Педагогическая концепция "Развитие творческих способностей школьников при обучении английскому языку"
статья по английскому языку на тему

Кремер Татьяна Евгеньевна

Материал представляет собой обобщение педагогического опыта по вопросу развития творческих способностей обучающихся посредством некоторых современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

Развитие творческих способностей школьников при обучении английскому языку

МБОУ Новомошковская средняя общеобразовательная школа

Учитель высшей квалификационной категории

Кремер Татьяна Евгеньевна

2013 г.

          Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования всё более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

          В качестве общего определения результата образования в совокупности многих составляющих  выступает понятие «компетентность».

            Компетентность означает соответствие предъявляемым требованиям, критериям и стандартам в определённой деятельности и при решении конкретных задач, обладание необходимыми знаниями, способность добиваться результатов и владеть ситуацией.

 Изучение иностранного языка в целом и английского в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
  • развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

          Совершенствование речевой деятельности предполагает оттачивание всего комплекса речевых действий. Плодотворным этот процесс не будет, если не уделить должного внимания каждому из умений.


Умения, обеспечивающие речевую деятельность: создание и восприятие высказываний.
1. Умения, необходимые для создания высказываний (для говорения и письма).

  • Умение ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать: о чем будет высказывание, кому оно адресуется, при каких обстоятельствах, зачем создаётся.
  • Умение планировать содержание высказывания: осознавать его тему и основную мысль; намечать ход развития мысли, возможные микро темы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста.
  • Умение реализовать намеченные планы, т.е. раскрывать тему и развивать основную мысль, формулируя каждую мысль. При этом соблюдать нормы литературного языка; выбирать средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания данной части текста; обеспечить развитие мысли от предложения к предложению и связь отдельных предложений и частей текста между собой; руководствоваться нормами речевого поведения.
  • Умение контролировать соответствие высказывания замыслу, ситуации общения, т.е. оценивать содержание с точки зрения темы, задачи речи, основной мысли, последовательности изложения, используемые средства языка с точки зрения задачи речи, основной мысли, требований культуры речи, этическую сторону речевого поведения; если позволяют условия, вносить исправления в свое высказывание.

2. Умения, необходимые для восприятия высказываний (для слушания и чтения).

  • Умение осознавать свою коммуникативную задачу.
  • Умение по заголовку, по началу, а так же по другим внешним признакам предполагать общий характер сообщения, его тему, цель, дальнейшее продолжение.
  • Умение понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкции, интонаций; выделять элементы высказывания: отдельные факты, сведения, микро темы, по ним определять общую тему текста; разграничивать основную информацию и вспомогательную, известную и новую для себя, особо важную и т.п.; понимать ход развития мысли автора, его основную мысль, задачу речи; в ходе общения соблюдать нормы поведения..
  • Умение осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней; пользоваться приемами совершенствования понимания сообщения.

          Итак, цель обучения иностранному языку – это формирование коммуникативной компетенции.

          Компетентностный подход, реализуемый современным образованием, предполагает, что развитие креативного (творческого) потенциала личности является фундаментальным условием повышения качества учебно-воспитательного процесса.

         Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

          Развитие творческих способностей относится к числу традиционных направлений педагогической науки и практики. На первое место выдвигается не получение готовых знаний, а их производство, решение познавательных и творческих проблем.

          Наличие высокого уровня мыслительных способностей - важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности. Если обучение ведёт к развитию мыслительных, творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, т.е. такое обучение, при котором преподаватель специальными средствами ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе обучения. Однако невозможно обучить детей мышлению, его общим приёмам. Оно должно развиваться в самом процессе усвоения и применения знаний и действий.

          Таким образом, задача научить обучающихся учиться предполагает с психологической точки зрения развитие у них умений самостоятельно мыслить, творчески применять полученные знания в практической деятельности.

     Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Развитие творческих способностей обучающихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.

        В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия  для творческого развития обучающихся. Поэтому проблема развития творческих способностей школьников является одной из наиболее актуальных.

