Формирование личностных УУД на уроках чувашского языка в начальных классах.
статья по теме

Алексеева Ольга Ивановна

Изменения, происходящие в современной социальной жизни при внедрении ФГОС НОО, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. В своей работе я хочу показать, как я на уроках чувашского языка развиваю личностные учебные универсальные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokakh_chuvashskogo_yazyka.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

             Формирование УУД на уроках чувашского языка в начальных классах

Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.  Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе,  является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания его учебной дисциплины для начальной школы. Чувашский язык, обучение которому согласно ФГОС начинается в 1 классе,  чтобы быть успешным, должно решать следующие задачи:

1) Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.

2) Родители должны видеть положительные результаты работы детей.

3) Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.

 Формирование УУД  в начальных классах осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся предоставляет определённые возможности для формирования УУД.

УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия.

УУД – это способность субъекта к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.                      

В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

 Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяющих сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Далее рассмотрим, каким образом происходит формирование универсальных учебных действий на уроках чувашского языка в начальной школе.

Более подробно остановимся на  формировании  личностных УУД средствами чувашского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим  народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко  рассказывает о себе на чувашском языке (как его имя, фамилия, сколько ему лет, где он живет,  в каком классе он учится, чем любит заниматься).  Ученик начинает осознавать, что существует другой  язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с традициями и обычаями  чувашского народа, героями говорящими на чувашском языке, жизнью сверстников . На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Для того, чтобы ученик смог ответить на вопрос «зачем я учу чувашский  язык?», «зачем я выполняю это упражнение?», «чему я научился на уроке?» необходимо его заинтересовать.  Обучение чувашскому языку на раннем этапе строится на основе игр, которые представляет собой не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения.

 В курсе «Чувашский  язык»  предусмотрены  разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о России, Чувашии, о родном крае, традициях своего народа, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, нашей Республики, памятниками старины и их создателями и  узнают о великом достоянии нашего народа — русском и чувашском  языках.

Например:

В  программу 1 класса включены такие темы для общения :- социально-бытовая сфера общения (Я и моя семья. Дом. Квартира, комната. Одежда и обувь. Питание человека. В магазине. Овощи и фрукты. Мои любимые игрушки. Цвета. Счет. Любимая еда. Мой друг.);

- учеба и труд (Школа. Учебные принадлежности. Увлечение чтением, музыкой.);

-  природа (Времена года. Погода. Растения. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы. Лес, его дары.);

- культурная жизнь (Песни, стихи, рифмовки, игры: языковые и речевые.);

для 2 класса: - социально-бытовая сфера (Я и моя семья. Моя квартира, комната, кухня, ванная. Взаимоотношения с друзьями. Профессии. Мой город. В магазине. Одежда и обувь. Продукты питания. В деревне. Домашние животные. В огороде и саду. На даче.);

- учебно-трудовая сфера (Распорядок дня. В школе. Поведение в школе и на уроках. Дежурство в классе. После уроков. В свободное время. Работа дома. Каникулы. Работа в огороде.);

- социокультурная сфера (Растительный и животный мир. Погода. Времена года. Праздники. Новый год. День рождения. Мамин день. 23 февраля);

- игровая сфера (Летние и зимние забавы. Языковые и речевые игры, песни, считалки, стихи, рифмовки);

для 3 класса: социально-бытовая сфера (Помощь родителям по дому. Уход за домашними животными. Мои друзья. Город. Улица. На заливе. Свободное время. Мое хобби.

Магазины. Покупки. Новый Год. Спорт. Транспорт.);

_ учебно-трудовая сфера общения (Школьная жизнь. Учебные принадлежности и предметы. Расписание. Классная комната. Школьная форма. Распорядок дня.Взаимоотношения учащихся и учителей. Занятия после школы. Кружки. Каникулы. На летних каникулах: в деревне, в городе, на курорте, в лагере, в Москве. Любимые занятия: телевидение, музыка, чтение).

__ социокультурная сфера общения (Природа. Растительный мир. Погода. Времена года. Отношение к природе. Чувашский наряд. В музее, театре.)

 

УМК (Учебно-методический комплекс) по чувашскому языку автора Г.В. Абрамовой  нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Учебник дает возможность использовать разнообразные формы организации учебной деятельности. В нем предусмотрена работа в парах и группах, самостоятельная работа детей, совместная с учителем учебно-познавательная деятельность.                               Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.

В конце работы хочу познакомить с памяткой для учителя по формированию и развитию универсальных учебных действий:

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование личностных УУД на уроке иностранного языка»

Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается  на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в начальной школе,...

Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы

Доклад Формирование личностных УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование личностных УУД на уроках ин.языка

Это материал для работы по ФГОС на уроках ин.языка....

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

Формирование личностных УУД на уроках английского языка

Презентация рассказывает о том, какими способами формируются личностные УУД....

Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Доклад по теме "Эффективные учебные задания для формирования личностных результатов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения"...