Создание социально-психологического климата на уроках русского языка и литературы через применение здоровьесберегающих образовательных технологий
статья по русскому языку
Здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках русского языка и литературы, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни; созданию методического банка, в который вошли планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения, дыхательная гимнастика, аудиозаписи для релаксации, виды рефлексий.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание социально-психологического климата на уроках русского языка и литературы через применение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Применение здоровье сберегающих образовательных технологий привело к укреплению и оздоровлению социально-психологического климата на уроках русского языка и литературы, оптимизации учебного процесса, повышению качества обучения учащихся, снижению количества пропусков уроков учащимися по болезни, потребности в здоровом образе жизни; созданию методического банка, в который вошли планы уроков и внеклассных мероприятий с использованием здоровье сберегающих технологий, физкультминутки, упражнения для снятия напряжения, дыхательная гимнастика, аудиозаписи для релаксации, виды рефлексий.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Моя задача - сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его. Особое внимание на уроках я уделяю следующим компонентам принципов здоровье сбережения:
1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся (использование положительных установок на успех в деятельности: «У меня все получится». «Я справлюсь»).
2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у школьника высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.
3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно ориентированного обучения.
4. Дозированное разноуровневое домашнее задание, имеющее творческий характер. Это подтверждает, что есть всегда право выбора.
5.Учет индивидуальных способностей.
6. Включение в содержание уроков упражнений, текстов, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.
7. Личный пример преподавателя. (Благодаря позитивному примеру учителя обучающиеся овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятия иной точки зрения умением слышать и слушать, умением понять другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности.)
8. Организация саморефлекции.
Я слежу за соответствием возрастным психо-физиологическим возможностям и потребностями детей содержания обучения по русскому языку и литературе; организую учебно-воспитательный процесс на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса; создаю благоприятную внешнюю среду; слежу за соблюдением гигиенических требований к условиям обучения.
Большинство учащихся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. В течение урока чередую разные виды деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, пересказ, работу с наглядными пособиями, презентациями и т. д.
На уроках мною используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.
Для меня очень важно создать условия для положительной мотивации учащихся к учебной деятельности на уроке: развивать интерес к занятиям, стремиться больше узнать, радоваться от активности, проявлять интерес к изучаемому материалу.
Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения, выражается в заряде положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье обучающихся.
Доброжелательная атмосфера на уроке зависит и от преобладающего выражения лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток.
В марте 2023 года педагогом-психологом школы среди учащихся 8Б класса было проведено анонимное анкетирование, целью которого было выявление представления учащихся о профессиональных и личностных качествах педагога, способности создания комфортной образовательной среды. В работе приняли участие 17 обучающихся. Ученикам предлагалось оценить ряд качеств учителя и классного руководителя (отношения с группой, организация работы группы, обобщающая характеристика) по степени проявления от сильно выраженного до отсутствующего.
Полученные результаты позволили определить индекс эффективности работы учителя и классного руководителя – 88, что соответствует показателю «сильно выраженный».
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/532821-sozdanie-socialno-psihologicheskogo-klimata-n
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самост...

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий"
Методичсекая разработка...

Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»
В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...

Повышение эффективности урока географии через применение современных образовательных технологий
ull;Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем мирового сообщества.•Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов ...

Статья: Развитие мотивации обучающихся на уроках истории через применение современных образовательных технологий: "Игровая деятельность на уроке истории"
Игра – это форма деятельности в условиях ситуаций, которые направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта в котором складывается и совершенствуются необходимые в жизни знания, умения и...

«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»
Доклад содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...