 

Формирование творческих способностей:

  • обогащает эмоциональный и практический опыт,
  • развивает психику,
  • формирует интеллектуальный потенциал,
  • способствует воспитанию эстетических и умственных способностей,
  • ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств,
  • настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств.

Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов, как:

  • Аналитические компоненты (понятийно-логическое мышление): логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и др.;
  • Эмоциональные компоненты (чувственно - образное мышление): яркость   образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т.д.  
  • Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

     Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, А.Н.Лука, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.

Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.

Что же такое способности? Сегодня способности психологами понимаются как свойства или качества индивидуальности, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, как индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:

  1. Способности синтетические  - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
  2. Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
  3. Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.

        Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может что-то придумать, нарисовать, сочинить  или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).

Моя задача – помочь школьникам актуализировать способности, развить их. Для этого  я сформулировала для себя следующие правила:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их  сама и показываю это ребятам  в нашем общении.
  • Поощрять сомнения,  возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми.
  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое.
  • Включать в программу обучения разделы, которые позволили бы ребятам демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у ребят была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
  • Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.
  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление.  
  • Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников идею: у творчества нет конца.

  Не секрет, что для различных обучающихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):

  1. Нулевой уровень. Детям не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Занимаясь с этой группой ребят, не забываю о том, что они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Не предлагаю им заданий, требующих быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Иногда разрешаю таким детям выполнять лишь часть творческого  задания. Деятельность учителя в классе с преобладанием ребят нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости  отсутствие страха  чувство уверенности  ожидание встречи с данным педагогом  ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
  2. Относительно-активный уровень творческой активности. Для детей этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять меня быстрым правильным ответом, но это не становится системой.
  3. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами.
  4. Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.

Моя задача - вовлечь в творческую деятельность не только ребят 4 группы, а помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.

При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:

а) общий уровень развития ученического коллектива;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности обучающихся;

г) специфические черты и особенности учебного предмета.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес обучаемых;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

          На первом месте при ранжировании оказалась положительная мотивация к изучению английского языка. И именно повышение мотивации  к изучению иностранного языка  является темой моего самообразования.

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

Уровень интеллекта/ успеваемости

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

- включение учеников в коллективистические формы деятельности;

- подключение учеников к оценочной деятельности;

- поощрение познавательной активности учащихся;

- создание творческой атмосферы

- занимательность изложения учебного материала;

- необычная форма преподнесения материала;

- эмоциональность речи учителя;

- познавательные игры;

- занимательные примеры

 

Средняя успеваемость

 

- умелое применение поощрения и наказания

- умелое применение поощрения и наказания

Низкая успеваемость

- умелое применение поощрения и наказания

- умелое применение поощрения и наказания

 

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

Уровень интеллекта/ успеваемости

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

- умение общения;

- дискуссия;

- работа на будущие цели;

- внимание к содержанию;

- самостоятельное достижение результатов;

- создание проблемно-поисковых ситуаций;

- анализ событий;

- самоанализ деятельности

- возбуждение внимания;

- удивление;

- умение общаться;

- создание ситуации, авансирующей успех;

- поощрение;

- эмоциональный настрой

 

Средняя успеваемость

- возбуждение внимания;

- удивление;

- умение общаться;

- создание ситуации, авансирующей успех;

- поощрение;

- эмоциональный настрой

- возбуждение внимания;

- удивление;

- любопытство;

- эмоции;

- поощрение

- удивление;

- любопытство;

- похвала;

- поощрение

Низкая успеваемость

- удивление;

- любопытство;

- эмоции;

- поощрение

- любопытство

 

Принципы деятельности :

а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и обучаемых);

б) опора на субъективный опыт школьников (один из источников обучения);

в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);

г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся);

д) системность обучения;

е) творческое взаимодействие школьников и учителя в процессе обучения.

          Развитие творческих способностей обучаемых на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если:
- процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
- педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков;
- определена и используется система личностно- и социально- значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;
- формирование и развитие положительных качеств личности (творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к Родине, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др.) осуществляется, в том числе, и на основе изучения английского языка.
- сформирована система самостоятельных работ по приобретению знаний, умений и навыков, которые приучают детей к творческой работе, развивают творческое мышление, создают предпосылки для их применения в системе профессиональной деятельности, совершенствуют способности устного и письменного общения, отдавая предпочтение выражению мнений, эмоций и чувств, а также умению аргументировать.
                 

