Развитие рецептивных умений как средство формирования коммуникативной компетенции.
статья по английскому языку на тему

Прохорова Оксана Васильевна

 

Развитие рецептивных умений как средство формирования коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Развитие рецептивных умений как средство формирования

                                                    коммуникативной компетенции

  Говоря о рецептивных умениях, имеют ввиду восприятие и понимание связного иноязычного текста при чтении и восприятии речи на слух (аудировании). Прежде чем рассмотреть этот вопрос, следует определить что такое аудирование? Почему этот вид речевой деятельности вызывает наибольшие трудности у тех, кто начинает изучать иностранный язык?

Термин аудирование был введен в отечественную методику не давно и означает процесс восприятия и понимания речи со слуха. Listening comprehension (восприятие и понимание со слуха), с точки зрения зарубежной методики наиболее точно передает сущность этого вида речевой деятельности.

Аудирование  цель и средство обучения

В реальном общении нам приходиться много слушать, и то, насколько точно мы воспринимаем информацию, можно определить наши дальнейшие действия.  Научить ученика понимать звучащую речь — одна из важных целей обучения. Мы сталкиваемся с аудированием как с совершенно самостоятельным видом речевой деятельности, когда слушаем: новости по радио и телевидению, лекции, рассказы собеседников, актеров в кино, телефон, интернет и др.

На уроке практически не возможно формировать только речевой или только языковой навык. Работа с аудиотекстами охватывает лексические, грамматические, фонетические навыки. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что в дальнейшем развивает навыки говорения и письма. В этом случае аудирование является средством обучения. Практический опыт показывает что, помимо таких трудностей как индивидуальные особенности речи говорящего, одноразовость предъявления, есть еще ряд сложностей, которые затрудняют понимание речи с первого раза. Рассмотрим их.

Трудности, обусловленные условиями аудирования:

качество звукозаписи,

внешние шумы,

качество техники используемой на уроке,

видимое наличие или отсутствие источника речи.

Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи:

отсутствие практики восприятия на слух речи людей разного возраста,

особенности тембра, дикции,

различные диалекты.

Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала:

большое количество незнакомой лексики,

идиоматических выражений, разговорных клеше,

аббревиатур.

Знание вышеперечисленных трудностей позволяет определить методику формирования навыков и умений в аудировании. Чтобы развить навыки аудирования у тех, кто ими не владеет, и определить пути совершенствования, учителю необходимо знать механизмы аудирования. Рассмотрим механизмы аудирования. Выделяют 4 основных механизма аудирования.

Речевой слух — один из важных механизмов. Обеспечивает восприятие устной речи. Благодаря этому механизму происходит узнавание знакомые словосочетаний, слов в потоке речи.

Память — является следующим важным механизмом. Психологи выделяют два вида памяти: долговременную и кратковременную. Психологи выделяют еще один вид памяти — это оперативная память.  Оперативная память — это кратковременная память, которая способна удерживать информацию значительно дольше, чем в течение 10 секунд. Оперативная память работает наиболее эффективно при наличии установки на запоминание.  

Вероятностное прогнозирование — Это предвосхищение хода событий. Слова существуют в нашей памяти не изолированно, а включены в сложную систему лексико-семантических отношений. Эти отношения и определяют характер прогнозирования. Существует смысловое прогнозирование и лингвистическое. Смысловое прогнозирование определяется знанием контекста, а соответственно и возможных ситуаций, которые, в свою очередь, предполагают использование определенных структур, клеше, речевых формул. Лингвистическое

 прогнозирование. Что это? Появление нового слова значительно сужает потребление других слов. Чем больше объем семантического поля, чем прочнее лексические и грамматические навыки, чем лучше человек знает типовые речевые ситуации и владеет речевыми моделями, тем проще  ему распознать их  со слуха. Аудирование, говорение, чтение, письмо, лексика, грамматика не разрывны в реальном общении.

Артикулирование. Психологи говорят, что при аудировании происходит внутренне проговаривание речи. Чем четче проговаривание, тем выше уровень аудирования.

Существует система упражнений на развитие навыков аудирования. Рассмотрим ее.

Базовым упражнением считается повторение иноязычной речи за диктором. Это упражнение развивает все 4 механизма. Чтобы сделать его, надо услышать текст, разбить его на синтагмы, узнать знакомые слова и структуры, а это и есть развитие речевого слуха. Чтобы повторить надо запомнить , а это есть память. Если часть услышанного не запомнилось, то можно восполнить благодаря догадке, исходя из знания лексической и грамматической сочетаемости, контекста, а это есть вероятностное прогнозирование. Ну и проговаривание, это и есть артикулирование.

