СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
методическая разработка (6 класс)

Дарья Андреевна С.

Выпускная квалификационная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра филологического образования

Заведующий кафедрой

канд.фил.наук, доцент

Т.Ю. Никитина

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

бакалавра

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ

44.03.05Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки):

английский язык, немецкий язык

Сидорова

Дарья

Андреевна

Выполнила работу

Студентка 5 курса

очной формы обучения

Редькина

Светлана

Дмитриевна

Научный руководитель

к.п.н., доцент

Тобольск

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…….…………………………………………………………………3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………...………………………....5

1.1 Психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста…………………………………………………………….…………………….5

1.2 Факторы, влияющие на мотивацию учеников 6 класса при изучении английского языка………………………………………………………..………...13

Выводы по главе 1………………………………………………..…….........22

Глава 2. АНАЛИЗ УМК М.В.ВЕРБИЦКОЙ «FORWARD»…………..…..23

2.1 Выявление возможных причин спада мотивации...……………..….....23

2.2 Комплекс упражнений для обучающихся 6 классов………..…………36

Выводы по главе 2…………………………………………………..…….....41

Заключение……………………………………………………………….......42

Библиографический список……………………………………...………….44

Приложение 1. Шаблон создания часов…………………...……………….48

Приложение 2. Проект “cili-технология”(английский язык + история древнего мира)……………………………..……………………………………….49

Приложение 3. Продовольственная карта проекта “Eating traditions and customs”…………………………………………………………………..………....50

Приложение 4. Презентация игры “Guess the food”………………..……..51

Приложение 5. Внешний вид игры шоу “Jeopardy”…………………..…...52

ВВЕДЕНИЕ

Начиная исследование, касающееся мотивации на уроках английского языка, необходимо дать определение мотивации в целом.

На данный момент для понятия мотивация до сих пор нет четко сформулированного  и общепринятого определения. Каждый автор характеризуют определение мотивации исходя из специфики своего научного направления[12].

Что касается образовательного направления, а точнее учебной мотивации, то, согласно, Л.И.Божович «Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.[4]»

Школьная  мотивация, согласно современным авторам, таким как Н.А.Климина, -  это  «процесс,  который  запускает,  направляет  и  поддерживает  усилия,  направленные  на  выполнение  учебной  деятельности.  Это  сложная,  комплексная  система,  образуемая  мотивами,  целями,  реакциями  на  неудачу,  настойчивостью  и  установками  ученика[14]».  

Поиск способов повышения мотивации на уроке, как английского языка, так и любого другого школьного предмета является актуальной проблемой в наши дни. Причиной этому выступает так называемая «развлекательная среда», в которой современный школьник проводит большую часть своего времени. Всё это является результатом широкого распространения различных электронных устройств и интернета. Чаще всего от этого бывает очень сложно, а порой даже невозможно, перейти к учебному процессу, так как внимание и интерес, а это главные составляющие мотивации, проявляется именно гаджетам. Также помимо внимания, усидчивость и мыслительная работа тоже переходят в «спящий режим»[13].

В связи с наличием такой масштабной актуальной проблемы, нами была поставлена цель исследования работы – это изучение психологических особенностей нынешних шестиклассников, выявление способов повышения их мотивации к предмету английский язык и разработка комплекса упражнений.

Объект исследования  -  процесс обучения английскому языку.

Предмет исследования  -  применение образовательных технологий с целью повышения мотивации на уроке английского языка.

Для достижения поставленной цели, был выделен ряд следующих задач исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Уточнить сущность основных понятий.

3. Выявить факторы, оказывающие влияние на мотивацию к обучению английского языка.

4. Охарактеризовать  современные УМК .

5. Разработать комплекс упражнений, способствующий повышению мотивации к изучению английского языка.

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ и синтез, сравнение, классификация.
  • Эмпирические: изучение УМК.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы, а также предложенные рекомендации могут быть использованы педагогами с целью повышения мотивации к учебному предмету английский язык, при работе с 6 классами, относящимися к цифровому поколению.

Структура работы: Выпускная квалификационная работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 36 единиц, приложения в количестве 5 единиц.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

  1.  Психологические особенности обучающихся среднего школьного возраста

Каждый возрастной период имеет свои характерные особенности, но особенно ярко они проявляются в подростком возрасте, а на примере нашей выпускной квалификационной работы – это обучающиеся 6 класса. Данный этап обучения считается для учеников переломным моментом перехода из начальной школы в среднюю, а также они сталкиваются с трудностями взросления. И если данные сложности не разрешить, то можно не только разрушить их мотивацию к уроку, но и потерять авторитет и уважение в отношении ученик-учитель.

В науке нет однозначного подхода в изучении, как особенностей подросткового периода, так взросления.

Советский психолог Л.С.Выготский рассматривал взросление как процесс разрешения возрастного кризиса. Автор считал, что «…трехчленное строение подросткового (переходного) возраста, в котором третья фаза является стабильной. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни являются показателями завершения критического возраста»[7].

Д.И.Фельдштейн, как специалист именно в области возрастной и педагогической психологии, имел немного другой взгляд на процесс взросления. В своих работах он упоминал, что это «двуединый процесс социализации и индивидуализации, происходящий в период детства, как процесс постоянного изменения структуры определенных качеств и свойств, составляющих социальную и психологическую взрослость.  Процесс преобразования индивидуальной структуры происходит посредством формирования и усвоения тех отношений и связей, которые уже имеются во взрослом мире и присвоив которые подросток приобретает взрослую целостность». Таким образом, он выделяет у подростка, в результате его приобщения к миру взрослых, появление чувства социальной ответственности (отвечать за себя и общее дело) [32].

Д.Б.Эльконину удалось изучить взросление благодаря призме формирующихся у них чувств взрослости и тенденции к взрослости.  У подростка появляется желание, чтобы его воспринимали как взрослого, формируется отношение к самому себе уже как к взрослому. Он ждет уважения, доверия и одобрения права на определенную самостоятельность.

Стремление быть, казаться и считаться взрослым – это и есть тенденция к взрослости. Подобная тенденция наблюдается в отношениях как со взрослыми, так и со сверстниками, в применении подростка на себя разных сторон поведения и внешнего облика старших[35].

В процессе обучения, помимо возрастных особенностей, особое внимание заслуживают также и психологические особенности школьников.

В возрасте 12-13 лет, а то есть во время обучения в 6 классе, у подростка совершенствуется речемышление, память и вероятностное прогнозирование.

