Контрольно-оценочная деятельность преподавателя иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Новохацкая Марина Николаевна

Контрольно-оценочная деятельность преподавателя иностранного языка. Итог учебной работы, как правило, сводится к отметке. От того, насколько совершенны средства оценки, как они связаны с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит эффективность образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenki.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

  1. ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценок противоположная российской. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» – один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий.

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 год):

  1. Первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального».
  2. Вторая группа обозначает успехи средние: «учения посредственного, мерного, нехудого».
  3. Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Подобная же словесная система оценки существовала в начале XIX века во многих учебных заведениях страны. Так, в Казанском университете успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб. Как видно, по сути, это не столько отметки, сколько оценки, так как они насыщены эмоциональной окраской, фиксируют отношение ученика к учебе, а не уровень овладения им учебным материалом, а тем более соответствия данного уровня желательному.

Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, и 8-, 10-,12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения:

  1. «1» — слабые успехи;
  2. «2» — посредственные;
  3. «З» — достаточные;
  4. «4» — хорошие;
  5. «5» — отличные.

На протяжении всего последующего времени шли острые дискуссии вокруг балльной системы. Немногие сторонники отмечали, что баллы позволяют учителю быстро и легко оценить познания учеников; дают возможность следить за их успехами; это простая и удобная форма извещения родителей об успехах их детей; на основании баллов начальство может судить об успешности учеников у того или иного учителя.

Многократно больше было страстных противников балльной системы. Против нее выступали все известные педагоги-гуманисты. Кредо же было выражено С.Миропольским: «Смерть баллам грозит неизбежно; не нынче, завтра, но дни их сочтены». Обращалось внимание на то, что отметки зачастую субъективны, их выставляют не за знания, а за поведение, погоня за отметками негативно сказывается на нравственном и физическом здоровье учащихся и даже приводит к самоубийствам гимназистов. В противовес предлагалось заменить баллы отзывами преподавателей за каждую четверть или год, ввести зачетную систему «уд-неуд» и т.д.

В 1918 году народный комиссариат просвещения постановлением «Об отмене отметок», подписанным А.В Луначарским, запретил «применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся во всех без исключения случаях школьной практики». Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании «успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы».

В сентябре 1935 года была восстановлена дифференцированная пятибалльная система оценки знаний. Сначала в виде словесной отметки («отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо», «очень плохо»), а с января 1944 года в форме цифр. Указывалось, что это осуществляется «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству знаний».


  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

При проектировании урока учитель задается тремя ключевыми вопросами:

  1. Что и зачем?
  2. Как?
  3. Что в итоге?

Отсюда вытекают три основных компонента для системного и целостного взгляда на урок:

  1. Содержательно-целевой;
  2. Организационно-практический;
  3. Контрольно-оценочный.

Постановка цели является определяющим компонентом педагогической деятельности. Очень важно, чтобы цели, действия и результаты  были согласованы между собой. От цели зависят:

  • содержание деятельности;
  • методы;
  • формы;
  • средства;
  • приёмы;
  • критерии оценки;
  • полученный результат.

 Итог учебной работы, как правило, сводится к отметке. От того, насколько совершенны средства оценки, как они связаны с целями, содержанием и методами обучения, во многом зависит эффективность образовательного процесса.

  1. ПОНЯТИЯ «ОЦЕНКА» И «ОТМЕТКА»

Прежде чем говорить о контрольно-оценочной деятельности, следует дать определение таким понятиям, как оценка и отметка.

Как оценка, так и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Однако:

Оценка – это качественная, как правило, словесная характеристика, комментарий о том, что удалось или не удалось, в чем есть движение, что еще требует доработки. Оценка также предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности.

Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности учащихся в баллах, фиксирующее достигнутый уровень по отношению к стандарту. Отметка – единственный инструмент учителя для оценки учебного труда учащихся.

Оценка всегда направлена «во внутрь», личность школьника, а отметка обращена «во вне», в социум. Оценка эмоциональна, отметка подчеркнуто формализована.

  1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний учащихся. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.

На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в школе.

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам.

Однако в современной системе оценивания имеется ряд противоречий:

  • Между продуктивными формами учебного труда и шкалой оценки, связанной с системой воспроизведения знаний;
  • Между многообразием форм мыслительной деятельности и узким диапазоном школьной отметки;
  • Между необходимостью ученической самооценки и неопределенностью критериев традиционной оценки.

Проблема оценки упирается в решение трёх основных вопросов:

  1. Зачем, с какой целью оцениваем учащихся?
  2. Что хотим оценить в познавательной деятельности?
  3. Как оценивать, как обеспечить объективность оценивания?
  1. ЗАЧЕМ ОЦЕНИВАЕМ?

