Обобщение опыта работы педагога "Возможности реализации профессионально направленного модуля по дисциплине "Иностранный язык"
статья по английскому языку по теме

Коломина Эльвира Анатольевна

В статье обобщается опыт работы по профессионально направленному модулю в учреждении СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kolomina_e.a.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

«ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО МОДУЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»»

Технологии в современном мире не стоят на месте. Они постоянно развиваются и совершенствуются. И вместе с тем современный рынок труда требует от нас как минимум соответствующей ступени образования. Обучение в профессиональных техникумах для многих едва ли ни единственный способ получить необходимую квалификацию. Задача педагогов - обеспечение профессиональной направленности преподавания общеобразовательных предметов, в частности иностранного языка, установления их связей с будущей профессией.

Главная структурная особенность содержания обучения иностранному языку заключается в его делении на два модуля: основной и профессионально направленный.

Изучение содержания основного модуля направлено на коррекцию и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе. В техникум приходят обучающиеся с разным уровнем усвоения школьной программы. В основном он нулевой. Здесь педагог проявляет максимум творчества в процессе обучения. Заполнить пробелы в знаниях обучающихся помогает огромное множество учебников, учебных пособий, компьютерных программ и т.д. Использование активных методов обучения, проведение интегрированных занятий, внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным и увлекательным. Главное – привить обучающимся желание «взять» все что ему «дают». Самостоятельная работа обучающихся также дает огромную возможность для изучения дисциплины. Здесь уже студенты проявляют творчество. И так, в завершении изучения основного модуля, мы увидим результат нашей совместной работы со студентами, будь он высокий или не очень.

В ходе освоения профессионально направленного модуля проводится изучение языка с учетом профиля специальности профессионального образования. При освоении профессионально ориентированного содержания обучающийся погружается в ситуации профессиональной деятельности, межпредметных связей, что создает условия для дополнительной мотивации как изучения иностранного языка, так и освоения выбранной профессии.

Особое внимание при обучении английскому языку обращается на формирование учебно-познавательного компонента коммуникативной компетенции (развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний).

Языковой материал профессионально направленного модуля предполагает введение нового, более сложного и одновременно профессионально ориентированного материала, формирующего более высокий уровень коммуникативных навыков и умений. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны научиться:

  • общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
  • переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
  • самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас.

Изучение дисциплины осуществляется отбором профильных дидактических единиц (лексики, текстов для чтения, перевода и аудирования профильного содержания), за счет использования интеграции с дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла, и дисциплинами профессионального цикла.

Первоначально, обучение студентов второму модулю вызвало у меня ряд затруднений. По роду деятельности, мне никогда не приходилось сталкиваться с автоделом, сварочным производством или парикмахерским искусством. Думаю, как и большей части педагогов по иностранному языку. Педагоги техникума оказали мне помощь в ознакомлении с основами спецдисциплин и общеобразовательных предметов.

Но, ни один преподаватель иностранного языка не даст материал по профессии так, как это сделает педагог по спецпредмету или по другой общеобразовательной дисциплине. Так, в рамках обучения профессионально направленному модулю, разрабатывались и проводились интегрированные занятия.

Хотелось бы более подробно остановиться на обучении иностранному языку в рамках технического профиля. При изучении тем «Цифры, числа, математические действия» и «Основные геометрические понятия и физические явления» целесообразна интеграция с математикой и физикой.

При изучении тем «Промышленность, транспорт. Детали, механизмы Особенности промышленного производства. Специальные механизмы. Виды транспортных средств и их специфика; «Оборудование, работа». Особенности работы в автомобильной промышленности. Техническое обслуживание, ремонт автомобиля. Выбор профессии» можно проводить занятия в связке с дисциплинами спеццикла. В прошлом году был проведен ряд занятий по вышеупомянутой тематике. Итогом изучения стало проведение интегрированного внеклассного мероприятия «Интеллектуальная викторина «Своя игра»». Обучающиеся в игровой непринужденной форме показали результаты усвоения нового материала, продемонстрировали приобретенные умения в данной области.

При изучении темы «Инструкции, руководства», «Правила дорожного движения. Дорожные знаки, светофоры» обучающиеся в рамках деловой игры применяют навыки, приобретенные в процессе изучения основного модуля. Здесь, также, можно прибегнуть к помощи мастеров производственного обучения – создаем проблемную ситуацию и решаем ее.

Тему «Усталость водителя» удобно рассматривать на занятии с медицинским работником. Он может дать будущим водителям советы по снятию усталости и напряжения во время езды. Такое занятие планирую провести в этом учебном году.

Как уже говорилось выше, огромную помощь в процессе обучения оказывает использование активных методов обучения, новых технологий, применение ИКТ и т.д. Все это повышает интерес обучающихся к изучению дисциплины. Ведь не секрет для всех педагогов иностранного языка, что мотивирование обучающихся на обучение, процесс не легкий, и довольно длительный.

Привлечение студентов к созданию англоязычных технических словарей по профессии отличный способ повышения интереса к изучению дисциплины. Обучающиеся самостоятельно находят информацию по специальной терминологии и находят ее значение на английском языке.

Создатели модульного обучения по иностранному языку, к сожалению, не озадачились разработкой и выпуском учебника или учебного пособия такого рода. Многие педагоги, занимаясь так называя творчеством, самостоятельно разрабатывают рабочие тетради по профессии. Это также отличное подспорье для работы со студентами.

При выполнении учебно-исследовательских работ по профессии обучающиеся открывают для себя новые понятия и находят непосредственную взаимосвязь между дисциплинами по некоторым аспектам. Так в прошлом году была выполнена работа по охране труда. У многих обучающихся такой род деятельности вызвал большой интерес. В этом же году мы выполняем две исследовательские работы, в основе которых лежит связь английского языка с профессией.

Применение современных методов и технологий в сочетании с реализацией профессионально направленного обучения позволяет создать условия для повышения познавательной активности обучающихся и качества овладения дисциплиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Обобщение опыта работы по теме: " Метод проектов на уроке немецкого языка в общеобразовательной школе"

Методический материал на тему: " Метод проектов на уроках немецкого языка"...

Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"

В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»

Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»...

Речь-сопровождение к презентации "Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»

Текстовое сопровождение к презентации "Обобщение опыта работы по теме «Игровые технологии на уроках английского языка, как средство реализации ФГОС»...