Мышление подростка начинает становиться все более самостоятельным, творческим, активным, формируется практичность мышления, а затем и самокритичность. У подростков развивается способность мыслить гипотезами, но они пока еще не достигают максимального развития смысловых и вербальных гипотез. Правильный подбор учебно-коммуникативных заданий, продуманная формулировка учебного материала позволяют оптимизировать весь процесс общения при обучении иностранному языку, а также необходимо развивать личностные компетенции учащихся [21].

Другим психологическим фактором считается высокая мнемическая активность, именно она позволяет оптимизировать процесс усвоения лексики, что особо важно при изучении английского языка[8].

Говоря о мнемической активности, следует отметить, что обучение в 6 классе также является переломным моментом в переключении ведущего типа деятельности. Если в начальной школе данным типом являлась игра, то дальше ведущей деятельностью становится учение, а затем, согласно А.Н.Леонтьеву, интимно-личностное общение.

Но всё еще именно игра, при активном ее использовании на уроках, способствует формированию прочной мотивации учения в 6 классах.

Использование игр (фонетических, орфографических, грамматических и лексических) позволяет делать обыденную классную работу более интересной и увлекательной для учащихся. В ходе игры проявляются: самостоятельность в решении речевых задач в индивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении с групповыми формами, максимальная мобилизация речевых навыков. Игровая технология в 6 классе должна представлять собой небольшую ситуацию со своим сюжетом, конфликтом и своими действующими лицами, другими словами, одной из целью игры должно стать – формирование коммуникативных навыков[21].

Ведь изучение английского языка в средней школе направлено, прежде всего, на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно:

  • Речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
  • Языковая компетенция - овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами в соответствии c темами и ситуациями общения.
  • Социокультурная или межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям, реалиям стран(ы) изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах;
  • Формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения[18].

Также к одной из главных задач, направленных на обеспечение реализации социального заказа общества, относят развитие способностей понимать культуру, образ жизни и мысли других людей; умение общаться в процессе общения своими собственными мыслями и чувствами.

На наш взгляд, работа с песней на уроке английского языка – это именно то положение, которое может соответствовать выполнению такой задачи.

Песня, являясь продуктом краткого стихотворения в сжатой форме, раскрывает определенную тему, несет в себе определенный потенциал для развития социальной компетентности учащихся. На основе такой работы развиваются навыки устной речи, формируются навыки восприятия иноязычной речи на слух; создаются условия для развития навыков использования аутентичного музыкального материала, совершенствования лингвокультурных, социально-психологических и культурологических знаний; формируется позитивное отношения к иностранному языку и культуре другого народа [23].

Безусловно, одним из условий эффективности любого обучения, наравне с методикой, личностью учителя, уровнем развития детей и т.д. является учет особенностей психологического фактора.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в последние годы все больше говорят о новом поколении детей, которые принципиально отличаются по мировосприятию – дети индиго, дети поколения Z и А (цифровое поколение, z- рожденные после 2000, а – после 2010 годов), которые имеют свои уникальные, индивидуальные особенности, отличающихся от уже устоявшихся характеристик.

Американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин сумел обобщить основные признаки данного поколения:

  • Они предпочтут текстовое сообщение разговору.

Они общаются в сети — часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг.

  • Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов.

Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгами.

  • Они во всём стремятся к немедленным результатам.

Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно — быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет[23].

Бесспорно, ключевую позицию в формировании взглядов нового поколения занимает именно интернет. Данное поколение с детского возраста погружены в интернет, он им заменяет телевидение – дети смотрят мультфильмы в сети и играют в онлайновые игры.

Исходя из того, что такой главный компонент ведущей деятельности как общение тоже обрел приставку «онлайн», то именно от такого привычного для нового поколения виртуального способа коммуникации с окружающим миром, вытекают дальнейшие психологические особенности учеников нового поколения: меньше человеческой коммуникации, больше техногенной.

Другой их особенностью является гиперактивность.

У таких детей часто встречается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это проявляется в возникновении трудности оставаться сосредоточенными на чем-то одном, в непоседливости и потому расторможенности, гиперактивности. Данная особенность отвечает на вопрос проблемы с успеваемостью, объясняя это их неусидчивостью и нетерпеливостью, хотя при этом подростки и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности[9].

Также эти дети считаются повышенно возбудимыми, впечатлительными, непоседливыми и менее послушными. Причиной этому является нарушение возрастного развития нервной системы, к которому привел избыток информации, который обрушивается на детскую голову с первых лет жизни.

Следующей особенностью школьников среднего возраста является склонность к аутизации. Это не аутизм в виде расстройства, а лишь его доклинические формы, рассматриваемые как крайнее проявление тренда эволюции человечества.

Его проявление выглядит примерно так: с одной стороны, поколение Z становится менее общительными, более погруженными в себя и виртуальный мир. На языке психологии – более интравертированными. А с другой стороны, детский эгоцентризм – думать исключительно о себе, является естественным для ребенка. Применительно к взрослому человеку это правильно назвать индивидуализмом.

Таким образом, психологический диагноз нового поколения – интровертированный индивидуализм[8].

Мы уже отметили, что в период обучения в 6 классе у учащихся также формируются психические процессы.

Учащиеся нового времени имеют свои психологические отличия и в становлении данных процесов. Так, основной отличительной особенностью является клиповое мышление[1].

Клиповым мышлением принято считать процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира[17].

В связи с этим, учителя сталкиваются с неумением многих учащихся системно воспринимать информацию, системно мыслить и, следовательно, излагать свои мысли. Довольно часто после произнесенной или написанной фразы, ученик не станет пробовать понять ее целиком, а станет лишь выхватывать ту часть, на которую у него уже готов ответ заранее.

С ранних лет ребенок привыкает к постоянному мельтешению, сменам картинок и образов, поэтому в подростковом возрасте он уже не может воспринимать задания, связанные с аудированием, говорением, чтением классических текстов — всем тем, что требует сосредоточенности и умения делать выводы [20].

Все это, естественно, сказывается и на мотивации ученика, потому что он, из-за своего неумения сосредотачиваться и слушать учителя более 10-15 минут, устает и утрачивает внимание и интерес к уроку.

Также отличительная черта присутствует и у внимания.

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

В подростковом возрасте, согласно Ж.Пиаже формирование внимания приобретает такие качества как устойчивость произвольного внимания. «Нарастает объем внимания, а также способность к переключению. Подросток уже способен организовывать и контролировать свое внимание», то есть учителю уже не требуется прилагать столько усилий, чтобы привлечь внимание учеников, как, в случае с младшими школьниками[6].