Оценка – основное средство обратной связи между учеником и учителем. Однако информация, заложенная в ней, может быть различной. Таким образом, можно выделить следующие функции оценки:

Диагностическая функция отслеживает качества знаний учащихся, измеряет уровень знаний на различных этапах обучения, выявляет причины отклонения от заданных целей и своевременно корректирует учебную деятельность.

Информационная функция информирует о достигнутых результатах.

Констатирующая функция сообщает, каковы прикладываемые усилия.

Стимулирующая функция воздействует на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений, являясь мощным средством мотивации.

Обучающая функция предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний и уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний.

Регулирующая функция позволяет организовать совместные действия со стороны учителя, родителей и, самое главное, самих учащихся для достижения лучшего результата.

Воспитательная функция формирует навыки систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям.

Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя. Контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу.

Формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования образуется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Понимание отметки, поставленной учителем, предполагает высокий уровень самооценки учащихся. Самооценка учащихся также рассматривается как побудительный механизм саморегуляции и залог ее успешности.

  1. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?

Предметом оценивания является итог учебной работы. В качестве итогов обычно называются знания (их объем, уровень, прочность владения), умения и навыки – репродуктивного, эвристического и творческого характера.

Другой важный аспект оценки – отношение к выполняемой работе – старательность, которая проявляется и в качестве оформления, и в количестве предложенных вариантов, и в качестве найденных способов, а также вдумчивость, усердие, упорство, добросовестность.

Еще один аспект оценки (зачастую не принимаемый во внимание, но не менее важный) – это процесс выполнения (прилежание, старания и усилия, инициатива, самостоятельность). Ученик ждет, что оценят не только ЗУН, но и его усилия в процессе деятельности, тогда как учитель зачастую видит только итог деятельности. Следует также отметить, что результат деятельности без достаточной рефлексии (осмысления) самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки школьников.


Планируемые результаты

В педагогических измерениях принято различать три уровня результатов образования:

Планируемый результат заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Реализуемый результат характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в конкретной школе, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Достигнутый результат – уровень реальных достижений учащихся.

Стандарт гарантирует возможность для достижения каждым учащимся планируемых результатов образования при выполнении условий организации учебного процесса, указанных в стандарте.

Планируемые результаты можно в свою очередь разделить на три группы:

  1. Предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
  2. Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
  3. Личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Проверке подвергаются только предметные результаты.

Объекты контроля на уроке иностранного языка

Применительно к обучению иностранному языку контроль – это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения.

Целевая установка действующей программы для школ требует от учащихся не только знания языкового материала, но и владения речевой деятельностью. Следовательно, объектами контроля также выступают навыки и умения речевой деятельности, уровень овладения которыми позволяет совершать иноязычную речевую деятельность. Они отличаются на начальном, основном и старшем этапах обучения. Требования прописаны в стандарте (примерные программы).

Усвоение языкового материала (речевых навыков) включает в себя умение пользоваться лексическими и грамматическими единицами, а также произносительные навыки. Проверяется уровень языковой компетенции.

Владение речевыми умениями  включает умение пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения в таких видах речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Таким образом, в процессе контроля проверяется способность пользоваться языком как средством общения в заданных программой ситуациях, т.е. уровень речевой (коммуникативной) компетенции.

Аудирование

Объектом проверки является уровень сформированности речевых навыков и умений при восприятии иноязычного текста на слух. В процессе контроля проверяется:

  • умение понимать на слух монологическую и диалогическую речь;
  • владение языковым и речевым материалом, обеспечивающим адекватное восприятие устного звучащего текста.

Говорение

Объект проверки – уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для устной монологической и диалогической речи. В процессе контроля проверяются:

  • умения, необходимые для общения в форме диалогической речи (понимать собеседника, адекватно реагировать на его реплики, умение дать ответ, выразить свое мнение или отношение и т.п.);
  • умения, необходимые для общения в форме монологической речи (умение построить связный текст разной коммуникативной направленности).
  • владение языковым и речевым материалом, необходимым для общения (лексико-грамматическая правильность речи и ее фонетико-интонационное оформление).

Чтение

Объект проверки – уровень сформированности речевых навыков и умений при чтении текстов с общим охватом содержания (ознакомительное чтение) и детальным охватом содержания (изучающее чтение). Следовательно, проверяются:

  • умение понять основную информацию в тексте, идею автора (чтение с общим охватом содержания);
  • умение полно и точно понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, а также адекватно интерпретировать ход авторских рассуждений, выводы и оценки автора (изучающее чтение);
  • владение языковым и речевым материалом, необходимым для понимания текста.

