Игра как один из способов создания психологического климата на уроке.
статья по английскому языку на тему

Миронова Мария Николаевна

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации.Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskiy_klimat_na_uroke.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ.

  У медицинских работников появился новый термин для обозначения детского заболевания  «дидактогенный невроз». Это заболевание, вызванное частым стрессовым состоянием в учебном процессе, которое и затрудняет освоение нового материала. Задача учителя - построить урок так, чтобы ученик не испытывал напряженности и чувства нервозности .  Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится учителя творчества и качества обучения  нам не дождаться.
От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом.
Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Для создания благоприятного климата мы должны выполнять три функции.

 Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая  создаст ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Что должен сделать педагог:

1. Выбрать пластический образ (позу).

Ведь поза, которую принимает человек, содержит в себе большое количество информации, не требующей специальной расшифровки, она легко прочитывается даже ребенком. Трансляция информации с помощью пластического образа влияет на настроение, самочувствие, поэтому поза учителя на уроке способствует или препятствует их « открытию» на общение.
Если преподаватель находится в «образе льва» ( широко расставленными руками опирается на край стола), дети будут внутренне  «сжиматься», опускать глаза, бояться взгляда учителя, и понятно, что доверительного общения между ними не будет.

2. Подавать информацию с позиции «МЫ».

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.
Физический барьер общения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров.
Социальный барьер возникает, когда учитель занимает позицию, выражаемую словами: « на 5 знаю только я» или « не мешайте мне работать», то его роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.
Терминологический барьер его причина кроется в чрезмерном использовании преподавателем всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения. Это создает для детей препятствие в общении, так как они спонтанно сравнивают свою лексику с лексикой учителя.
Устранив эти барьеры, педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «МЫ». 
3.
Установление личного контакта
Личный контакт может устанавливаться различными способами:
вербально, визуально, тактильно.
Вербальный контакт осуществляется посредством слов.
Это может быть обращение к ученику по имени. (Согласитесь, что зачастую мы называем лишь фамилию ученика).
Визуальный – это контакт глаз.
Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование. Неслучайно в начале урока учитель просит  детей подняться  для приветствия. В этот момент глаза примерно на одном уровне, что способствует визуальному общению.
Тактильный контакт производится через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. 
К этому виду связи в большей степени тяготеют дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также взрослые люди, называемые кинестетиками. Кинестетики выявляются в школе очень рано: со звонком на перемену они стремятся как можно ближе подойти к любимой учительнице, чтобы ощутить близость  в результате непосредственного прикосновения к ней, дотронуться до ее стола или вещей.

Вторая функция «соучастия» ребенку в процессе с ним имеет свои частные операции.

1. Демонстрация расположенности.

Это так называемое зеркальное отражение. Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет  на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.
Представим себе на секунду состояние школьника, взирающего на разъяренного, кричащего учителя. А ведь ему находиться в классе целых 40 минут, в течение которых у него не будет возможности «разрядиться», снять свое психическое напряжение. Такая возможность появиться только на перемене, и то если не будет наблюдать дежурный учитель. И вот перемена заканчивается, и начинается следующий урок. А если все повториться? Тогда ребенок выйдет из школы абсолютно больным, и завтра с ним будет работать не учитель, а психотерапевт.

2. Проявление интереса эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

Для педагога услышать ребенка – это не только и не столько воспринять информацию, сколько расслышать его боль, вникнуть в его переживания, понять причины его тревоги и отчаяния, а также радости, восторга и восхищения.

3. Оказание помощи  данная операция полностью реализует функцию, к которой относится. Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана. В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Третья функция « возвышение» ребенка

1. Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его. Непременными условиями здесь выступают три положения: во-первых, помощь, о которой просят ребенка, должна быть посильной для него; во-вторых, эта помощь должна реально осуществляться, в-третьих, форма обращения должна быть этически выдержанной.
После того, как помощь оказана, следует поблагодарить школьника за участие, которое он принял, за то облегчение, которое доставил своими усилиями.

2. Поддержание оптимистического рубежа

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера, основанная на логике, факте.
То же относится и к школе, и к взаимодействию учителя со школьником. Школа, лишенная оптимизма, деградируют и в конечном итоге умирает.

Игровые моменты. 

Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры.   Хотелось бы отметить, что успешное усвоение учебного материала происходит лишь тогда, когда игры проводятся систематически, если их форма организации хорошо продумана и учитывает возможности учеников каждого класса .   Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми. Такой способ проведения урока позволяет ученику работать в группе и психологически раскрепощает, а следовательно – способствует формированию благоприятного социально-психологического климата.   Таким образом, учитель имеет возможность выбрать не только методику, но и инструменты преподавания. Основным фактором создания благоприятного психологического климата на уроках английского языка является правильная, хорошо продуманная организация урока. Для этого педагог должен быть сам подготовлен к проведению занятий. Любая методика может не дать результата, если педагог сам до конца не понимает, что он делает, зачем, какой результат планирует получить, мало времени уделяет подготовки к занятиям, сам психологически не готов быть лидером при проведении занятия.

Школу делает школой учитель.
Все учителя разные. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства.

Помните и никогда не забывайте!!!

  1. Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение
  2. Называйте учеников всегда по имени. Ведь его имя- самый приятный звук для  человека.
  3. Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»
  4. Не сравнивайте успехи отдельных учащихся
  5. Если ребенка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть.
  6. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  7. Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учиться ценить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание психологического климата на уроке

материад по созданию психологического климата учителем на уроках...

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Рекомендации психологов для проведения  "успешного" урока....

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....

Презентация к педсовету "Формы взаимодействия педагогов дошкольного отделения с семьёй по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей как один из способов создания здоровьесберегающей среды".

Наиболее эффективные формы, которые мы  используем в своей работе по взаимодействию с семьей по вопросам сохранения психического и физического здоровья детей с нарушением слуха....

СОЗДАНИЕ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ

От того, какой психологический климат создан учителем на уроке, зависит успех урока в целом. Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в раб...

Игра как один из способов повышения учебной мотивации учащихся на уроках биологии.

Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик свою, по-новому взглянуть на привычные вещи и собственный опыт подачи информационной кул...

Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"

Выступление "Упражнения для создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка"...