Но что касается современных шестиклассников, то, опираясь на зарубежные исследования Эммы Элсуорси, устойчивость внимания уменьшается в десятки раз в сравнении с предыдущими поколениями, а вот переключение и распределение внимания развиты хорошо. Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас это происходит уже совсем на другой основе. И это тоже связано с клиповым мышлением. Зато эти дети с легкостью могут делать несколько дел одновременно: просматривать видеоролик и решать тест, читать литературу и слушать аудиофайл.

В процессе обучения необходима хорошо развитая память, так как ученикам требуется запоминать большое количество школьного материала.

Память всегда содержит в себе такие процессы, как: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание. Эти характеристики памяти являются неотъемлемыми частями учебного процесса в целом. Но и в этой области имеются различия, касающиеся школьников нового поколения.

Если обычным подросткам свойственно отличаться тем, что их память становится более произвольной, а процессы памяти контролируются и организуются самим подростком; увеличиваются быстрота запоминания и объем материала хранящегося в памяти. Также у детей переходного подросткового возраста заметно улучшение продуктивности памяти и установление сложных ассоциаций[15].

То у школьников современного поколения будет больше развита кратковременная память, чем долговременная. Кратковременная память является хранилищем небольших порций информации. Если человек не считает ее важной, то память быстро избавляется от нее. Долговременная память надежно сохраняет информацию в течение длительного времени.

Из кратковременной памяти в долговременную информация может передаться лишь в том случае, если они сами решат, что есть смысл ее хранить, но так как современному ребенку, имеющему возможность в любое время «погуглить» и найти нужную информацию нет смысла сохранять информацию в течение длительного времени.

Отсюда можно сделать вывод, что если современные подростки совершенно точно запоминают место, где находится какая-либо информация, а не её содержание, то значит, меняется и структура мнемонических процессов [16].

Таким образом, еще одной целью для выработки мотивации становится ценность учебного материала, ученик должен понимать, что это действительно необходимо для его дальнейшего личностного становления.

Привить мотивацию к предмету и не допустить ее снижения – одна из задач учителя, которая будет выполнена при условиях оказания должного внимания ко всем психологически-возрастным изменениям ученика.

Описанные выше психологические особенности обучающихся среднего возраста позволяют уделять больше соответствующего внимания потребностям данного возрастного периода, а соответственно и внимания к развитию мотивационной сферы подростка.

  1.  Факторы, влияющие на мотивацию учеников 6 класса при изучении английского языка

После определения нами психологических особенностей обучающихся 6 классов, мы предприняли попытку рассмотреть процесс формирования мотивации к изучению английского языка у ребят данного возраста.

Педагогика трактует понятие мотивации как общее обозначение процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Все виды и формы мотивации, которые имеют место при обучении английскому языку, составляют учебную мотивацию. Учебная мотивация, в свою очередь, определяется рядом специфических факторов [25]:

  • Особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития);
  • Особенностями преподавателя и его отношения к собственной педагогической деятельности;
  • Организацией всего педагогического процесса;
  • Спецификой учебного предмета (в данном случае английского языка).

На основании данных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация не связана с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами. Например:

  • Мотив достижения – стремление школьника достичь успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка (оценки «отлично», сдача экзаменов и т.д.);
  • Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей (учит английский язык, чтобы получить определенный статус в обществе);
  • Мотив идентификации – стремление ученика быть похожим на другого человека, а также быть ближе к своим кумирам и героям (учить английский язык, чтобы понимать тексты песен любимой группы);
  • Мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми (в данном случае с использованием английского языка).
  • Персональный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности.

Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Действие внешних мотивов может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности[11].

При анализе литературы для поиска особенностей влияющих на учебную мотивацию, которые могут играть важную роль при изучении английского языка, нами был сформулирован следующий перечень возможных факторов:

  • стиль учения;
  • образцы для подражания;
  • домашняя среда;
  • располагающая обстановка в классе;
  • влияние сверстников;

Большинство учителей стремятся предложить влиятельное обучение и создать наилучшие возможности для учащихся, но, к сожалению, они сталкиваются со многими препятствиями в виде стандартизированных учебных программ, установленных результатов и ограниченных ресурсов, предоставляемые школьной системой [23].

“Thoonenetal.” (2011) исследовали корреляцию между влиянием преподавателя и учебной мотивацией учащихся. Они нашли определенноеположительное влияние в применении образовательных технологий, согласно психологическим особенностям класса.

Для шестиклассников цифрового поколения это: игровая технология, технология “Flippedclassroom” или технология перевёрнутого класса (ученик изучает урок на определенную тему дома до занятия, а классное время отводится на практическую работу,проекты и обсуждение), e-learning или технология электронного обучения, cili-технология (как технология для улучшения коммуникативных навыков) и т.п.Ролевые методы обучения также играют определенную роль в мотивации [31].

Моргенрот, Райан и Питерс (2015) выделяют методику глобального подражания. Цель данного метода состоит в развитии инициативности и самостоятельности учащихся в осуществлении общения на изучаемом иностранном языке, развитии их воображения и творчества, расширении кругозора в процессе решения разнообразных познавательных заданий. Групповая форма выполнения этих заданий формирует у детей умение работать в коллективе, творчески решать поставленные учебные задачи.

Локвуд, Иордания и Кунда (2002) объяснили, что как положительные, так и отрицательные образцы для подражания могут позитивно направлять ученика на то, как он должен – или не должен вести себя, чтобы быть успешным.

Воздействие домашней среды на мотивацию включает в себя как обстановку дома, так и отношение родителей к учебной деятельности.

Харрис и Гудолл (2008) обнаружили следующую связь: Безразличное отношение родителей к успехам в школе снижает ценность образования в глазах подростка. Напряженные отношения между родителями и педагогическим коллективом также отвлекают внимание школьника от обучения, заставляя его фокусироваться на конфликте и оценке поведения взрослых.

Большое значение для мотивации школьника играет оценка его способностей учителями и родителями. Взрослые могут спровоцировать своими высказываниями неверие подростка в свои силы или, наоборот, повысить его учебную результативность через убеждение ребёнка в его потенциальных умениях и способностях.

Однако известны случаи, когда родители и учителя, желая мотивировать ребенка, формируют у него внешние мотивы, а не внутренние. Например, когда взрослые пытаются давить на подростка, когда родители интересуются исключительно отметками, а не тем, что их ребёнок узнал нового, чему научился. Это приводит к тому, что школьник становится ориентированным, прежде всего, на отметку, а не на сам процесс обучения [15].

Л. И. Божович считает, что у учащихся средних классов одним из основных мотивов поведения и деятельности является стремление найти свое место среди товарищей. У подростков меняется поведение и частой причиной плохого поведения является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников; проявление ложной отваги, дурашливость. Подросток всячески стремится избегать критики сверстников из-за страха быть ими отвергнутыми[3].

