Лингафонный кабинет, как средство улучшения качества знаний студентов в учреждениях среднего профессионального образования
статья по английскому языку на тему

Шабтдинова Олеся Павловна

Работа в лингафонном кабинете – это интерактивность и наглядность, которая превращает обучение в увлекательную, интересную игру. В лингафонных кабинетах можно одновременно изучать совершенно разные предметы и использовать любые обучающие программы.

Лингафонные кабинеты, чаще всего, используют для изучения иностранных языков. Они могут применяться как для индивидуальных занятий, так и для групповых. Особенная польза и эффект можно наблюдать при групповом занятии. Так, преподаватель имеет широкие возможности контроля и корректировки процесса получения знаний. Студенты будут находиться в наушниках, что гарантирует то, что они все услышат, не будут отвлекаться на посторонний шум и сконцентрируются на предмете. Можно вносить в учебные процесс что-то новое и интересное, ведь обучающиеся любят новшества, тем более, технические. А  их увлеченность занятием гарантирует, что информация будет воспринята и усвоена.

Таким образом, аудио оборудование учебных кабинетов значительно влияет на процесс усвоения знаний: оптимизируется учебный процесс, улучшается запоминание материала, урок становится более интересным, веселым и интерактивным, успеваемость повышается

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабтдинова О.П

преподаватель английского языка ГАОУ СПО СО «НТГМК», г. Нижний Тагил

Лингафонный кабинет, как средство улучшения качества знаний студентов в учреждениях среднего профессионального образования

В последнее время в  учебных заведениях страны стали появляться лингафонные классы высокого оснащения, и  в нашем техникуме тоже скоро состоится открытие лингафонного кабинета. Интерес к данной технике у меня возник давно, ещё со студенческих лет, когда хотелось больше слушать иноязычную речь, попробовать повторить определённые фразы за диктором, записать, а потом услышать свой собственный голос и ошибки, которые порой не замечаешь.  Для моих приятелей за границей данный метод обучения не является новинкой, они воспринимают лингафонные кабинеты, как обычную форму получения и воспроизведения информации, но в то же время отмечают все положительные моменты посещения данных кабинетов.

Обучая студентов, я заметила, что порой, пересказывая либо читая тексты, некоторые студенты испытывают трудности как артикуляционного, так и психологического характера. Есть студенты с дефектами речи, которые, не смотря на их желание изучать иностранный язык, со временем теряют мотивацию вследствие смущения перед коллективом, либо предпочитают больше письменные упражнения устным, тем самым обучение иностранному языку становится для таких студентов неполным. Возможно, что посещение лингафонных классов поможет студентам раскрыть их истинный потенциал в изучении иностранного языка, тренировать произношение, без опасений быть услышанным другими, то есть будет происходить постепенное “погружение в предмет” без потери важной мотивации.

В данной статье мне хотелось бы раскрыть все плюсы лингафонного кабинета как для студентов, так и для преподавателей, коснуться истории возникновения лингафонных классов, написать о видах работ в них, всё это понадобиться мне для будущей работы в лингафонном классе, в последствии позже хотелось бы написать о мониторинге успеваемости студентов в результате посещения ими данных классов.

Совершенствование и оптимизация учебного процесса невозможны без выбора наиболее целесообразных методов и форм обучения. Новое содержание образования ускорило внедрение в учебный процесс активных методов, технических средств обучения, которые способствуют более совершенной передаче знаний, ускоряют процесс обучения и повышают его эффективность, позволяют активнее использовать образовательный потенциал.

Лингафонный кабинет как техническое средство обучения занимает особое место в изучении иностранного языка и его преимуществами по сравнению с другими средствами обучения являются:

  • Многообразие режимов работы (парный, групповой, общий)
  • Применение на разных этапах познавательной деятельности
  • Повышение эффективности учебного процесса при значительной экономии времени
  • Характер взаимодействия преподавателя и студентов
  • Увеличение темпа работы
  • Возможность комплексного использования (подключение СД – плеера, телевизора)

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам — один из важных проблемных вопросов современной методики. Применение лингафонного кабинета при изучении иностранного языка дает  преподавателю возможность разнообразить методы, формы, приёмы обучения, делает структуру занятия более насыщенной и глубокой. Это также создает определенный эмоциональный настрой при изучении материала, что способствует активизации познавательной деятельности студентов [ Ушаков 2014 : 3-4].