Письмо

Объект проверки – уровень сформированности речевых навыков и умений, необходимых для фиксации в письменной форме полученной информации, либо для передачи собственной информации. Проверяется:

  • умение передавать содержание прочитанного или прослушанного текста;
  • умение построить письменный монологический текст на предложенную тему.
  1. КАК ОЦЕНИВАЕМ?

Традиционные подходы оценивания необходимо дополнять новыми способами. Сравнение традиционных и нетрадиционных подходов можно осуществить по семи основным критериям:

Критерии

Подходы

Традиционный

Современный

Эталон для оценивания

Стандарт.

Индивидуально-личностная динамика (сравнение только с самим собой).

Тип используемых оценок

Нормативные оценки, выраженные в баллах.

Личносто-ориентированные оценки, выраженные словесно;

Качественные (описательные).

Частота оценивания

Много отметок, мало содержательных оценочных суждений.

Отметка на каждом уроке.

Мало отметок, много содержательных оценочных суждений.

Отметка только как итог завершения темы, раздела, четверти или полугодия.

Уровень комфортности

Низкий (акцент на ошибках).

Высокий (акцент на удачах и успехах)

Отношение к 5-балльной системе оценивания

Достаточно трех баллов: 3, 4, 5.

Выход за пределы 5-балльной системы.

Дополнение качественными характеристиками – знаки, символы.

От чего зависит итоговая оценка?

Среднее арифметическое из всех текущих отметок.

Только от результата итогового испытания (экзамена, собеседования, зачета).

Кто оценивает?

Учитель.

Самооценка учащегося.

Варианты нетрадиционных форм оценивания

  • Взаимооценка;
  • Лотерея;
  • Словесное оценивание (25 способов сказать «Молодец»);
  • Именные сертификаты, медали выдаются как знак победы, успеха в конкурсе;
  • «Никакая оценка» ставится в случае, когда нет возможности поставить даже «2»;
  • Рейтинговая оценка (накопительная);
  • Процент выполнения;
  • Графическая оценка;
  • Жетонная система (разноцветными жетонами поощряются разные виды активности учащегося на уроке);
  • Тетрадь открытий (копилка творческих работ, гипотез, мнений и т.п.)
  • ОХ (очень хорошо), ХО (хорошо, но не очень), ЗН (знает, но не говорит), ГН (говорит, но не знает), ХН (хуже некуда).
  • И другие…

Приемы, включающие механизмы саморегуляции

  • Взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка в парах, группах;
  • Самостоятельный выбор заданий по уровню сложности;
  • Сопоставление индивидуального варианта ответа с групповым и эталонным (проверка прочности и уверенности в собственных знаниях);
  • Работа под копирку (один экземпляр – учителю, другой – ученику; проверяют и оценивают оба; потом сравнивают свои варианты);
  • Без ошибок, но с отметкой (проверенные работы возвращаются ученикам только с отметкой; задача учащихся – понять, почему отметка такова, какова она есть, найти ошибки, которые привели к снижению балла);
  • Без отметки, но с ошибками (в проверенной работы учитель указывает только ошибки, задача учащихся – поставить себе отметку, адекватную этим ошибкам);
  • Без отметок и без ошибок (проверенные работы учащихся выдаются без признаков учительской оценки, все свои пометки он оставляет только в своей рабочей тетради; ученику предлагается свежим взглядом посмотреть собственную работу: исправить найденные ошибки и поставить соответствующую отметку);
  • Комментарий учащихся к вопросам для зачета по степени их понятности – непонятности, интересности – неинтересности. Особое внимание учителя к тем вопросам, которые охарактеризованы как непонятные и неинтересные;
  • Выбор билета, вопроса, который ученик лучше всего знает;
  • Рефлексивные вопросы, побуждающие к осмыслению результатов урока;
  • Договор в начале четверти с заявкой на итоговую отметку;
  • И другие…
  1. КОНТРОЛЬ

Функции контроля

Итак, неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы является контроль.

Контроль в обучении выполняет многообразные функции. Выделим наиболее важные.

Функция обратной связи:

  • Является главной функцией контроля.
  • Позволяет проводить самооценку достижений в овладении языком, планировать свою дальнейшую деятельность.
  • Обеспечивает управление процессом обучения. Действует в направлении преподаватель – ученик.
  • Несет информацию об уровне успеваемости учеников.
  • Проводит диагностику отклонений учебных действий ученика.
  • Выявляет степень соответствия выбранной стратегии и тактике обучения.
  • Направлена на выбор приемов, способов методики обучения; отбор упражнений; определение режима и длительности их выполнения; формирование системы всей учебной работы с учениками.