Учет психологических особенностей и мотивационных факторов в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка.

Ведь формирование мотивов – создание условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно ценностной сферы. При этом при овладении иноязычной культурой вовсе небезразлично какие мотивы побуждают учащегося к осуществлению деятельности.

Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства:

  • Словесные;

В данном случае это не поощрительные слова “Greatjob”, “Wonderful”, “Wow” и т.д. во время урока. Словесный метод мотивации включает в себя обязательный фрагмент урока – обратную связь или рефлексию в конце.

Разумеется, положительные отзывы, такие как похвала и поощрение, а также критика - это очень важно, но когда у вас есть критика, то лучше сказать ее вместе с некоторыми положительными отзывами. Что-то трудное или неприятное гораздо легче услышать, когда ему предшествует и за ним следует что-то позитивное. Таким образом, ни один ученик, а особенно шестиклассник, у которого к тому же переходный возраст, не будет чувствовать, что вы придираетесь к нему.

Вы также не должны быть единственным источником обратной связи для ваших учеников. Поощряйте обратную связь со сверстниками, дайте возможность оценить и вашу работу, уделяйте время для всего этого в ваших планах уроков каждый день. У ваших учеников есть ценные вещи, которыми они могут поделиться со своими одноклассниками. Обязательно сделайте это возможным.

Посредством обратной связи ученик получает информацию, которая помогает осознать собственные пробелы в учении и конкретные рекомендации для продвижения вперед, а учитель - информацию, помогающую осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесения изменений в распределении времени урока), что положительно скажется на мотивации учеников к предмету. Обучение учащихся становится более эффективным в случае, если им предоставляется частая и значимая обратная связь [28].

Обратная связь на уроке может быть в отношениях:

1. Учитель – ученики

2. Ученик – ученики

3. Учитель – ученик

4. Ученик – ученик

Без обратной связи учитель не может понять, состоялось ли обучение. Коммуникация в обучении предполагает, что хорошо налажена работа следующей цепи: что я хочу сообщить учащимся – что я говорю – что они слышат – что они понимают.

Также рекомендуется отмечать достижения на регулярной основе. Это не означает, что вы вознаграждаете каждое действие, которое выполняют ваши ученики. Этот тип внешней мотивации будет служить только для того, чтобы демотивировать их. Попросите всех поделиться тем, что они считают, что они хорошо сделали в тот день, на той неделе или в этом семестре. Пусть их сверстники примут их аплодисментами.

  • Наглядные методы создания мотивации;

Наглядный материал, независимо от возрастных особенностей, запоминается намного лучше.

Наглядность – это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие. Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Но, также эффективное и успешное овладение английским языком благодаря наглядности возможно если:

  • Обеспечить грамотно подобранными наглядностями, которые будут использоваться на уроке английского языка.
  • Грамотно преподнести доступную ученикам тему благодаря наглядностям.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов.

Причем жизненные факты, согласно психологическим особенностям школьников нового поколения, занимают лидирующее место в способах повышения мотивации.

Ученики очень часто задаются вопросом «Для чего мне это нужно знать?», но они не всегда получают убедительный ответ. В данном случае, рекомендуется ссылаться на профориентационные характеристики, проводить профильные внеклассные мероприятия или факультативы на тему «профессии будущего», подростки должны понимать, чего от них ждет общество и какими компетенциями они должны обладать, чтобы быть востребованными специалистами. Проанализировав данные профессии и изучив их компетенции, ребята самостоятельно сделают вывод о важности английского языка, что положительно скажется на мотивации.

Ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские методы.

Психологи и педагоги видят в исследовательской и проектной работе обучающихся большой образовательный потенциал, так как эти виды работы формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность ученика, ее творческие и интеллектуальные возможности, способность отстаивать свою точку зрения. Успешность в ведении исследовательской работы по английскому языку зависит от интереса обучающихся и от степени их готовности к ней. Готовность определяется уровнем развития языковой личности и наличием исследовательских навыков.

Обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности.

Мы видим, что сегодня особое внимание уделяется изучению иностранных языков. Учет возрастных и психологических особенностей, а также применение современных образовательных технологий способствуют повышению мотивации к изучению, и как результат -скорейшему усвоению получаемой информации.

Стоит отметить, что Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают требования не только к условиям реализации образовательного процесса в учебных учреждениях, но и к оборудованию помещений классов, где проводятся уроки. Подобные условия создаются для обеспечения более благоприятного процесса восприятия школьниками получаемой информации, а  также именно для их мотивации.

Оборудование для кабинетов иностранного языка по ФГОС должно включать:

  • информационные источники, плакаты, иллюстрации.

1.Географические карты с надписями на изучаемом иностранном языке.

Данные атрибуты помогают учащимся развить пространственное мышление, сформироваться и развиться умениям, связанных с анализом материала. Благодаря картам преподаватель может рассказать об исторических событиях, происходящих в стране в тот или иной период существования.

  1. Портреты деятелей искусства, истории и культуры России и той страны, чей язык изучается.

Данные пособия помогают обогатить культурный багаж учащихся. Рекомендуется использовать в качестве материала, постоянно оформляющего кабинет иностранного языка.

  1. Комплекты таблиц, демонстрирующих написание, разбор слов на иностранном языке.

Используются для обеспечения наглядности, обобщения и повторения пройденных материалов.

  • бумажно-печатную продукцию.

Согласно требованиям ФГОС к кабинетам иностранного языка к книгопечатной продукции можно отнести языковые портфели и словари-переводчики. Они используются как дополнительные источники получения информации и для проведения самоконтроля.

  • учебное оборудование.

К данной позиции можно отнести флаги изучаемых государств. Подобный материал используется для постоянного оснащения кабинета.

  • информационные компьютерные технологии.

К средствам ИКТ согласно ФГОС для оборудования кабинета по иностранному языку относятся следующие позиции.

  1. Универсальные портативные компьютеры.
  2. Экран .
  3. Наушники с микрофоном.
  4. Акустические системы.
  5. Сканер маркерной доски.
  6. Имиджер.
  7. Видеокамера на штативе, оснащенная переносным микрофоном.
  8. Цифровая фотокамера со штативом.
  9. Мобильные устройства памяти, используемые в индивидуальной и для групповой работы.
  10. Планшетный компьютер.
  11. Инструменты, позволяющие работать с электронной информацией.
  12. Электронные словари.
  13. Электронные энциклопедии
  • специализированные информационные источники.
  • мебель и изделия.

Стоить отметить, что ФГОС в своих требованиях уже учитывает психологические особенности школьников нового поколения.

Выводы по главе 1

На данный момент шестой класс характеризуется как подростки цифрового поколения (поколение Z и поколение A). Их основными характеристиками являются:

  • Зависимость от технологий;
  • Гиперактивность;
  • Склонность к аутизации;
  • Преобладает клиповое мышление;
  • Уменьшение устойчивости внимания;
  • Развитие кратковременной памяти.

Исходя из данных психологических особенностей, были выявлены факторы, методы и способы повышения мотивации данных школьников к изучению английского языка.

Где основными факторами являются: стиль учения, образцы для подражания, домашняя среда и влияние сверстников.

Основными методами формирования мотивов будут являться словесные, наглядные и поисковые.

Более успешными образовательными технологиями признаны: игровая, проектная, аутентичная песня, “Flippedclassroom” и “cili технология”.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УМК М.В.ВЕРБИЦКОЙ «FORWARD»

  1. Выявление возможных причин спада мотивации

        Нами был изучен актуальный федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год, обновляемый в соответствии с изменениями Минобрнауки. В данном перечне верхнюю позицию занимает УМК Вербицкой М.В. Английский в двух частях, издательского центра ООО «ВЕНТАНАГРАФ» [5].

Исходя из данных рекомендаций, а также учитывая фактор широкого распространения данного УМК в г.Тобольск, мы выбрали этот методический комплект для выполнения практической части, в которой будет выполнен анализ соответствий предложенных упражнений возрастным и психологическим особенностям учащихся 6 класса (таблица 1).

В первую часть учебника входят разделы с 1 по 8, во вторую – разделы с 9 по 16.

Таблица 1

Анализ УМК М.В. Вербицокй «FORWARD»

Unit

(раздел)

Характеристика

Положительное влияние на мотивацию

Отрицательное влияние на мотивацию

1. Greetings and introductions

Раздел включает в себя: listening, reading, writing, speaking, grammar.(Далее все аспекты).

Предметное содержание включает в себя:

1. Межличностные взаимоотношения (внешность и черты характера человека). 2. Досуг и увлечения (места для проведения свободного времени в родном городе). 3. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, культурные особенности.

Достаточное количество наглядного печатного материала, а также упражнений для работы в парах, а мы помним, что ведущей деятельностью у учащихся 6 класса является общение со сверстниками.

Следует отметить, что присутствуют образовательные технологии, актуальные для поколения Z,а именно: проектная технология (места для проведения свободного времени в родном городе), игровая технология (quiz), e-learning технология (создание и отправление праздничного постера в другую страну).

Как такового спада мотивации не предвидится, но рекомендуется заменить печатный наглядный материал (картинки, карты, задания для quiz) на электронный.

2.  Daily routines

Раздел включает в себя все аспекты, в основном состоит из заданий по части говорение, что удовлетворяет потребность ведущей деятельности учащихся (общение со сверстниками). Предметное содержание состоит из аспекта здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт (спортивная жизнь родного города).

Чтение текста о жизни Harry Potter (p.18. ex.12).

Данная тема может быть очень интересной для дискуссии, а также прилагается ссылка на CD-диск, с фрагментами из фильма о Гарри Поттере.

Рассматривается грамматическая тема “What time is it?” (p.17. ex.9, p.18. ex.13), усвоение данной темы проверяется лишь через чтение и понимание текста, а также выполнения задания на соединение времени и картинок. Изучая психологические особенности данного поколения, мы выявили, что задания подобного типа отрицательно сказываются на внимании ученика, что ведет к спаду мотивации. Рекомендуется добавить проектный метод - создание часов, после чего использовать их для наглядности.

3. Family members

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержание состоит из: межличностных взаимоотношений в семье (социальная ответственность за проступки. Внешность и черты характера человека). А также включает в себя страну/страны изучаемого языка и родную страну, традиции, социальную культуру, страницы истории (некоторые факты об истории родного города и края).

Появляется новый тип заданий, носящий профориентационный характер (p.26. ex.7). Ученикам предлагается попробовать себя в роли журналиста или корреспондента масштабных событий.

Большая часть раздела подразумевает работу с текстами, которые включают в себя однотипные упражнения на понимание прочитанного.

Рекомендуется использовать технологию “Flipped classroom”, ученики знакомятся с текстовой информацией дома, а в классе используют полученные знания в упражнение 7, которое связано с применением ролей.  

4. Favourite things

Раздел включает в себя все аспекты. Предметное содержание состоит из: 1. Межличностные взаимоотношения (внешность и черты характера человека). 2. Досуг и увлечения (культурные центры родного города). 3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек (спортивная жизнь родного города).

Рекомендуется применить cili-технологию (английский язык+русский язык) в следующих упраженниях:p.35.ex.3, ex.5;ex.9.p.41. ex.22.

Данный раздел считается последним в четверти и отсутствие разнообразных заданий на данном этапе перед каникулами влечет за собой риски спада мотивации к изучению английского языка.

5. Talking about abilities

Раздел включает в себя все аспекты. Предметное содержание содержит: 1. Межличностные взаимоотношения (внешность и черты характера человека). 2. Здоровый образ жизни (отказ от вредных привычек). 3. Вселенная и человек (природа: флора и фауна, природа родного края). 4. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, выдающиеся люди (известные люди России, родившиеся в родном крае).

Данный раздел – первый раздел в новой второй четверти, и он является достаточно успешным: присутствует метод аутентичной песни (p.46. ex.1, p.49.ex. 10-12), игровая технология (p.50. ex.14),а также технология проекта (p.53.ex.27).

Отсутствует.

6. Animal life

Раздел включает в себя все аспекты. Предметное содержание состоит из: 1. Межличностные взаимоотношения (внешность и черты характера человека). 2. Досуг и увлечения. 3. Вселенная и человек(природа: флора и фауна).

Рекомендуется включить технологию flipped classroom – повторение материала дома, а непосредственно сам модуль посвятить практической части.

Возможен спад мотивации, так как данная тема несет в себе изученную несколько лет назад лексику, а также не предполагает применение новых технологий.

7. A postcard from another county

Раздел включает в себя все аспекты. Предметное содержание состоит из: 1. Школьная жизнь (gереписка с зарубежными сверстниками, каникулы в различное время года). 2. Вселенная и человек (природа, климат, погода). 3. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет). 4. Страна/страны изучаемого языка и родная страна ( географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечатель-ности, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру).-

Данный модуль отлично подойдет для проектной технологии. Подразумеваются фрагменты лингвострановедения.

Отсутствуют разнообразные задания.

