Валеологический подход в обучении английскому языку
статья по английскому языку на тему

Тюрикова Татьяна Васильевна

Из опыта работы учителя английского языка

МОУ «Вожегодская СОШ № 1» Тюриковой Т.В.

 

Современная система образования нашего общества направлена на формирование свободной, образованной, развитой личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, личности конкурентоспособной, умеющей интегрироваться в мировое сообщество. Знание языков и прежде всего языков международного значения выступает в качестве важного показателя в  современном образовании.

Формирование такой личности, происходящей за счёт процесса интенсификации обучения и структурных изменений  системы школьного языкового образования, сопровождается рядом серьёзных проблем. Одной из главных является снижение здоровья учащихся. Эффективным способом решения этой проблемы является использование валеологического подхода, в том числе и при обучении английскому языку.

Главная суть валеологического подхода  в обучении английского языка состоит в организации жизнедеятельности учащихся с учётом природы каждого ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей, соблюдение личностно-ориентированного подхода к каждому ученику. Такой подход обучения, направленный  на профилактику заболеваемости, базируется на принципе индивидуальной ответственности за себя и за своё здоровье.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologicheskiy_podkhod_v_obuchenii_angliyskomu_yazyku.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Валеологический подход в обучении английскому языку.

Из опыта работы учителя английского языка

МОУ «Вожегодская СОШ № 1» Тюриковой Т.В.

Современная система образования нашего общества направлена на формирование свободной, образованной, развитой личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, личности конкурентоспособной, умеющей интегрироваться в мировое сообщество. Знание языков и прежде всего языков международного значения выступает в качестве важного показателя в  современном образовании.

Формирование такой личности, происходящей за счёт процесса интенсификации обучения и структурных изменений  системы школьного языкового образования, сопровождается рядом серьёзных проблем. Одной из главных является снижение здоровья учащихся. Эффективным способом решения этой проблемы является использование валеологического подхода, в том числе и при обучении английскому языку.

Главная суть валеологического подхода  в обучении английского языка состоит в организации жизнедеятельности учащихся с учётом природы каждого ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей, соблюдение личностно-ориентированного подхода к каждому ученику. Такой подход обучения, направленный  на профилактику заболеваемости, базируется на принципе индивидуальной ответственности за себя и за своё здоровье.

Урок английского языка, построенный на принципах валеологического подхода,  содержит  психолого-педагогические методы и приёмы обучения, имеющие здоровьесберегающую направленность. Создание психологического комфорта, ситуации успеха, демократичный стиль общения, нетрадиционные формы проведения урока помогают не только повысить эффективность усвоения предмета,  но и укрепить здоровье детей.

При организации здоровьесберегающего урока английского языка важным моментом является соблюдение организационно-педагогических условий, которые включают в себя объём учебной нагрузки учеников, нагрузки от дополнительных занятий вне школы и место предмета английский язык в учебном расписании. По ранговой шкале трудностей предметов он занимает второе место среди всех предметов для средних и старших классов.

Рациональная организация  учебно-воспитательного процесса неотделимо  связана с рациональной организацией каждого урока, «основного организационного звена процесса обучения, на котором и осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей».

Применяя свою систему работы по использованию валеологического подхода на уроке английского языка, автор изменяет и его структуру  через введение в урок оздоровительных моментов и активных способов обучения.

Ниже представлены некоторые особенности организации урока иностранного языка, построенного на  принципах здоровьесбережения.

На начальном этапе урока наиболее эффективными приёмами являются дыхательные упражнения, речевые игры с движениями, заполнение карт настроения для определения психологического состояния учащихся.

В центральной части урока необходимо использовать дифференцированные упражнения по способу восприятия информации детей. Физкультминутки и динамические паузы  благоприятно сказывается на настроении учащихся и их эмоциональном тонусе, а также являются эффективным способом поддержания работоспособности обучающихся.

Завершающий этап урока включает в себя оздоровительные моменты, рефлексию, итоги урока и домашнее задание.

Обязательным компонентом организации здоровьесберегающего урока английского языка являются оздоровительные моменты, цель которых профилактика «школьных» заболеваний, таких как снижение остроты зрения, нарушение осанки, ухудшения психического здоровья. Оздоровительные моменты предполагают включение в урок гимнастики для глаз, упражнений для коррекции осанки и массаж активных точек. Проведение таких моментов повышает эмоциональный фон урока и создаёт комфортную среду для учеников.

Важным  этапом урока английского языка является рефлексия. Она помогает нам оценить эмоциональное значение урока для каждого ученика и скорректировать работу по улучшению состояния детей на уроке.

Соблюдение принципа валеологического подхода  необходимо соблюдать  и при определении  домашнего задания учащимся.  Дифференциация происходит с учётом индивидуальных и психологических особенностей подростков, их уровня обученности(задания различной степени сложности, задания на выбор).Наибольший интерес у учащихся вызывают  домашние задания, связанные с творческой деятельностью(нарисовать, придумать, сочинить, оформить и т.д.).

Построение уроков с использованием валеологического подхода, сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства и творчества, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности к образовательному процессу, забота педагогов о сохранении здоровья учащихся является главными условиями  успешного  обучения иностранному языку в средней школе. Активные способы обучения, нетрадиционные формы урока, демократический стиль педагогического общения, психологический комфорт, дифференциация обучения – такие методы позволяют не только повысить  интерес к изучению иностранного языка, но и повысить его результативность, а  процесс обучения сделать здоровьесберегающим.

При построении  здоровьесберегающих уроков,  необходимы и изменения в планировании учебного материала. Важно разрабатывать уроки, направленные на формирование  здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, актуализации занятий спортом и активный отдых.

Валеологическая организация учебного процесса способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья, индивидуальных и творческих способностей учащихся.

Недели иностранного языка, предметные олимпиады, международный конкурс «British Bulldog» дают возможность учащимся показать свои способности и знания предмета.

Наблюдение за учащимися во время урока и проведение  тестирования учащихся на определение уровня состояния   самочувствия и настроения в школе дают возможность учителю увидеть психологическое состояние учеников на уроке и их настрой на предмет. Анализируя результаты исследований и наблюдений учитель имеет возможность улучшить психологическое здоровье детей и снизить уровень тревожности.

Из опыта своей работы можно сделать вывод, что уроки английского  языка,  построенные на принципах валеологического подхода,  влияют на результативность всего учебного процесса,  повышают мотивацию к изучению иностранного языка, устраняют  психологический барьер между учеником и учителем и оказывают положительное действие на укрепление и сохранение физического и психологического здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О подходах к обучению английскому языку в условиях индивидуально ориентированного способа обучения.

Предлагаемый материал позволяет достичь более высоких результатов при использовании дифференцированного подхода в обучении иностранному языку на том уровне, который требуется обществу на данный момент...

Дистанционное обучение как неотъемлемая часть современного подхода в обучении английскому языку.

Как известно, в традиционной системе образовательного процесса учитель выступает, в основном, как транслятор, передатчик информации. Ученик, в свою очередь, получает информацию в готовом виде. Новое с...

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".

Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...