и вставьте пропущенные слова в следующих предложениях. Как

вы думаете, какие слова могут быть пропущены и почему выбор падает на них?

 

2. Прослушайте текст и скажите, какие из предложенных ниже  словосочетаний употреблялись в нем без каких- либо изменений.

3. Прослушайте текст и скажите, какие определения к следующим словам в нем встречались.

4. Закончите следующие предложения.

а)есть начала предложения, а конец пропущен;

б) пропущена середина предложения;

в) пропущено начало предложения, но есть окончание.

5. Прослушайте текст и скажите, что в нѐм говорилось о...

6. Прослушайте текст и найдите русский (английский и т.д.) эквивалент следующих слов в параллельном столбце, составьте словосочетание.

Listen to the texts, look at the words and word combinations in the left column and say what occasions they belong to.

a

a bonfire

A

HALLOWEEN

b

An unusual race

c

Send postcards

B

PANCAKE DAY

d

Ghosts and witches

e

fireworks

C

THE CHELSEA FLOWER  SHOW

f

Fancy costumes

g

A romantic festival

D

GUY FAWKERS’ NIGHT

h

Charity

i

Beautiful garden

E

 NEW  YEAR

j

Play tricks

Послетекстовый этап.

Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать

его для развития навыков устной и письменной речи.  

Listen to the conversation  one more time and tick the places Tanya and Kurt are planning to visit and make up a short story about places of interest.

Сулимкина Е.В.

литература

Развитие рецептивных умений как цель и средство формирования нескольких компетенций.

/Н.А. Фролова; Читинский техникум

железнодорожного транспорта ЗабИЖТ ИрГУПС.

Чита: ЧТЖТ ЗабИЖТИрГУПС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...

Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции

В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология  ролевой игры....

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

Развитие рецептивных умений как средство формирования коммуникативной компетенции.

Развитие рецептивных умений как средство формирования коммуникативной компетенции....