8. Holidays and travelling

Раздел включает в себя все аспекты. Предметное содержание состоит из: 1. Досуг и увлечения. Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки. Места массового отдыха в родном городе. 2. Вселенная и человек. Климат, погода (в разных странах). 3. Средства массовой информации и коммуникации. 4. Стра на/страны изучаемого языка и родная страна, города, географическое положение, регионы, достопримечательности, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Появление заданий, ранее не похожих друг на друга: p.70 ex.2, p.71 ex.3, p.75 ex 15.

Следует отметить, что данный раздел является заключительным во 2 четверти, и по сравнению, с таким же разделом в 1 четверти, он является наиболее удачным, так как во всех заданиях наблюдается метод наглядного примера, что очень важно учащимся 6 класса, изучая их особенности.

Данный модуль несет в себе большое разнообразие наглядного печатного материла, что является не совсем актуальным для школьников нового поколения. Рекомендуется при работе с картами использовать приложение Google Earth.

9. “Eating traditions and customs”

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержание состоит из: 1. Здоровый образ жизни: сбалансированное питание, отказ от вредных привычек. 2. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, традиции (кухня). Общественное питание в родном городе.

Первый раздел 3 четверти выстроен успешно для мотивации к изучению после перерыва. Не смотря на то, что тема «еда» уже не является для учеников новой, автор предлагает разнообразить занятия при помощи игровой технологии p.9 ex.18, проектной технологии p.10 ex.20.

Следует отметить, что мы перешли ко второй части учебника, и, вероятней всего, учащиеся ждут от нее чего-то нового. Но как мы видим, образовательные технологии и предложенные задания выглядит идентичным образом. Особое внимание в данном модуле отводится теме «еда», поэтому рекомендуется провести проект, а со школьниками нового поколения, можно провести его в формате online-шоу о кулинарии.

10. School subjects

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержание состоит из: 1. Школьная жизнь. Школьное образование,изучаемые предметы и отношение к ним. Образование в родном городе. 2. Мир профессий. Роль иностранного языка в планах на будущее.

Раздел отлично подходит проектной технологии p.19 ex. 12-17, а также для метода наглядного примера, что замотивирует учащихся задуматься о будущем и определить для себя – какое значение в их жизни имеет изучение английского языка.

Отсутствует.

11. Homes and houses

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержание состоит из: 1. Вселенная и человек. Условия проживания в городской и сельской местностях. 2. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, их культурные особенност

Раздел, который близок каждому.

В данном разделе присутствуют тексты о домах за 1998 г. (p.25 ex.7) и 2003г. (p.29 ex.17), что уже не является актуальным для нашего времени. Рекомендуется использовать наглядный метод для сравнения домов того времени, нового времени и предположить какими будут дома в будущем, исходя из быстрого темпа развития технологий.

12. Shopping

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержание состоит из: 1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. 2. Досуг и увлечения. Молодежная мода. Покупки.

Данная тема является заключительной в 3 четверти, и стоит отметить, что она составлена удачно, имеется большое количество неповторяющихся друг на друга заданий.

Отсутствую какие-либо современные образовательные технологии.

13. Famous people

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержание состоит из: 1. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Культурные центры родного города. 2. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Данный unit может отлично сочетать в себе НЕСКОЛЬКО образовательных технологий: игровую, проектную, наглядность, e-learning.

Большое количество объемных текстов рекомендуется заменить flipped-classroom технологией.

14. The world of computers

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержание состоит из: 1. Мир профессий. Роль иностранного языка в планах на будущее. 2.Средства массовой информации и коммуникации. 3. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

Само название раздела заявляет об успехе мотивации к уроку у школьников поколения Z.

Автор предлагает для обсуждения тему видео-игр и виртуальный музей таких игр, устройство компьютера и основные правила работы за ним, а также таблицу распространенных иностранных сокращений при переписке.

Начало раздела не является успешным для повышения мотивации, так как идет знакомство с неактуальной на данный момент информацией – CD-players (p.54 ex.1-5).

15. TV watching

Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержаниесостоит из: 1. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Культурные центры родного края. 2. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха. 3. Средства массовой информации и коммуникации. 4. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, культура

 Удачный плавный переход к близкому по теме разделу, но совершенно с разными заданиями и темами для обсуждения.

Отсутствует.

16. The world of music

 Раздел включает в себя все аспекты.

Предметное содержаниесостоит из: 1. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Культурные центры родного города. 2. Страна/страны изучаемого языка и родная страна, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.

 Удачный плавный переход к близкому по теме разделу, но совершенно с разными заданиями и темами для обсуждения.

 

Отсутствует.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что для поддержания мотивации на уроке английского языка, данный УМК вполне подходит. М.В.Вербицкая предлагает применять часть современных образовательных технологий, а также включает в данный УМК актуальные проблемы современных шестиклассников (общение со сверстниками; изучение тем, связанных с технологиями).

В то же время, есть перечень тем, которые ранее уже изучались и на данный год обучения задания носят повторяющийся, однотипный характер, что может повлиять на мотивацию в отрицательную сторону.

Автор УМК не ограничивает преподавателя своими методическими разработками, что позволяет строить урок исходя именно из психологических и возрастных особенностях данного класса – что является решением такой проблемы, как спад мотивации на уроках английского языка.

  1. Комплекс упражнений для обучающихся 6 классов

Изучив и проанализировав УМК Вербицкой М.В. Английский в двух частях, издательского центра ООО «ВЕНТАНАГРАФ» мы смогли предположить и обозначить разделы, которые ведут к спаду мотивации на уроке английского языка в 6 классе, также нами были указаны возможные причины такого изменения мотивации (таблица 1).

В данном разделе, мы разработали комплекс упражнений, с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся поколения Z, применение которых во время учебного процесса поможет избежать изменений мотивации в отрицательную сторону.

В разделе 1 “Greetings and introductions” нами были предложены следующие рекомендации: заменить печатный наглядный материал на электронный. Для такой работы подойдет платформа “Google Maps”, так как большинство иллюстраций связаны с достопримечательностями и картами города.

При переходе на сайт www.GoogleMaps.com мы можем наблюдать весь земной шар, указав в графе «поиск» необходимую нам локацию, мы можем переместиться в нее в режиме 3D и осмотреть нужное нам местоположение, в буквальном смысле, со всех сторон.

Данное упражнение отвечает проблеме зависимости современных школьников от смартфонов. Такое применение является логичным способом изменить ситуацию из проблемной в полезную, к тому же повысить интерес, а также мотивацию к своему предмету.