          Процесс становления и развития творческих умений по иностранным языкам в школе предполагает использование креативных технологий, способствующих раскрытию и развитию творческих способностей обучаемых. В своей работе я применяю элементы многих педагогических технологий, но отдаю предпочтение следующим:

  • Технология развития критического мышления посредством чтения и письма;
  • Технология проектов;
  • Технология педагогических мастерских;
  • Технология развивающих игр.

Технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма.

          Внедрение педагогических инноваций в повседневный педагогический процесс является не только требованиями современности, но и насущной потребностью учителей, желающих изменить рутинный процесс обучения, превратив его в творческое сотрудничество. Одной из таких инноваций является педагогическая технология развития критического мышления школьников посредством чтения и письма (РКМЧП), внедряемая в России с 1997 года.

          Основой данной технологии является стремление развить критическое мышление у обучаемых как отправной точки для развития творческого мышления. Технология РКМЧП осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.

          Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений.

          Американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит и Ч. Темпл разработали структуру технологии РКМПЧ, состоящую из трех стадий (вызов, осмысление содержания, рефлексия) и набор приемов и стратегий ведения урока.

Технология проектного обучения.

          Преподавание английского языка  ведется по УМК В.П. Кузовлева, рекомендованному Министерством образования и науки РФ.

          Один из принципов, заложенных в основу курса “English” (автор Кузовлев В.П.), провозглашает необходимость соблюдения деятельного характера обучения иностранному языку, что подразумевает использование разных форм работы (индивидуальных, парных, групповых, коллективных). Одним из действенных способов организации речевого взаимодействия учащихся на уроке является проектная методика. Ученикам предлагается определенная, взятая из реальной жизни проблема, знакомая и значимая для них. При работе над проектом английский язык выступает как средство, при помощи которого ученики получают необходимые им сведения, и как способ общения друг с другом.
         
С педагогической точки зрения, проектирование - это творческая учебная деятельность:

- проблемная по форме предъявления материала;
- практическая по способу его применения;
- интеллектуально нагруженная по содержанию;
- самостоятельная по характеру добывания знаний;
- протекающая в условиях постоянного конкурса мнений и предложений.

          Работа над проектом предполагает создание благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников: развивает их воображение и мышление. Проектная технология в области иностранного языка является средством развития креативности учащихся и их саморазвития.
         Чтобы обучаемые воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. А учебники В.П. Кузовлева как раз построены на диалоге двух культур: России и Британии.
         Основная идея подобного подхода к обучению языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учеников, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами.
         Только метод проектов может позволить решить эту задачу и превратить уроки в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные ученикам проблемы с учётом особенностей культуры страны.

          Работа над проектом требует от школьников владения большим объёмом разнообразных предметных знаний. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в английском тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, уметь работать со справочной литературой, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль.
         Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе, но обязательно, чтобы она предваряла работу над проектом. Такую подготовительную работу стараюсь проводить постоянно, систематически и параллельно работе над проектом.
В 6 классе мои учащиеся готовили проекты: “The Living-room of my Dream”, “My Favorite Shop”;

В 7 классе: “What Sort of School Would You Like to Go to?”; “Who Are You?”; “All About Me”; “How Do You Treat The Earth?”;

В 8 классе: ‘My Country at a Glance”, “Ideal Places for Traveling”, “Russian Winter Festivals”;

В 9 классе: “”My Favorite Book”, “To Be a Pop Star…”

          Какой проект мы бы не готовили, стараемся придерживаться определённого плана его подготовки и разработки. Обязательно обсуждаю с учениками тематику будущего проекта, определяем главную проблему, обсуждаем, какой материал можно использовать, где найти дополнительную литературу, даю установку, какие навыки будут необходимы для решения языковых проблем. По характеру конечного продукта проектной деятельности выделяю следующие виды проектов, которые мы с учащимися часто используем:

1. Конструктивно- практические проекты (Construction and Practical Projects)- коллаж, дневник наблюдений, “придумывание игры” и её описание. Этот вид проектов мы используем при изучении темы “Free Time”.
2. Игровые - ролевые проекты (Role and Games Projects) – разыгрывание игры, драматизация, сочинение собственной пьесы, концерт. Чаще всего мы разрабатываем этот проект при подготовке и проведении недели иностранного языка в школе.
3. Информационные и исследовательские проекты (Information and Research Projects) – изучение региона или какой-либо страны, английский язык и его использование как языка международного общения, иностранные языки в жизни людей.
4. Издательские проекты (Production Projects) - по темам: “Школьная газета”, “Всё обо мне”, ”Портрет моего класса”.
5. Сценарные проекты (Performance and Organizational Projects) – вечера, ток-шоу. В 9 кл. был разработан проект – вечер по теме “Русские зимние праздники”.
6. Творческие проекты (Creative Works) –в форме свободного литературного сочинения (сказка, рассказ, комикс, ролевая игра).

          Чтобы увидеть работу каждого ученика на всех этапах работы над проектом, использую возможности само- и взаимоконтроля. При этом оцениваю деятельность учащихся не только оценками. Чтобы усилия детей не пропали даром (ведь проекты не всегда удачные), придумываю призы, награды “за самую оригинальную презентацию”, “самую весёлую”, "самые интересные факты”, “самая подробная информация” и другие.

          Проводимая работа уже на данном этапе  позволяет сделать выводы о совершенствовании у обучаемых навыков проектной работы, стимулирующих их речевую активность, развивающих воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности.

Технология педагогических мастерских.

            В последнее время в связи с концепцией модернизации современного образования все чаще звучит упоминание об открытых образовательных технологиях. Рассмотрим некоторые положения данного вопроса:

  • Открытое образование обозначает один из путей организации образовательного процесса в современных условиях.
  • Открытость как качество современного образования предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий, в ритме, удобном учащемуся.
  • Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.

           Одной из технологий открытого образования является «Творческие (педагогические, французские) мастерские».

          Педагогическая мастерская – система обучения, предложенная педагогами «Французской группы нового образования», у истоков которой стояли психологи Ланжевен, Валлон и Пиаже. Существует много определений этой технологии, одно из них – педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и мастера.

          Цель технологии:

Создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития школьников, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

          Главное в технологии – не сообщать информацию, а передавать способы работы. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

 Принципы построения педагогической мастерской:

  • Работа мастерской основана на духовной деятельности, прежде всего на слове.
  • Равенство всех, включая мастера.
  • Отсутствие соревнования, соперничества.
  • Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
  • Чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
  • Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

 Заповеди для мастера:

  • Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
  • Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
  • Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала искать ответы у детей.
  • Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.

 Технологические этапы построения мастерской имеют особый порядок:

  • Индукция – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
  • Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
  • Социоконструкция – работа обучаемых в группах по построению этих элементов.
  • Социализация – работа в группе, сопоставление, оценка, сверка, коррекция.
  • Афиширование – вывешивание работ учеников, ознакомление с ними.
  • «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.
  • Рефлексия – активизация самооценки по поводу индивидуальной и совместной деятельности.

          Мастерская – это событие в жизни мастера и ученика, форма сотрудничества, где в организованном пространстве и времени они конструируют, строят новое знание. Результаты мастерской могут быть разнообразными – это может быть и только развитие мотивации к дальнейшему познанию, а может и создание завершенных проектов на основе открытых знаний.

Игровые технологии.

          Игра, без сомнения, содержит большой мотивационный потенциал. По мнению психологов (А. А. Леонтьев), мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями. Игра — не только инструмент преподавания, активизирующий мыслительную деятельность обучаемых. Она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для обучаемого. Игра подразумевает активное участие всех обучающихся. Взаимодействие обучающихся в игре, направленное на решение стоящей учебной задачи, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в результате деятельности. Она заставляет учащихся волноваться и переживать, позволяет проявить себя, самоутвердиться, испытать чувство успеха. Игра — мощный стимул к овладению языком. Порой “слабые” ученики становятся увлечёнными в процессе игры, активно проявляют себя, своё индивидуальное “Я”.

