Проблемный подход в усвоении грамматики английского языка в школе
статья по английскому языку на тему

Салихова Фаузия Зайнулловна

Проблемный подход в усвоении грамматики английского языка в школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В УСВОЕНИИ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Понятие «грамматика» (греч. Grammatike) первоначально обозначало «искусство чтения и письма». Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Например, из экспериментальных исследований известно, что «от общего количества информации, заключённой в печатном тексте, 50% приходится на грамматику» [1, с. 311]. Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими правилами и бесконечным числом исключений. Часто в школе преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием правил, однотипными упражнениями. В последнее время особый интерес вызывает проблемное обучение, которое позволяет подготовить хороших специалистов, способных как в совершенстве владеть своим предметом, так и самостоятельно выявлять, преобразовывать и решать жизненно важные проблемы. Для современного этапа развития теории проблемного обучения актуальным является рассмотрение учебной проблемы.

Проблемное обучение, как «целостная система», возникло на основании концепции Дж. Дьюи, исследований Вюрцбургской школы О. Зельца (конец ХIX – начало ХХ века). В нашей стране продолжили работу С.Л.Рубинштейн, А. М. Матюшкин и др. В 70-80-х годах «В. Оконь, М.И. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения» [2, с. 6]. В последнее десятилетие теория проблемного обучения иностранному языку развивается рядом исследователей: И.А. Зимней, Е.В. Ковалевской,  Л.И. Колесник, С.П. Микитченко, С.В. Юткиной и др. Проблемный подход в обучении иностранному языку применялся на разных уровнях образовательной системы; в общеобразовательной системе на начальном этапе О.М. Моисеевой, Т.Ю. Тамбовкиной, С.И. Слободчиковой, на среднем этапе С.В. Юткиной, И.Л.Андреевой. Целью проблемного подхода в большей мере является развитие творческой активности учащегося. Содержание обучения в проблемном подходе определяется через учебные проблемы. Организация процесса обучения, основанного на проблемном подходе, реализуется через решение учебных проблем и задач. Проблема – это противоречие в реальной действительности, а учебная проблема (задание) – противоречие в учебной действительности. Проблема реализуется через проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – это создаваемая преподавателем учебно – речевая ситуация, содержащая проблему для решения и неизвестное средство, способы или предмет речевой деятельности и ориентированная на иноязычные потребности, возможности учащихся, необходимые для передачи или приёма информации на иностранном языке. Существенно, что «при построении проблемных ситуаций для обучения иностранному языку необходимо учитывать его специфику, как учебного предмета в контексте личностно -  деятельностного подхода» [2, с. 21]. Условиями использования проблемного обучения являются: характер содержания обучения, возможности и потребности учащихся, форма организации занятий, основанных на проблемных ситуациях.

В настоящее время существует ряд классификаций проблемных ситуаций. Наиболее широкие возможности для создания проблемных ситуаций открывает трёхмерная модель классификации проблемных ситуаций А.М.Матюшкина. Проблемный подход является содержательной основой создания проблемных ситуаций, которые могут быть иерархизированы. Основанием для построения иерархии учебных проблем является классификация проблемных ситуаций А.М. Матюшкина [3], а также иерархия проблемных ситуаций И.А. Зимней [4].   Е.В.Ковалевская классифицирует проблемные задачи по трём уровням: 1) познавательно-лингвистические, 2) познавательно-коммуникативные, 3) познавательно-духовные. «При работе с грамматикой проводится сопоставление грамматических структур на уровне иностранного языка, и структур иностранного и родного языка по системе новое, интересное, трудное» [2, с. 65]. Согласно данной классификации  проблемные ситуации при обучении грамматике иностранного языка создаются на уровне  неизвестных средств. Используя эту схему, Е.А.Хохлова предлагает следующие   способы создания учебных проблем: доказательство употребления грамматических структур, поиск ситуаций, подтверждающих  использование определенной грамматической структуры, выбор нужного предложения или  нужной грамматической структуры, сравнение структур и заполнение пропусков данными грамматическими структурами, исключение лишнего, исправление ошибок (предложений) [5].

 Иерархия учебных проблем при обучении грамматике иностранного языка строится на основе того, что один или несколько компонентов грамматического явления: форма, значение, употребление –  неизвестны учащимся или не совпадают в родном и иностранном языках, что позволяет выделить три уровня иерархии. На первом уровне – один компонент грамматического явления неизвестен, на втором уровне – два компонента неизвестны, на третьем уровне – три компонента неизвестны, т.е. чем больше неизвестных компонентов, тем выше уровень проблемности учебных проблем. Уровень проблемности учебных проблем может возрастать не только на основе включения неизвестных компонентов, но и на основе сравнения в английском и русском языках компонентов грамматического явления: форма, значение и употребление, которые могут совпадать и не совпадать. Так, на первом уровне один компонент грамматического явления не совпадает, на втором уровне – два компонента не совпадают, на третьем уровне – три компонента не совпадают. Таким образом, системообразующим компонентом иерархии учебных проблем является количество неизвестных / противоречивых (несовпадающих) компонентов грамматического явления – форма, значение, употребление. Иерархия учебных проблем в обучении грамматике иностранного языка представлена схемой № 1, где на основе известных/неизвестных и совпадающих/несовпадающих компонентов грамматического явления: форма, значение, употребление («+» отмечены известные/совпадающие компоненты,   «-» –  неизвестные/несовпадающие компоненты).

Схема 1. Иерархия учебных проблем по Е.А.Хохловой.

                                              компоненты грамматического явления

уровни

проблемности

форма

значение

употребление

I

-

+

+

+

-

+

+

+

-

II

-

-

+

-

+

_

+

-

-

III

-

-

-

Ограничиваясь рамками одной статьи, рассмотрим первый уровень, где  неизвестен один компонент.

Проанализируйте данные структуры и выявите неизвестную форму (учебная проблема с неизвестной формой Past Simple создается на известном значении и употреблении Present Simple).

Present Simple

Past Simple

I play football

They like the film

I  ?  football yesterday

They  ?  the film yesterday

Важным является то, что в проблемном обучении усваиваются не только знания, но и процесс получения знаний и способ их применения, а при традиционном обучении знания запоминаются и воспроизводятся учащимися. Несмотря на значительное отличие проблемного и традиционного обучения, необходимо их рациональное сочетание и дифференцированный приём в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

Литература

  1. Гальскова Н. Д.,  Гез Н.И.  Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: «Академия», 2009.  - 334 с.  
  2. Ковалевская  Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: монография. М.: МНПИ,1999.  - 119 с.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. – 208 с.
  4. Зимняя И.А. Проблемность в обучении неродному языку. Пермь, 1994.
  5. Хохлова  Е.А.  Учебная проблема в проблемном обучении (на материале обучения грамматике иностранного языка): автореферат. – Бийск: Изд–во Бийского пед. гос. ун-та, 2005.