В разделе 2 “Daily routines” нами был выявлен ряд заданий, который утратил свою актуальность для современных шестых классов, точнее текстовые упражнения по теме “What time is it?” p.14 ex. 1, p.16 ex.7, p.17. ex.9, p.18. ex.13, p.20 ex.18, p.23 ex.31. Для поддержания мотивации к предмету при работе с данным разделом, нами был предложен метод проектов, а именно создание собственных часов, что в дальнейшем будет нести наглядность, при обсуждении данной темы.

Также, следует отметить, что подростки цифрового поколения привыкли видеть время в цифровом обозначении на экранах телефона, компьютера и т.д. Исходя из этого, в первую очередь надо научить учащихся соотносить время на электронных часах с обычными, объяснить разницу между минутной и часовой стрелкой, количество минут, предлогами to и past.

При объяснении материала используйте цветные маркеры, фломастеры или карандаши, так как яркие образы запоминаются намного лучше. Отлично подойдет материал из Primary Grammar Box (Приложение 1) с подробной пошаговой инструкцией, вначале стоит объяснить точное время, далее 30 минут и только потом переходить к четвертям. В противном случае, мы подвергаем учеников ситуации неуспеха, что оставить свой негативный след на внимании и интересе к уроку.

Для овладения такой темой, как “What time is it?” учащимся предстоит выйти из своей зоны комфорта, чтобы воспринимать часы иначе. В такой ситуации не стоит забывать о методе поощрения.

В разделе 3 “Family classroom” для решения такой же проблемы, как и в разделе 2, нами была порекомендована технология “flipped classroom”, это связано с тем, что лексика по предлагаемой теме была ранее изучена, что не влечет за собой сложностей в самостоятельном прочтении большого количества текстов дома. Проверка усвоенной информации предлагается профориентационным методом, где один ученик применяет на себя роль корреспондента, а второй ученик – роль респондента.

В разделе 6 “Animal life” мы также предполагаем спад мотивации в связи с отсутствием разнообразия в упражнениях, тем более, для изученной ранее темы.

Нами была предложена технология “flipped classroom” с целью повторения лексики дома, для того, чтобы разнообразить работу в классе. Данную технологию можно комбинировать с “cili-технологией” или с проектной технологией.

Например, в 6 классе идет курс истории древнего мира, благодаря которому дети узнают о различных окаменелостях, которые давали ученым различные подсказки, в том числе, о животных прошлого, таких как динозавры. Почему бы не объединить историю (окаменелость) с английским языком(инструкция по созданию) и не создать свою собственную окаменелость с насекомым или изображением животного (приложение 2).

Раздел 9 “Eating traditions and customs” несет в себе большое количество наглядного печатного материала, что рекомендуется заменить проектной технологией. Один из вариантов такого проекта был разработан нами, основное содержание которого – представленные в учебнике продукты питания, которые могут рассказать об истории и национальном характере страны.

Для удовлетворения ведущей деятельности – общение со сверстниками, необходимо разделить класс на мини группы из 4-5 учеников, задача каждой команды назвать 5 национальных блюд, которые должен попробовать турист в нашей стране. Затем предложите командам проверить представлены ли их блюда на платформе “TasteAtlas”, если данного блюда на сайте нет, ученики могут внести свой вклад и написать сопроводительное письмо (на английском языке), после ознакомления с которым, дирекция сайта оставляет за собой право внести данное блюдо в «атлас».

После того, как будут выбраны 5 блюд в каждой команде, предложите классу найти ответы на некоторые вопросы: Что означает его название? Как оно готовится? Какие основные ингредиенты? Есть ли подобные блюда в других странах? Где и когда стоит попробовать данное блюдо? Подумайте о конкретном месте в стране и об идеальном времени года или времени суток, когда лучше стоит есть данное блюдо.

Попросите учеников составить свою "продовольственную карту" (приложение 3) и представить ее классу.

 И в конце, для переключения деятельность применить игровую технологию, отлично подойдет игра под названием “Guess the food” (приложение 4).

При анализе раздела 11 “Homes and houses”, нами было отмечено наличие текстов за 1998 и 2003 года, что не является актуальной информацией для школьников нового поколения. Нами был предложен вариант разнообразить информацию по данной теме, затронув для обсуждения тему “smart homes”.

Так как данная тема является с одной стороны актуальной, а с другой стороны – достаточно сложной в плане лексики, рекомендуется использовать игровую технологию, одним из вариантов которой может стать игра домино, но усовершенствована как мультимедийная технология.

При помощи такой игры мы можем ввести дополнительную лексику, которую нам необходимо запрограммировать во флешкарты с QR-кодом (изображение 1). Задачей учащихся будет верно составить цепочку.

Изображение 1.  Домино

Новый точечный рисунок.jpg

Где в QR – коде запрограммировано определение понятия “software” (programs used by a computer), далее задача детей найти среди оставшихся карт код с определением для понятия broadband и т.д.

Минус такого задания – занимает достаточное количество времени.

Плюсы: наглядность, использование нетрадиционных технологий обучения (телефоны), ведет к групповому общению, возможен выход на творческую составляющую урока (создание собственных флеш-карт).

 В разделе 12 “Shopping” мы отметили, что отсутствуют современные образовательные технологии, а также обратили внимание на то, что данный раздел является последним в 3 четверти.

Вариантом образовательных технологий могут выступать технология проектов и игровая технология.

Рекомендуется поделить класс на несколько групп для поддержания ведущей деятельности – общение со сверстниками и предложить учащимся сразиться в самом популярном американском шоу “Jeopardy”. За правильный ответ в данном шоу команде начисляется определенная сумма баллов (игровых денежных средств (приложение 5).

По окончании игры каждая группа учеников владеет определенной суммой баллов, которые в дальнейшем они могут потратить для своего собственного проекта. Каждая команда получает задание создать школьную форму мечты, для этого ученикам предлагается изучить цены online магазинов и составить коллаж, рассчитывая только на заработанные ранее в шоу средства.

В разделе 13 “Famous people” нами была предложена технология “flipped classroom” в связи с большим количеством печатных текстов. Мы предлагаем изучить данную информацию учащимся дома, опираясь на макет которой, во время работы в классе, составить собственный рассказ о своём кумире, представить его классу не называя имени. Задача класса будет отгадать о ком идет речь.

Таким образом, в данном разделе нами было разработано 10 дополнительных упражнений для тех разделов учебника, где ожидается наибольший спад мотивации.