Упражнение на развитие речевого слуха. 

Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, В качестве опоры можно использовать печатный текст, иллюстрации к нему. Учебные видеофильмы являются прекрасным источником подобного рода аудирования, где картинка почти полностью отражает содержание текста. Так же существует и направленное аудирование. Этот вид направлен на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации. Это можно выполнять в таких заданиях как: заполни пропуски артиклем, предлогами; найди начало и конец предложения, и т.д.

Упражнения на тренировку памяти.

Согласиться с утверждением или опровергнуть; прослушать текст, а затем сравнить его с печатным; запомнить даты, названия, имена и повторить их в той же последовательности; прослушать слова и распределить по группам; прослушать слова и повторить лишь те, которые относятся к одной теме.

Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.

Составить возможные словосочетания с существительными, глаголами, прилагательными; упражнения на логическое развитие замысла, которые предполагают умение закончить фразу, текст;  определить содержание по заголовку, иллюстрации, вопросам.

Как видно из вышеперечисленных упражнений, формирование необходимых навыков аудирования возможно не только при  работе с аудиотекстами, но и на этапе формирования грамматически, лексических навыков, а так же навыков письма и чтения и устной речи. Это абсолютно закономерно, т.к. одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации.

Система работы с аудиотекстами

Традиционно выделяют три этапа работы над текстом:

до прослушивания (before listening),

во время прослушивания (while listening),

после прослушивания (follow-up listening).

Рассмотрим каждый этап.

Дотекстовый этап (before listening).

От первичной установки зависит степень мотивации слушателей, а так же процент усвоения содержания. Рассмотрим наиболее типичные установки и задания для данного этапа работы.

  1. Обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания.

Определить правильность ответа можно только после прослушивания, но ведь интереснее было бы предвосхитить события. Знакомясь с вопросами и обсуждая ответы, ученики слышат слова, которые затем возможно будут использованы в тексте. Многое зависит от содержания вопросов и утверждений, с их помощью можно выделить и снять языковые сложности, которые встретятся в тексте. Если же предлагаемые вопросы и утверждения безлики и примитивны, , то это лишает задание смысла и интереса.

     2.  Догадка по заголовку/ новым словам/ возможным иллюстрациям.

Учащимся можно предложить догадаться о примерном содержании текста по заголовку, незнакомой лексики, которую предварительно объясняет учитель.

     3.  Краткое изложение основной темы, введение в проблематику текста.

Этот этап можно превратить в небольшую беседу, предложить учащимся определить, что они знают о данной проблеме, а так же сформулировать те вопросы, на которые они хотят получить ответы. Учитель спровоцирует те вопросы, которые освещены в тексте. Это задание является установкой на прослушивание. Поскольку учащиеся будут искать ответы на вопросы.

Этап слушания  (while listening).

На этом этапе важно не потерять мотивацию, поскольку прослушиваний может быт несколько.

Послетекстовый этап  (follow-up listening).

Прослушав текст и выполнив ряд упражнений, можно дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи. Аудирование и чтение многое объединяет, поскольку они являются рецептивными, то есть основными на понимании передаваемой информации.

Обучение чтению.

Чтение так же выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, но только в том случае, когда мы читает только для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. Задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности:

научить извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения. Чтение может выступать и как средство формирования и контроля языковых и речевых навыков, т.к. чтение позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала.

В настоящее время стоит только одна проблема, в том, как выбрать наиболее удачный материал. Для этого надо рассмотреть требования, предъявляемые сегодня к учебным текстам. Рассмотрим самые необходимые.

  1. Длина текста.

Встречаются разные тексты, маленькие и большие, до нескольких десятков страниц. При это следует соблюдать баланс. Слишком длинные утомляют и иногда заведомо формируют мысль о невозможности их усвоения. А на коротких текстах не возможно сформировать многие виды чтения.

  1. Место основной идеи текста.

Доказано, что понять текст можно тогда, когда основная идея находиться либо в начале, либо в конце текста. Особенно это важно при обучении маленьких детей.  При обучении написанию писем, небольших сообщений это требование является одним из критериев определения эффективности письменного текста.

  1. Проблематика текста.

Необходимо учитывать тот спектр проблем, которые затронуты в тексте. Хорошо подобранные проблемные тексты обеспечат получение информации по  широкому спектру обсуждаемых вопросов и послужат речевой опорой  для создания собственных речевых произведений.

  1. Степень аутентичности.

Сегодня далеко не всегда понятно, что есть аутентичность.  Использование аутентичных текстов на разных этапах обучения имеет ряд положительных сторон и ряд отрицательных. Рассмотрим некоторые.

