РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
статья по алгебре (6 класс) на тему

Сибова Надежда Григорьевна

         Урок – основная форма организации обучения. Но мы, учителя математики, должны не только учить, но и воспитывать, и развивать у ребёнка его умственные и творческие способности. И действительно, на уроке мы чаще всего в первую очередь только учим, не потому что не думаем о развитии и воспитании, а потому, что программа по предмету насыщенная и надо готовить к ЕГЭ, а времени на уроке всегда мало.

         Для этих целей можно использовать свободное время детей, предлагая им необычные домашние задания, выполнить которые они могут и не к следующему уроку, а к конкретно указанному сроку. Такие задания как правило учитель задаёт заранее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

(из опыта работы)

Н.Г.Сибова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 лицей №8 имени Н.Н.Рукавишникова г.Томска

Если ученик в школе не научился сам ничего

                                                                            творить, то и в жизни он всегда будет только

                                                                           подражать, копировать, так как мало таких,      

                                                                             которые бы, научившись копировать, умели

                                                                          сделать самостоятельное приложение этих

                 сведений.

Л.Н.Толстой

         Урок – основная форма организации обучения. Но мы, учителя математики, должны не только учить, но и воспитывать, и развивать у ребёнка его умственные и творческие способности. И действительно, на уроке мы чаще всего в первую очередь только учим, не потому что не думаем о развитии и воспитании, а потому, что программа по предмету насыщенная и надо готовить к ЕГЭ, а времени на уроке всегда мало.

         Для этих целей можно использовать свободное время детей, предлагая им необычные домашние задания, выполнить которые они могут и не к следующему уроку, а к конкретно указанному сроку. Такие задания как правило учитель задаёт заранее.

        Как правило, учителя задают домой задания аналогичные тем, что решали в классе, мало кто практикует разноуровневые домашние задания, где каждый ученик выбирает и выполняет то, что ему по силам. Таким образом, слабые ученики решают задания по образцу, отрабатывая алгоритм действий, а увлечённые математикой ребята, выполняют задания более высокого уровня сложности или задания на смекалку, тем самым они развивают свои умственные способности в математике.

       Ни для кого не секрет, что ученики с ярко выраженными гуманитарными способностями не всегда успешны по математике. Однако и для них учителем может быть создана ситуация успеха. Например, после изучения темы «Четырёхугольники» можно предложить детям написать сказку, которая бы начиналась так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и звали его Четырёхугольник. Было у него четыре сыночка и лапочка дочка». В сказке необходимо использовать все знания о четырёхугольниках, поэтому гуманитарий, готовясь к зачёту, не просто напишет сказку, а выучит все определения, свойства и признаки. Такие домашние задания практикуют учебники авторского коллектива «МПИ», предлагая перед контрольной работой несколько вариантов домашней контрольной работы, один из которых сочинение, сказка, рассказ по материалу главы.

         Задачи на проценты и дроби одни из самых сложных в школьном курсе математики. Как один из вариантов домашнего задания можно предложить ученикам придумать свою задачу по данной теме и решить её. При составлении задачи ребёнок учитывает, что её условие должно соответствовать действительности, а полученный результат должен быть реальным. Выполняя это задание, ученики используют дополнительную литературу, учатся работать с книгой, работают над развитием письменной речи, отрабатывают алгоритм решения таких задач и закрепляют свои вычислительные навыки действий с дробями и процентами.

После изучения темы «Координатная плоскость» обучающиеся получают карточки с набором точек с указанными координатами. При построении точек на координатной плоскости и последовательном их соединении получается рисунок, который при желании ребята разукрашивают. Самые увлечённые этой работой с удовольствием придумывают дома свои рисунки, которые можно получить с помощью построений на координатной плоскости.

По теме «Круговые диаграммы» пятиклассники, работая в группах, выполняют многочисленные расчёты для построения диаграмм «Мой режим дня», «Наши домашние животные», «Место предмета в учебном плане», «Какое время мы учимся, а какое  отдыхаем в течение одного календарного года» и другие. Но кроме этого они должны оформить свои диаграммы рисунками, фотографиями, аппликациями, о которых им также следует подумать дома. В процессе выполнения всей этой работы обучающиеся не только приобретают новые знания, но и формируют навыки исследовательской деятельности, учатся работать в группе, воспитывают у себя эстетический вкус в оформлении работ.

         После изучения любой большой темы по геометрии обучающиеся могут самостоятельно составить кроссворды или чайнворды, ребусы, шарады, загадки, содержащие названия геометрических фигур и их элементов. Выполняя эту работу, они ещё раз обращают внимание на правильное правописание геометрических терминов, формулировки определений, работают над развитием речи.

        При проведении внеклассных мероприятий по математике на параллели также можно развивать творческие способности обучающихся. В качестве домашнего задания командам (классам) можно предложить написать стихи, частушки с математическим содержанием, а также нарисовать математическую газету по предложенной теме. Таким образом, они могут проявить свои литературные, художественные и музыкальные способности. Регулярное проявление своих способностей обучающихся работает на их развитие и самоусовершенствование.

        Выполнение таких необычных и на первый взгляд, не способствующих обучению математике домашних заданий, приводит к тому, что обучающиеся начинают замечать некоторые свойства и закономерности и даже пытаются их доказывать. Так после доказательства теоремы о внешнем угле треугольника, два ученика в классе заметили, что сумма всех внешних углов треугольника равна 720о. К следующему уроку они самостоятельно каждый не зависимо друг от друга доказали это утверждение.

        Конечно же, каждое выполненное домашнее задание учитель проверяет и оценивает. Не стоит бояться ставить за это хорошие и отличные отметки, так как таких работ у каждого ребёнка будет не очень много и эти отметки не скажутся на итоговых четвертных отметках слабых учеников или гуманитариев. Большим плюсом в такой работе будет ситуация успеха на уроке для каждого ученика, а учитель получит огромное удовлетворение, глядя на своих талантливых детей.

      Таким образом, выполняя различные творческие задания по математике, ученики не только развивают свои оформительские, литературные, музыкальные и другие способности, но и обучаются математике и, наоборот, обучаясь математике, школьники развивают свои творческие способности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы упражнений для развития творческих способностей школьников, обучающихся французскому языку

Образовательная программа: «Современные подходы к преподаванию французского языка как второго иностранного»на основе учебника N.Sélivanova, A. Chachourina «L’oiseau bleu 7-8»Unité 7 «C’est un pe...

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...

Педагогическая концепция "Развитие творческих способностей школьников при обучении английскому языку"

Материал представляет собой обобщение педагогического опыта по вопросу развития творческих способностей обучающихся посредством некоторых современных образовательных технологий....

Использование игровых методов на уроках математики для развития творческих способностей школьников к изучению предмета

Математика в школе является основным учебным предметом. Школьники усваивают систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно ...

Тема: «Развитие творческих способностей школьников на уроках математики путем использования элементов интерактивных технологий в коллективно-групповом обучении»

Актуальность. Одно из требований к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведен...

Проект мастер-класса «Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»

Проект мастер-класса«Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью»...

Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью

Стасть в сборнкик "Поделимся опытом" на тему "Развитие творческих способностей школьников посредством обучения 3D-моделированию в рамках занятий внеурочной деятельностью"...