          Игры, с методической точки зрения, несут в себе следующие задачи:

  1. Создание психологически благоприятной готовности обучаемых к речевому общению.
  2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала.
  3. Тренировка школьников в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
  4. Развитие творческих и актерских способностей обучаемых.

Можно привести следующую классификацию игр на уроках ИЯ:

I. Грамматические игры.

Данные игры преследуют цели:

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
  • развить речевую творческую активность обучаемых.

II. Лексические игры.

Данные игры преследуют цели:

  • тренировать школьников в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;
  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов;
  • развивать речевую реакцию учащихся.

Представляется эффективным пользоваться лексическими играми на всех этапах обучения.

III. Фонетические игры.

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.

IV. Орфографические игры.

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.

V. Творческие ролевые и деловые игры.

Такие игры формируют у школьников навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение детей речевой реакции в процессе коммуникации. Хорошим примером творческих игр служат игры, основанные на популярных телепередачах.

В методической литературе много пишется о пользе проведения интегрированных уроков, основанных на двух учебных предметах. Стимулирующим фактором при овладении английским языком является использование межпредметных связей.

Межпредметные связи, во-первых, представляют опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и различных умений; во-вторых, позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивают полноту знаний.

Овладение английской речью с опорой на межпредметные связи отвечает различным интересам детей, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности, что, естественно, создаст наиболее благоприятный режим для практического применения языка как средства общения, в силу этого межпредметные связи являются одним из эффективных средств мотивации учебного процесса по иностранному языку. Это может быть реализовано, если четко определены точки соприкосновения школьных предметов.
Здесь эффективно использовать ряд известных телепередач: “Колесо истории” (иностранный язык – история), “В мире животных” (экология – иностранный язык).

Во внеклассной и факультативной работе игра может быть организована в виде конкурсов, викторин, общественных смотров знаний и также служит для поддержания интереса к процессу овладения иностранным языком, его результативности.

Игры могут быть использованы на различных этапах обучения, всё зависит от целей, которые преследует учитель в процессе обучения.

          Таким образом, сущность моей педагогической концепции  - это развитие творческих способностей школьников и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.

Результативность моей работы заключается в том, что:

  • у детей сформирована устойчивая мотивации к предмету, положительное отношение к иностранному языку, к культуре другого народа, говорящего на этом языке;
  • у основной массы обучаемых выработана глубокая внутренняя мотивация к познавательному и творческому самовыражению, самоопределению;
  •  школьники имеют широкое представление о достижениях национальных культур (собственной и страны изучаемого языка) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и культуры в зеркале культуры другой страны;
  •  выпускники владеют устно-речевыми умениями, необходимыми и достаточными для информативной деятельности в области избранных профессионально-ориентированных и личных интересов;
  • созданы возможности для слабоуспевающих детей наравне с другими получать хорошие и даже отличные оценки, не занижая их способностей, а также активное их участие во внеурочных мероприятиях (вследствие чего поддерживается и дисциплина на уроке);
  • учащиеся выбирают английский язык для сдачи экзамена в ходе переводной и итоговой аттестации;
  • развитие творческих способностей школьников способствует поддержанию стабильно высокого показателя качества обученности  английскому языку.

 

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — чувство тайны, которую так хочется разгадать («Тайна возбуждает творчество», — так сказал А. Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается   в   чуткой   помощи   тактичного, все понимающего учителя, командные методы  в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе  увлеченности. Главный стимул творчества — огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"

В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Урок – основная форма организации обучения. Но мы, учителя математики, должны не только учить, но и воспитывать, и развивать у ребёнка его умственные и...

Развитие творческих способностей учащихся при обучении французскому языку.

В настоящее время возрастает роль и расширяются функции иностранного языка как учебного предмета. Основной целью обучения французскому языку в школах с углубленным изучением иностранных языков являетс...

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка

В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....

Проект мастер-класса «Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»

Проект мастер-класса«Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»...

Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью

Стасть в сборнкик "Поделимся опытом" на тему "Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью"...