Некоторые способы повышения мотивации при изучении английского языка
материал по английскому языку на тему

Гончаренко Галина Викторовна

            Всем известно, что у детей высок интерес к иностранным языкам на начальном этапе обучения. Необычность  звучания учителя, яркие картинки в учебнике, относительная лёгкость выполнения домашнего задания , интерес родителей, ещё не забывших правила чтения и жаждущих продемонстрировать свои знания детям, делают этот предмет маленьким праздником для второклассников. Урок наполнен считалочками, песенками, ролевыми играми, за которые нестрогий учитель ставит хорошие оценки. Поэтому мы так часто слышим: «В начальной школе я очень любил(а) английский язык, у меня были пятёрки, но потом…».Что же случается потом, когда урок превращается в аудирование, чтение, ответы на вопросы, монологическую и диалогическую речь?

           Разумеется, есть прилежные ученики с высокой исполнительской дисциплиной,  целеустремлённые дети, чётко осознающие свою цель в жизни и планомерно идущие к ней. У них всегда готово домашнее задание и высока активность на уроке. Но мы  ведём речь о детях, предпочитающих компьютерные игры чтению классической литературы, откровенно скучающих на уроке, придумывающих предлог, чтобы уклониться от выполнения трудных заданий и просто говорящих: «Я не понимаю этот ваш английский!» Практически в каждом классе есть несколько учеников, которых очень трудно вовлечь в учебный процесс в рамках школы.

                Как не прозевать  момент, когда любимый урок превращается в урок-страдание? Как сделать школьный предмет интересным, увлекательным, добиться того, чтобы он  развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся?                              

          Нужна мотивация. Важно создать общую мотивацию изучения иностранного языка, показав его значение как важного компонента гуманитарного образования, а также его роль как средства контактов с другими народами.  Для постоянного поддержания активности преподаватель должен сделать урок  интересным. Важно  установить области знания, наиболее привлекательные для обучающихся. Школьникам доставляет особое удовольствие непринуждённая обстановка и учитель-собеседник, но не ментор. Очень трудно представить естественное общение, когда люди разговаривают, сидя спиной к собеседнику, и вступают в разговор с разрешения путём поднятия руки.

             Успех коллективного взаимодействия в значительной мере определяется состоянием психологического комфорта на уроке. Это обеспечивает непринуждённость общения, свободу обмена мнениями. Такая обстановка может быть создана учителем, который отказывается от диктата и своей традиционной роли хозяина урока, становится партнёром, стимулирующим и оживляющим взаимодействие коллектива. Для этого необходимо проявлять заинтересованность в предмете разговора и мнении каждого собеседника, игнорировать непринципиальные речевые ошибки, если собеседникам понятен смысл высказывания члена коллектива.

             Необходимо также хорошо изучить интересы каждого ученика и учитывать их при организации общения. Учёт интересов обучающихся создаёт мотивацию, стимулирует активность, позволяет ученику более полно раскрыть себя и обогащает других учащихся.

     Поддерживать постоянный интерес  школьников к предмету помогает создание положительного эмоционального фона, разнообразие средств и методов, максимальное включение в деятельность всех учащихся, принцип дифференцированного подхода. Когда учащийся понимает содержание школьного предмета и демонстрирует свои знания и умения, когда его замечают и учитель и одноклассники, такой урок часто становится  зоной комфорта и интереса.

Успешность - мощный двигатель и для школьника, и для учителя. Школьники любят и уважают только успешных учителей.

           Велика  роль учителя, в умении создать доброжелательную атмосферу, в компетентности как профессионала, в умении «держать» внимание аудитории. Этот  параметр указывает на интерес к учителю как  к личности.  Когда дети говорят, что на уроках не интересно, они чаще всего приводят характеристику взаимоотношений с учителем, его поведения на уроке и личными компетенциями.

 Достижение практических, образовательных и воспитательных целей обучения иностранному языку, определяемых ФГОС, возможно лишь при условии максимальной интенсификации речевой деятельности учащихся на иностранном языке. Для этого необходимо стремиться использовать всевозможные организационные формы работы: уроки основного и факультативного курсов, домашние занятия, внеурочную работу.

Сама содержательная сторона материалов, используемых на уроке и вне урока, их познавательная ценность живо затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Функции внеклассной работы соотносятся с практическими, образовательными и воспитательными целями  обучения в целом. Внеклассная работа помогает предупредить забывание языкового материала путём активизации знаний, умений и навыков, предотвратить снижение интереса к предмету. Внеурочная работа направлена на достижение тех же целей, что и основной курс обучения, однако, как правило, вызывает у детей больший интерес и активность, нежели традиционный урок.

            Следовательно, можно сделать вывод, что

       -учащиеся отдают явное предпочтение таким видам деятельности на уроках, которые способствуют удержанию интереса к происходящему ;

-привлекательными являются виды деятельности, позволяющие  обнаружить собственные способности (например, вокальные, актёрские) ;

-необходимым условием привлекательности является доброжелательная, творческая атмосфера, которая создается педагогом;

-связь урока и внеурочной деятельности является серьёзным фактором развития самостоятельности и активности учащихся в деятельности общения на иностранном языке.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ.

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ....

Интеграция английского языка с другими предметами как способ повышения мотивации к изучению английского языка.

Статья об интеграции английского языка с другими предметами. Рассматривается связь русского и английского языков на различных уровнях - грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации. Приводятся примеры...

Творческие задания как способ повышения мотивации к изучению английского языка

Представлено более 20 игр, использование которых поможет увеличить творческий потенциал и мотивацию учащихся....

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков. Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на ка...

доклад "СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Сухомлинский справедливо отмечал, что если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи.Познавательн...

Посткроссинг как способ повышения мотивации к изучению английского языка

Данная статья предлагает оригинальный ответ на вопрос Зачем мне Ваш английский?...

Методическая разработка «Создание учебного видеоролика как способ повышения мотивации к изучению английского языка»

В предлагаемом материале рассматриваются особенности учебной и внеучебной медиаобразовательной деятельности, вопросы представления информации в виде видеоролика, обозначаются основы подготовки материа...