Аутентичные тексты идеальны при решении коммуникативных задач, но в языковом отношении они могут представлять значительные трудности.

Аутентичные тексты могут быть проводниками определенной идеологии, не всегда приемлемой с нами.

Примеры тренировочных упражнений, направленных на развитие понимания речи на слух

В процессе овладения аудированием учащиеся встречаются с трудностями лингвистического плана: фонетическими, лексическими, грамматическими. Им трудно различать на слух разницу в звуках:

     :-     ;      -е; e-i; i:-i; a: -     ;      -s; w-v;

в словах:  eat-it; lion-line; three-tree; work-walk и т.д.

Аудирование используется при тренировке учащихся в усвоении учебного материала. Это могут быть тренировочные упражнения, направленные на формирование прочных слуховых образов языковых явлений (звук, слово, словосочетание, предложение). Тренировочные упражнения по формированию аудирования можно разделить на пять групп.

Группа 1 упражнений направлена на снятие лингвистических трудностей:

- фонетических:

Listen to the words. Raise your hands when you hear the words with the sound [     ] (учитель называет слова с разными гласными);

Listen to the following pairs of words. Say in what sound they differ: bed - bad, eyes - ice, white - wide;

-лексических:

Listen to the words. Raise your hands when you hear the words referring to animals (учитель перечисляет слова, среди которых есть и названия животных);

Группа 2 упражнений направлена на развитие слуховой памяти:

Listen to the words and try to memorize them. Учитель произносит ряд слов, сначала 2-3, затем 5-7 и т.д. Учащиеся запоминают слова, связывая их с предметами, а затем отбирают те предметы (или картинки), которые назвал учитель (Memory Game).

Группа 3 упражнений направлена на развитие внимания учащихся:

Listen and say what's the name of Mary's sister: " I have a sister. Her name is Ann. Mary has no sister. She has a brother".

Группа 4 упражнений направлена на развитие воображения:

Listen to the following and give it a name: We write with it on the blackboard. We take it when it rains.

Группа 5 упражнений направлена на развитие логического мышления:

Listen to the sentences. Say whether they are logically arranged: Her name is Mary. This is a girl.

Чтение под фонограмму способствуют и обучению и говорению, прежде всего произнесению звуков (в составе речевых единиц), а также правильному логическому ударению и синтагматичности речи.

Наконец, следует отметить, что в этом случае возрастает непроизвольное запоминание, поскольку чтение под фонограмму - одно из немногих упражнений, в которых учащийся одновременно видит речевые единицы, слышит и произносит их.

Чтение под фонограмму осуществляется в разных режимах:

а) диктор читает синтагму, ученик читает вслед за ним во время паузы

б) диктор читает всю фразу, ученик читает ее вслед за диктором во время паузы

в) ученик читает синтагму, затем слышит ее в произнесении диктора

г) ученик читает всю фразу, затем сверяет ее с чтение диктора

д) ученик читает вслед за диктором почти одновременно, но несколько отставая от него

е) ученик читает вслед за диктором в нормальном темпе и одновременно с ним.

В сущности собственно чтением под фонограмму являются варианты д) и е). Остальные -лишь подготовка к ним, рассчитанная на более слабых учащихся.

Указанные режимы обладают разной степенью трудности, возрастающей от режима а) к режиму е).

Очень важно учесть, что чтение под фонограмму осуществляется с определенной речевой задачей. Это должно быть осмысленное и интонационно оформленное чтение, которое передает и обращенность высказывания, и его выразительность, и его синтагматичность.

 

Список используемой литературы

  1. Программа по иностранным языкам  МИПКРО
  2. Методика обучения иностранным языкам Соловова Е.Н. Москва «Просвещение» 2006 год
  3. Enjoy English-3 Книга для учителя. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Издательство «Титул» 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Комплексный анализ текста краеведческого содержания как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся и подготовки к ЕГЭ

Развитие учебного процесса в современной школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют определенные знания и умения, а компетенции, то есть умения, непосредст...

Лабораторный практикум по физике в основной школе как средство формирования коммуникативной компетенции у обучающихся

Статья раскрывает механизм построения педагогического иследования по данной теме. Автор повествует о возможности и необходимости использования всех средств педагогического процесса для формирования ко...

Игровые технологии в обучении иностранному языку, как средство формирования коммуникативной компетенции

В докладе рассмотрены игровые технологии в обучении иностранному языку, представлена более подробно технология  ролевой игры....

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Доклад "Развитие рецептивных умений аудирования как цель и средство формирования коммуникативной компетенции"

Выступление на городском методическом объединении учителей английского языка, содержит анализ трудностей, возникающих при формировании и  развитии навыков аудирования, примеры упражнений, направл...