При разработке данного комплекса были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Выводы по главе 2

Проанализировав  УМК Вербицкой М.В. Английский в двух частях, издательского центра ООО «ВЕНТАНА-ГРАФ» мы видим, что выборка тем для учебников проходил с учетом возрастных интересов подростков, задания для парной и групповой работы побуждают учеников к ведению дискуссии, аргументации своей позиции. Большое внимание уделяется работе с текстовой информацией, использование которой мы рекомендуем с применением современных образовательных технологий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждое поколение студентов имеет свои особенности, которые зависят от периода времени, в котором они выросли. Психологи сходятся во мнении, что важно создать условия для обучения, которые отвечают потребностям и особенностям конкретного поколения, чтобы сделать процесс обучения более продуктивным. Что касается того, что учащиеся поколения Z (которые ежедневно используют свои персональные устройства) сейчас посещают школы, то учителям необходимо обновить традиционные методы преподавания и сделать учебную среду более подходящей для современных учеников, например, использовать мобильные технологии в процессе обучения.

Был проведен анализ УМК Вербицкой М.В. Английский в двух частях, издательского центра ООО «ВЕНТАНА-ГРАФ», исходя из которого, мы с уверенностью можем говорить о том, что телефон на уроках может быть полезен, если с современными детьми работать по современным технологиям.

Подводя итоги, мы пришли к следующему выводу, что так, как со временем у учащихся одного и того же возраста меняются возрастные и психологические особенности, которые могут негативно сказываться на их мотивах учения, также должна меняться и культура учения преподавателя.

Не секрет, что профессия учителя одна из самых сложных профессий. Учитель – это не просто образованный человек, знающий свой предмет в совершенстве. Это также и наставник любого ученика, его друг и помощник. Учителя не просто выкладывают учебный материал на обозрение учащимся, они помогают пройти ученикам этап становления личности, которая будет отвечать запросам современного общества. Поэтому, учителю просто необходим поиск оптимальных путей объяснения учебного материала и мотивирования учащихся к собственному развитию. У учителя не может быть одного пути предоставления учебного материала. Учитывая психологические особенности своих учеников, учитель должен быть гибок в своих методах и действиях, так как, что хорошо для одних учеников, может быть абсолютно бесполезно для других. «Учитель, ты будешь понять только тогда, когда сам поймешь ученика» - говорил А.А. Ухтомский, русский и советский физиолог.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Аксенов Л.Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс. / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. -№10. –С.320-323.
  2. Безруких М. М. ети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: Учебное пособие –М., 2009.
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков., М.1972.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М. – Воронежб 1995, с.181.
  5. Вербицкая М.В. Английский язык 6 класс. Учебник в 2-х частях.
  6. Волков Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение: пособие для педагога-исследователя / Б. С.
  7. Волков. СПб.: Питер, 2011. 304 с.
  8. Выготский Л.С. Педология подростка// Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т.1. – С.5-242.
  9. Гальскова Н.Д., Современная методика обучения иностранным языка. – М.:АРКТИ,2000г.
  10. ГиппенрейтерЮ.Б.Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ М., 2000.
  11. Громова Т.Н. Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. Новосибирск, 2017г.
  12. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016г. № 1. С. 5–19
  13. Захарова О.В. Совершенствуем лексические навыки // Коммуникативная методика, 2004. №2. С.2-5.
  14. Керре, Н. О. К вопросу об особенностях социального окружения аутичных детей / Н. О. Керре. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 238-243
  15. Климина  Н.А.  Мотивация  учения  и  ее  формирование  у  учащихся  начальной  школы  //  Социальная  сеть  работников  образования  nsportal.ru.  —  2012.
  16. Косинская Е.В. Роль мотивации при изучении английского языка // Территория науки. 2015. №6. С.65.
  17.  Косогова А.С. Педагогика. Практическая педагогика, история образования и педагогической мысли: Учебное пособие / А.С. Косогова, Н.В.Калинина. – Иркутск: Издательство ИГУ, 2017 -224с.
  18.  Кулинич Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка. – М.: Вако, 2011.
  19.  Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014 -96 с.
  20.  Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. -2016. - №1. – С. 36-45.
  21. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2013. 608 c.
  22. Патрахина, Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе образования / Т. Н. Патрахина, К. П. Романчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 461-464.
  23.  Петровский, А.В. Общая психология. Словарь/Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2005.
  24. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальные исследования. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
  25. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 576c.
  26. Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию// Современные технологии и научно технический прогресс. 2011. Т.1.№1.С.36.
  27. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. –М.:НИИ школьных технологий, 2005. -144с.
  28. Сиденко Е.А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №6. С.3–9.
  29.  Солдатова Г.В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Практикум. Часть 2 — Центр книжной культуры Гутенберг Москва, 2013. — С. 137. (В соавторстве с Зотовой Е., Лебешевой М., Шляпниковым В.).
  30.  Солдатова Г.В. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. М.:Фонд развития интернет, 2011, 176 с. (В соавторстве с Зотовой Е.Ю., Гостимской О.С.)
  31. Столяренко, Л. Д. «Основы психологии» : Изд. 19-е. Ростов н/д, «Феникс», 2008. 703 с.
  32. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин. – М.: Просвещение, 1984. – С. 62 – 78.
  33. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСИ, 2004. -672 с.
  34.  Хорошилова С.П., Бехтенова С.М. Фонетическая зарядка как основа формирования произносительных навыков обучающихся иностранному языку //Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 10. С. 239-244.
  35.  Щукин А.Н., Обучение иностранным языкам: теория и практика. –М.,2005г.
  36. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. тр. – М.:Ин-т практ. психологии, 1995. – 414 с.
  37. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. М.: Воронеж: МОДЭК, 1998. 304

Приложение 1

Шаблон для создания часов

1.jpg

Приложение 2

Проект “cili-технология” (английский язык+история древнего мира)

2.jpg

Приложение 3

Продовольственная карта проекта “Eating traditions and customs”

3.jpg

Приложение 4

Презентация игры “Guess the food”

4.jpg

Приложение 5

Внешний вид игрового шоу “Jeopardy”

джеопарди.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые способы повышения мотивации при изучении английского языка

          Всем известно, что у детей высок интерес к иностранным языкам на начальном этапе обучения. Необычность  звучания учителя, яркие картинки в учебнике, отно...

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ.

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ....

Интеграция английского языка с другими предметами как способ повышения мотивации к изучению английского языка.

Статья об интеграции английского языка с другими предметами. Рассматривается связь русского и английского языков на различных уровнях - грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации. Приводятся примеры...

Творческие задания как способ повышения мотивации к изучению английского языка

Представлено более 20 игр, использование которых поможет увеличить творческий потенциал и мотивацию учащихся....

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении иностранных языков. Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся на ка...

доклад "СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Сухомлинский справедливо отмечал, что если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи.Познавательн...

Посткроссинг как способ повышения мотивации к изучению английского языка

Данная статья предлагает оригинальный ответ на вопрос Зачем мне Ваш английский?...