Формирование личностных УУД на уроках ин.языка
учебно-методический материал по теме

Булкина Наталья Анатольевна

Это материал для работы по ФГОС на уроках ин.языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnostnykh_uud_na_urokach_in.yazyka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

   «Формирование личностных УУД средствами

иностранного языка»

  За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» в качестве основных итогов образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии  такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решение задач, имеющих непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, проектной работе.

      В настоящее время в нашем образовании происходит переход  от обучения, как преподнесения системы знаний к активной деятельности с целью выработки определенных решений, от усвоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни,  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения.

      Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Образование в школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Критерии сформированности УУД:

  • Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • Соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Свойства УУД:

Свойства действий, подлежавшие оценке, включают:

  • уровень (форму) выполнения действия;
  • полноту (развернутость);
  • разумность;
  • сознательность (осознанность);
  • обобщенность;
  • критичность и освоенность.

 Особенностью содержания современного образования средствами иностранного языка является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. 

Я остановлюсь на формировании личностных УУД, т. к. именно они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

     Уровень действия личностных УУД на уроке иностранного языка может выступать в трех основных формах:

- В форме конкретного преобразования вещей и их материальных заместителей,

- Действия в словесной или речевой форме;

- В умственной форме действия;

     Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

Общие рекомендации по формированию личностных УУД на уроке иностранного языка

1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

2. Составить ориентировочную основу личностного УУД, обеспечивающую его успешное выполнение на уроке иностранного языка.

3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход:

- от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия,

- от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

4. Определить связи личностного универсального учебного действия с предметной дисциплиной (иностранный язык).

 Выделить в учебном предмете (иностранный язык) зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине.          Определить желаемые свойства действия.       Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

5.  Изучить систему рекомендаций, предложенных разработчиками и авторами учебников и учебных пособий по учебному предмету «иностранный язык»  с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине.  Познакомиться с критериями экспертной оценки учебника и учебного пособия, с рекомендациями и учебными заданиями, направленными на формирование универсальных учебных действий.

6. Изучить учебно-методические рекомендации для учителей. В случае необходимости пройти специальную психолого-педагогическую подготовку в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД на уроках чувашского языка в начальных классах.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни при внедрении ФГОС НОО, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современная система образования должна б...

«Формирование личностных УУД на уроке иностранного языка»

Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается  на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе,...

Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы

Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы...

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

Формирование личностных УУД на уроках английского языка

Презентация рассказывает о том, какими способами формируются личностные УУД....

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Доклад по теме "Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения"...