Обучающая (повторение и закрепление ранее изученного материала и приобретенных умений и навыков; следовательно, на уроке иностранного языка посредством контроля происходит обучение языку);

Стимулирующая  (повышает ответственность учащихся при выполнении учебных заданий; создает положительные мотивы учения);

Оценочная (позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, об эффективности самого процесса обучения; следовательно, можно говорить об оценке учебных достижений учащихся учителем, самооценке и взаимооценке);

Корректирующая (коррекция и предупреждение ошибок; внесение преподавателем изменений в процесс обучения (в нашем случае обучения языку) на основе полученных в ходе контроля данных);

Развивающая (развитие познавательных способностей учащихся);

Воспитывающая (формирование ответственности, аккуратности, настойчивости и т.п.);

Диагностическая (получение информации об успешности / неуспешности в обучении; данная функция реализуется в ходе всего процесса усвоения языкового материала и развития речевых умений на всех этапах обучения);

Социальная (оповещение учеников класса, учителей, родителей и государства о соответствии достигнутых результатов установленным государством стандартам);

Образовательная функция (определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным):

Со стороны учителя:

  • осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи;
  • устанавливается динамика успеваемости, сформированность или несформированность качеств личности, необходимых, как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы;
  • проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны ученика:

  • устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности – что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении;
  • какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Эмоциональная функция (эмоциональная реакция ученика на оценку может вдохновить, направить, а может огорчить, усугубить низкую самооценку и т.п.; ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения).

Функция управления (самоконтроль ученика, его умение анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку учителя; выявление пробелов и ошибок с последующей корректировкой организации учебного процесса для учителя).

Расчленение функций контроля оправдано лишь в исследовательских целях. На практике в ходе контроля все его функции реализуются в единстве, взаимообусловливая друг друга.

Требования к организации контроля на уроке иностранного языка

  1. Целенаправленность 

Целенаправленность контроля означает, что контроль должен распространяться на определенные навыки и умения и носит дифференцированный характер. Дифференцированный характер контроля предполагает следование следующим требованиям:

  • Форма контроля должна соответствовать тому аспекту языка или виду речевой деятельности, который проверяется (например, оценка уровня владения устной речью проверяется дифференцированно для диалогической и монологической речи);
  • Форму контроля следует выбирать в зависимости от этапа обучения и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
  1. Объективность

Объективность контроля означает соответствие полученных результатов обучения некоему эталону, содержащемуся в перечне требований к уровню овладения языком для разных этапов и профилей обучения. Объективность также предполагает знание учащимися критериев оценки за разные виды деятельности, соблюдение учителем этих критериев и сведение до минимума субъективизма в оценке деятельности учащегося. Обеспечивается использованием грамотных способов оценки учеников.

  1. Регулярность 

Регулярность контроля свидетельствует о том, что контроль носит систематический характер на всех этапах обучения.

  1. Ясность и четкость формулировки

Ясность и четкость формулировки часто определяет успех проведения контроля.

  1. Репрезентативность 

Репрезентативность означает, что контролем должен быть охвачен весь усвоенный языковой материал, который должен быть проверен.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

Приёмы контроля

Приёмы контроля – это конкретные действия учителя (например, предложенные учителем задания), позволяющие проконтролировать сформированность речевых навыков и умений учащихся и определить уровень обученности.

Следует различать:

  • приёмы, предназначенные для контроля усвоения языкового материала (приёмы проверки усвоения лексики, грамматики, произношения и моделей);
  • приёмы, предназначенные для контроля уровня развития речевых умений (приёмы проверки устной речи, чтения и письма).

Следует также отметить, что между приёмами контроля и приёмами обучения существует неразрывная связь и взаимное влияние. Фактически большинство приёмов обучения, реализующихся в различных тренировочных упражнениях, могут быть использованы как приёмы контроля, реализующихся в различных тестовых и контрольных заданиях. Как правило, они совпадают, но в отличие от упражнений, тестовые и контрольные задания:

  • направлены на проверку сформированности речевых умений;
  • исключают пояснения, подсказки, ориентировочную основу;
  • имеют жёсткую регламентацию по времени;
  • выполняются чаще индивидуально, реже в парном и групповом режиме.

Приёмы контроля также реализуются в различных видах и формах контроля.

Виды контроля

Система оценки и проверки знаний, умений и навыков учащихся включает следующие взаимосвязанные виды контроля:

Предварительный контроль – позволяет определить исходный уровень владения языком, а также присущие учащимся индивидуально-психологические качества, способствующие успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности). Такой контроль позволяет наметить дифференцированный подход к обучению и позволяет наметить стратегии обучения языку, сформировать учебные группы с учетом уровня подготовки учащихся. Для этой цели чаще всего используются разнообразные тесты.

Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом занятии. Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направлен на проверку усвоения учащимися определенной части учебного материала. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.

Рубежный контроль – периодический контроль знаний, умений и навыков, который осуществляется после изучения крупных разделов программы, периода обучения, темы (лексической, грамматической и т.п.). В нем учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль проводится накануне перевода на следующую ступень обучения и направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года, переводные и государственные экзамены и т.п.). В этой группе отдельно можно выделить государственный контроль, который проводится в конце базового курса обучения: итоговая аттестация в 4-м классе, ГИА в 9-м классе, ЕГЭ в 11-м классе.

Формы контроля

Принято разделять следующие формы контроля – индивидуальный, фронтальный, групповой. Кроме того, каждая из перечисленных форм контроля может осуществляться устно или письменно. Выбор той или иной формы зависит от проверяемого речевого умения и от вида контроля.

Индивидуальный контроль – наиболее объективная форма контроля, поскольку позволяет с достаточной глубиной оценить уровень подготовки каждого учащегося. Такая форма контроля может использоваться при проверке всех видов речевых умений, а также при определении уровня сформированности языковых навыков. Среди недостатков этой формы контроля можно отметить следующие:

  • Требует больших затрат учебного времени;
  • Малый охват обучающихся в ходе урока;
  • Снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним учеником.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися, которые отвечают на вопросы со своих мест. Следовательно, такая форма контроля требует меньше затрат учебного времени, а также обеспечивает высокий темп работы и активность всех учащихся. Среди недостатков можно отметить поверхностный характер контроля из-за рассредоточенности внимания учителя между учащимися и невозможности уделить внимание каждому ученику отдельно.

Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всех ученикам класса. Это может быть беседа на известную учащимся тему, разыгрывание по ролям прочитанного текста и т.п. Одной из разновидностей группового контроля является парный контроль, когда учащиеся выполняют предложенное задание в парах. Групповая форма (в том числе и парная) продуктивна при контроле устно-речевых умений и не подходит для проверки рецептивных умений и языковых навыков, ибо она предполагает устную речевую деятельность.

Методы контроля

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий педагога и обучающихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.

Выделяют следующие основные методы проверки результатов обучения:

Устный контроль – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет:

  • монологический отчет учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение);
  • вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.

Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное представление об усвоении ими знаний.

Наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения являются зачет и устный экзамен.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляются степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Самоконтроль (учащиеся самостоятельно ищут ошибки, анализируют причины неправильного решения поставленной задачи, устраняют обнаруженные пробелы).

Наблюдение – систематическое изучение учащихся в процессе обучения. Ситуация текущей и периодической проверки знаний позволяет учителю получить достаточно полные данные об учащемся: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношение к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умений мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в официальных документах, но учитываются педагогом при корректировке обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости.

Тест – это набор стандартизированных заданий, выполнение которых позволяет установить уровень и наличие определенных навыков, умений, способностей умственного развития и других характеристик личности с помощью специальной шкалы результатов. Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту предъявляются высокие требования. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Главное отличие теста от контрольной работы – проверка навыков и объективность, тогда как контрольная работа носит субъективный характер и проверяет, прежде всего, знания.

Средства контроля

Средства контроля – это учебные материалы, которые используются для проверки уровня владения языком. К ним относятся раздаточный материал (карточки с заданиями, тестовые и контрольные задания и т.п.), фонограммы и видиограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств ОГСЭ 03. Иностранный язык

Данный тестовый материал предназначен для проведения итогового контроля знаний на 2 курсе по специальности "Сварочное производство"....

Контрольно-оценочные средства по дисциплине Иностранный язык (английский)

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся.КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме ...

Контрольно-оценочная деятельность преподавателя иностранного языка

При проектировании урока любой учитель задает себе три основных вопроса: 1. Что оцениваем? 2. Зачем? 3. Как? Цель является определяющим двигателем педагогической деятельности. От этого возникают м...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык».

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине «Иностранный язык»   предназначен для   обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих для...

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» (немецкий) основной образовательной программы (ОПОП) по направлению подготовки (специальности) 060501 «Сестринское дело»

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  «Немецкий язык».КОС включают ко...

Рабочая программа и Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине Иностранный язык ОУД.03 по специальности 13.02.11

Рабочая программа и Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине Иностранный язык ОУД.03 по специальности 13.02.11...

Контрольно - оценочные средства ОГСЭ.03 Иностранный язык

Контрольно - оценочные средства ОГСЭ.03 Иностранный язык для специльности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов...