Самоанализ урока
статья по английскому языку на тему

Кузнецова Елена Александровна

Самоанализ урока – инструмент совершенствования учителя, формирование и развитие его профессиональных качеств. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока зависит педагогическое мастерство учителя, его производительность труда.

Вашему вниманию предоставляются основные этапы самоанализа урока по английскому языку в образовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

      Роль самоанализа урока в повышении профессионализма учителя.

     Каждый учитель хочет добиться успехов в своей профессиональной деятельности. Но мастерство учителя проявляется не только в умении грамотно подготовить и провести урок, но и в умении проанализировать его.

     Под анализом имеется в виду определение того, что делает учитель и его класс (группа), обоснование целесообразности или нецелесообразности упражнений, видение альтернативных путей достижения целей. Анализ любого урока представляет собой целый комплекс рассматриваемых аспектов, как чисто методических, так и общепедагогических, психологических, предметных. Хороший анализ урока не столько критичен, сколько конструктивен.

     Если учитель видит достоинства и недостатки чужого урока, то гарантия того, что он сможет использовать первые и избежать вторых при планировании и проведении собственных уроков очевидно. Но если учитель умеет правильно анализировать свой собственный урок, то это говорит уже о другом, более высоком уровне преподавания в его профессиональной деятельности.

     Как известно, в практике наших методических объединений (школьных и районных) обязательно посещение открытых уроков коллег. Анализ урока проходит следующим образом.

     Сначала сама учитель формулирует цель урока, дает самоанализ, оценивать и комментирует то, что удалось или не удалось. Затем, каждый из присутствующих коллег комментирует урок, а в завершении анализ урока дает завуч или методист, учитель имеющий большой практический опыт.

     Именно с опытом приходит мастерство, но оно базируется на знании. Бывает, что и 20-25 лет учительского стажа мало что меняют в деле профессионального роста учителя. Важно заметить свою собственную ошибку, но не менее важно иметь смелость признать ее и исправить. И то и другое лучше делать совместно с опытными коллегами в творческом коллективе.

     Урок иностранного языка в идеале должен решать целый комплекс целей одновременно. Но при подготовке к уроку учитель выделяет для себя одну ведущую цель – практическую.

     Именно эта цель и определяет весь последующий ход урока, его логику, содержание, а также набор сопутствующих задач, которые можно решить параллельно с реализацией основной цели.

     Именно цель урока определяет и характер домашнего задания, поскольку хорошо сформированная цель урока – это и есть планируемый результат, а на дом можно задать лишь то, чему научили на уроке.

     Формулировка цели должна быть четкой и понятной, а главное – конкретной. Без этого трудно спланировать и провести урок.

     Именно цель урока определяет выбор упражнений. Например, если вы хотите развивать навыки диалогической речи, то следует обратить внимание не только на ответы учащихся на вопросы, но и на формулирование самых вопросов, реплик, ответных реакций и т.д.

     Очень важно уметь расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для выполнения последующего, планировать урок от простого к более сложного.

     Велика роль доброжелательной атмосферы между учителем и учениками на уроке. Необходимо установить очень доверительные отношения (а это без доброжелательности со стороны учителя никак нельзя сделать!) ведь, как справедливо замечает профессор Пассов, мы на уроке обсуждаем не закон Ома и не правило буравчика.

     Отмечая важность достижения практической цели, нельзя игнорировать воспитательный потенциал урока, использование межпредметных связей. Например, работая с текстами, стараться использовать не только уровень содержания, но и смысла.

     В большинство случаев на уроке иностранного языка можно одновременно формировать и совершенствовать практически все языковые и речевые навыки. Речь идет о том, что урок должен быть комплексным. Как пишет Елена Николаевна Соловова – “…практически любой урок может быть уроком контроля без очевидного контроля и уроком повторения без видимого повторения.”

     И еще ряд моментов, на которые необходимо обратить внимание при самоанализе урока. Это какова роль данного урока в серии уроков по теме, так как понимание каждого урока в серии уроков по теме способно значительно оптимизировать весь процесс обучения, сделать его целенаправленным.

     Нельзя ни отметить позицию отдельных учеников на уроке, какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока, какие использовались средства обучения (учебники, карты, аудиовизуальные средства, компьютерные программы и т.д.)

     Рационально ли использовалось время на уроке, какие были продуманы запасные методические “ходы” на случай непредвиденной ситуации.

     Но самое главное уяснить для себя: удалось ли реализовать все поставленные задачи, достигнута ли цель урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»

Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....

Вариант самоанализа урока учителя предметника, на примере самоанализа урока по географии в 6 классе по теме: Озера. Ледники. Искусственные водоемы.

Данный пример самоанализа поможет учителям предметникам в составлении своего самоанализа по какому-либо предмету. Опираясь на данный легче составить свою модель анализа урока....

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...