При этом можно выделить следующие функции лингафонного кабинета:

  • Информативная
  • Тренировочно - обучающая
  • Коммуникативная
  • Контролирующее - корректирующая
  • Управление учебной деятельностью

Целесообразность использования лингафонного кабинета определяется содержанием учебного материала. Целенаправленное включение лингафонного кабинета на паре приводит к тому, что изучение темы приобретает новые качественные особенности.

На парах с применением лингафона эффективно решаются следующие задачи:

  • Формирование артикуляции и ритмико – интонационных навыков
  • Формирование и совершенствование навыков  чтения и аудирования
  • Формирование и совершенствование навыка говорения (лексического, грамматического)
  • Развитие и контроль устной речи (монологической, диалогической)
  • Контроль понимания прослушанного, усвоения лексически [Азимов 2009 : 12]

Использование лингафонного кабинета увеличивает не только темп на паре, но  и нагрузку на слуховой и речевой каналы учащихся. Это требует такой организации занятия, которая позволила бы сохранить устойчивую работоспособность и оптимальный уровень функционального состояния организма. Поэтому данное техническое средство желательно применять через 5-10 минут после начала занятия [Воробьёва 2013: 1-2].

     Студенты получают удовлетворение от занятий в лингафонном кабинете, что очень важно для поддержания интереса к предмету; с нетерпением ожидают нового на рабочих местах с головными микрофонами, так как эта форма усвоения знаний отлична от традиционной, вносит разнообразие в череду классических учебных занятий и способствует формированию ответственного отношения в подготовке домашних заданий, и как следствие, реализации своего потенциала. Заинтересованность в подобных уроках несет практическую пользу в изучении иностранного языка: усвоение материала проходит более быстрыми темпами, не требуется многократного повторения, количество ошибок сведено на нет. Как известно, у всего есть и отрицательные моменты, это можно понять, узнав историю возникновения и развития лингафонных кабинетов.

Первые лингафонные устройства появились больше 30 лет назад, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных методов обучения. Эти устройства назывались лингафонными, и большинство из них уже в то время включало как звукотехническую аппаратуру (магнитофоны, электропроигрыватели), так и проекционную – диа- и кинопроекторы. [Галиуллина 2013: 3]

По мере того как возрастало значение экранных пособий в процессе преподавания иностранных языков, менялся характер оборудования, и в начале 60-х годов в обиход прочно вошло понятие «языковая лаборатория». В языковых лабораториях размещались не только лингафонные устройства, но и целый комплекс проекционной аппаратуры. Таким образом, в методике стали складываться два понятия – общее (языковая лаборатория) и более узкое (лингафонное устройство). 

Со временем в обиход было введено понятие «кабинет иностранного языка», включающее не только звукотехническую и проекционную аппаратуру, но и другое учебное оборудование, необходимое для проведения уроков, подготовки к ним и организации внеклассной работы.

Но все оказалось сложнее. Если использовать лингафонный кабинет с максимальной активностью, то придется предусмотреть и специальные уроки для проведения лингафонных упражнений. Если такие уроки будут проводиться достаточно часто, то получится, что мы перешли на лингафонный метод обучения, при котором лингафонные упражнения составляют основу всей системы обучения иностранному языку. 

Именно так развивались события за рубежом в период так называемого «лингафонного бума». Появление в специализированных учебных заведениях языковых лабораторий, то есть лингафонных кабинетов, привело к возникновению лингафонного метода. Модное веяние оказалось чрезвычайно заразительным, и понадобилось сравнительно немного времени, чтобы этот метод распространился и на среднюю общеобразовательную школу. Результаты оказались катастрофическими. Выпускники школ, обученные лингафонным методом, были совершенно не подготовлены для продолжения обучения иностранному языку. Стали высказываться мнения  о том, что в общеобразовательной школе лингафон вообще не нужен [Галиуллина 2013: 5-6].

Понадобились годы, чтобы практика подсказала другой путь использования лингафона. Лингафон был включен в традиционную, то есть нелингафонную, методику обучения. Лингафонные упражнения стали выполняться только в таком объеме и только тогда, когда с их помощью решались учебные задачи, без лингафонов не выполнимые или выполнимые, но с гораздо меньшей степенью эффективности. 

Лингафонный кабинет должен стать частью кабинета иностранного языка и сочетаться с другими средствами обучения. Как и всякое другое оборудование, лингафон следует использовать лишь тогда, когда это необходимо.

В набор стандартного оборудования для лингафонного кабинета входят:

  • рабочее место преподавателя (учительская консоль);
  • рабочее место студента;
  • сетевое оборудование, система  управления;
  • программное обеспечение, реализующее цели и задачи лингафона.

Кроме того, в оборудование могут входить и дополнительные компоненты, например: интерактивная доска, видеокамеры.

Оборудование лингафонных кабинетов позволяет преподавателю создавать дополнительные обучающие программы по собственным авторским методикам, что способствует повышению качества обучения в лингафонных кабинетах.

Таким образом, рациональное применение лингафонов позволяет:
1) восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

2) полнее реализовать дидактический принцип наглядности;
3) осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого студента;
4) создавать лучшие условия для программирования и контроля;
5) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;
6) максимально использовать аналитические и имитационные способности студентов, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
7) более или менее точно определять качественные показатели иноязычной речи обучающихся в магнитной записи;
8) выполнять многие активные виды упражнений со всеми одновременно, включая говорение.

О своём будущем опыте работы в лингафонном кабинете расскажу в следующей статье.

Литература: 
1.Воробьева, И.Н. Лингафонный кабинет как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка   [Электронный ресурс] /И. Н. Воробьёва. – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2013. – Режим доступа:  http:// festival.1 september.ru/articles/ 514680, свободный. 

 2.Галиуллина, Э.И. Использование мультимедийного лингафонного кабинета при обучении иностранным языкам. [Электронный ресурс] /Э.И. Галиуллина – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2013. – Режим доступа: http:// elibrary.ru/item.asp?id=17700476 , свободный.
3. Галиуллина, Э.И. Приемущества использования лингафонного кабинета при обучении аудированию на английском языке. [Электронный ресурс] /Э.И. Галиуллина – Электрон. текстовые дан. – Москва: [б.и.], 2013. – Режим доступа: http:// zschool.ucoz.ru/load/0-0-0-285-20, свободный.

4. Ушаков, А.А. Использование лингафонного кабинета на уроках английского языка в МБОУ «СОШ № 126» [Текст] / А.А.  Ушаков// Первое сентября. –2014. – 4 марта. – С. 3-4.

5. Азимов, Э.Г, Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. — М.: Издательство ИКАР, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности для студентов младших курсов образовательных учреждений среднего профессионального образования и учащихся общеобразовательных школ.

Программа кружка по ОБЖ разработана для студентов младших курсов и учащихся общеобразовательных школ разработана для выработки умений и навыков для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни...

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения и экстерната неязыковых специальностей образовательных учреждений среднего профессионального образования

Методические указания предназначены для студентов заочного отделения  неязыковых специальностей.            Весь материал подобран с учетом ...

Контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические рекомендации и контроьные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования»

Физическая культура для студентов специальных медицинских групп (СМГ) образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Работа в лингафонном кабинете как средство повышения качества знаний в соответствии с ФГОС

Одним из средств повышения качества знаний учащихся является работа в лингафонном кабинете. Работа в лингафонном кабинете служит для развития мотивации и  интереса к изучаемому языку, приучает их...