РАБОТА ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ
презентация к уроку по английскому языку на тему

Степанян Алёна Владимировна

Работа педагога в инновационном режиме

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_deyatelnost_pedagoga.docx155.64 КБ

Предварительный просмотр:

       Актуальность. Стремление к тому, чтобы уроки были не только интересными и увлекательными, но и современными и практичными. Ключ к успеху простой – использование инновационных технологий. Они помогут заинтересовать учащихся, улучшат эффективность и качество преподавания.

Как практик, я все больше убеждаюсь, в том, что, начиная изучать иностранный язык, ребенок 7-8 ми лет испытывает затруднения не в самом овладении им, а в социально-психологических отношениях с педагогом или с ровесниками. Ему пока еще не хватает коммуникативных умений.

        В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и мультимедийными средствами обучения. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Новые информационные педагогические технологии становятся частью учебного процесса.

       Компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

       В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии “Языкового Портфеля”, ИКТ, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.

       Основная задача заключается в выборе методов стимулирования активной познавательной деятельности учеников, реализации творческого потенциала каждого участника инновационной деятельности.

       Мотивация моей работы заключается в выявлении возможностей инновационных форм обучения, в повышении результативности обучения, развития креативных способностей школьников на уроках английского языка.

       В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– изучение инновационных форм обучения в отечественной и зарубежной методической литературе;
– применение инновационных технологий на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;
– рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством различных инноваций: проектов, ролевых игр, элементов технологии ЯП, драматизаций, использование ИКТ;
– обобщение опыта использования инновационных форм обучения на уроках английского языка.

       Инновационная деятельность – это одна из наиболее доступных и эффективных форм развития навыков коммуникативной компетенции у младших школьников, создающая условия для социализации личности и развития ее самостоятельности, креативности и активности. Важным компонентом является создание комфортных психологических условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.

       Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. И главным здесь является, как мне кажется, наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. Конечно, направленность учителя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие, т.к. только тогда инновационная деятельность приобретает смысл.

       Именно для начальной школы, в которой обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития, особенно актуально использование метода проекта, ролевых игр, драматизации.

       Технология, стимулирующая интересы младших школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

       Использование на уроках элементов технологии “Языковой Портфель” позволяет повысить мотивацию учащихся в изучении английского языка, что, как правило, ведет к повышению результативности обучения; обеспечивает личностно – ориентированный характер обучения, условия для проявления креативности и творческой самореализации

младших школьников в образовательной среде. Этому способствует работа детей с третьим разделом – “Моя копилка” (Досье) и их участие в выставках.

Приемы технологии критического мышления на уроках английского языка учат школьников организации своей деятельности, умению мыслить, грамотному и осмысленному чтению, умению сотрудничать и т.д. Очень важно уделять внимание дифференцированному обучению учащихся. На помощь приходят множество карточек с различными уровнями заданий.

       Информационные технологии.

       Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у младших школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Использую такие программы как “Euro Tallk”, “Learn to Speak English”. Фрагментарное использование этих программ позволяет повысить мотивацию и интерес учащихся к предмету. Использую при изучении тем: “Числительные”, “Цвета радуги”, “Магазины и покупки” и т.д. В этих программах предусмотрен и контроль знаний по каждой теме. Дети с удовольствием работают за компьютером. Учащиеся начальной школы изучают информатику со второго класса, поэтому многие делают презентации на различные темы, составляют мини – проекты “Мой любимчик”, “Мы идем в зоопарк”, “Моя школа”, “Дом, милый дом”. В старших классах практически по каждой теме выполняются проекты с презентацией в Power Point. В старших классах можно и использовать с учащимися Google-maps.  Создавать виртуальные маршруты экскурсий. С помощью программы Picasa можно осуществлять межпредметные связи при подготовке внеклассных мероприятий, проведении предметных недель и т. д. В своей работе я чаще использую коллажи. В программе Publisher можно создавать компьютерные газеты, в которые учащиеся могут писать статьи на английском о происходящих событиях в школе.

      В последнее время источником пополнения учительского арсенала учебных видео стал веб-сайт You Tube. Интернет стал частью жизни современной молодёжи. И потому им необходимо осознать, что широкое использование Интернет-ресурсов может значительно повысить результативность изучения иностранных языков.

           Проектная технология. Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную.
       Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Обучения посредством активного включения учащегося в процесс обучения, ведет к овладению искусством коммуникации. Возможно использование как мини – проектов, рассчитанных на один урок или его часть, так и больших проектов, требующих для их выполнения длительного времени. Проекты могут быть индивидуальными (например, коллаж или альбом “Разрешите представиться – это я”, “Мое фамильное дерево”, «Рецепт любимого блюда», и др.) и групповыми (“Пути решения экологических проблем нашей местности”, “Наш родной город”, и др.).

       Опыт использования элементов технологии “Языковой Портфель” на уроках английского языка. Демонстрация учащимися своих достижений. Этому способствует работа детей с третьим разделом – «Моя копилка» и их участие в выставках. Это раздел, с которым дети работают постоянно. «Копилка» – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению английским языком: сочинения, творческие и проектные работы, рисунки с подписями на английском языке, грамматические таблицы, схемы, фотографии детей, аппликации, поделки. Работе с «Копилкой» посвящаю целый урок один раз в четверть. Ученики получают задание работать в парах, демонстрируя свои “Копилки” друг другу, сами выбирают материалы, которые считают наиболее интересными и ценными. Например, изучая тему “Животные”, дети готовят рисунки, фотографии своих домашних любимчиков. Рядом с рисунком необходимо описать на английском своего питомца. Они рассказывают друг другу про своих питомцев, затем объединяются в небольшие группы и каждая группа готовит обзор своих “Копилок” для презентации всему классу. Дети младшего школьного возраста воспринимают мир целостно. Их любимые занятия – рисование, раскрашивание, конструирование (в том числе грамматических символов), пение. Предлагаю им рисовать и комментировать нарисованное на английском языке.

       Используя геометрические фигурки, которые есть в их “копилках”, конструируем грамматические структуры (повествовательные и вопроси тельные предложения), поем песенки, пропевая речевые образцы, жестами и движениями передаем содержание. Это помогает выработке правильной интонации и артикуляции звуков.

       Применение технологии критического мышления на уроках английского языка. Использую на уроках следующие приемы: “Верные и неверные утверждения”, “Перепутанные логические цепочки”, “Ключевые термины”.

       В УМК авторов Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс для 2–4-х классов достаточно аналогичных заданий, поэтому стараюсь использовать что–то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.

Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue –
2. Yellow, grey, green –
3. Purple, orange, black –

a) Where have you been?
b) To London down and back.
c) How do you do?

 (По теме “Цвета радуги”)

Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме “Времена года”), которое они слушают:

http://festival.1september.ru/articles/602074/img5.jpg http://festival.1september.ru/articles/602074/img6.jpg

http://festival.1september.ru/articles/602074/img7.jpg http://festival.1september.ru/articles/602074/img8.jpg

1. Yellow leaves, orange leaves,
Red and green and brown.
Rainy time, windy time,
Autumn comes to town.

2.The snow is falling,
The wind is blowing.
The ground is white
All day and all night.

Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:

1. I’ve got a dog,
5. I take him out
12. He loves me, too!
4. His nose is black.

8. We run and play.
11. I love my dog!
9. Such clever tricks
7. Such fun we have!

2. His name is Jack.
6. Every day,
3. His head is white,
10. My dog can do.

  (Тема “Мой домашний любимчик”)

       Интерактивные методы обучения особенно эффективны на начальной ступени обучения грамматическим аспектам английского языка. Например, при изучении и употреблении глагола ‘to be‘. Как сделать так, чтобы все непонятное для младших школьников нашло свое объяснение, чтобы это уложилось в их головках, да еще было интересно и увлекательно? На помощь приходит сказка. В ней происходят чудеса, а каждое действие и правило приобретают смысл.

       Недалеко-неблизко, в лесу озеро есть, называют то озеро “to be”, что значит “быть, находиться “. И водятся в том озере разные рыбки; зовут тех рыбок “am”, “is”, “are” …

       Технология «Групповой рассказ» реализуется двумя способами. Во время первого способа, каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Второй способ хорошо подходит для отработки темы «Вопросительные слова». Учитель задает вопросы в определенном порядке, каждый участник процесса пишет ответ, складывает лист бумаги так, чтобы никто его не видел и передает соседу. Движение происходит по кругу. Таким образом, в конце получаются сразу несколько неожиданных рассказов.

       Игровые технологии на уроке иностранного языка.

       Игровые виды работ могут быть использованы на всех этапах обучения – от начального до продвинутого. Играть можно и при закреплении нового материала, и при тестировании учащихся на усвоение предыдущих тем, и на повторительно-обобщающих уроках, и даже на переменах или внеурочное время.

       Продуктивность опыта заключается в возможности использования на уроках различных форм игровой технологии, способствующей повышению мотивации учащихся по изучению английского языка. Игра способствует выполнению важнейших методических задач: обеспечивает психологическую подготовку к речевому общению на уроке иностранного языка и многократное повторение языкового материала, она влияет на развитие познавательной активности. У меня сложилось два основных правила использования игры на уроках, которых придерживаюсь в своей практической деятельности. Игровая методика широко используется мной на младшем и среднем этапах обучения. Например, вводя тему Цвета, предлагаю детям игру Светофор”. При изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру Съедобное-несъедобное”, при изучении темы Животные” - мы играем в игру Крокодил”. Совершая первые шаги в мир грамматики, сочиняем сказку о королевском глаголе to be, у которого было три сына (is, am, are). И как эти сыновья отправлялись в поход на поиск друзей. Один сын нашел друга I, другой нашел сразу трех she-he-it, потому что конструкция she-he-it– ши-и-пит”, а значит, ей требуется змейка” -s” от глагола is” (кстати, это правило, мы используем и для запоминания использования –has-does), ну а are” выбрал себе самых крупных друзей – we-they-you. Для заучивания фонетических символов и отработки, также происходит погружение в сказочный мир, где у каждого звука есть своя история. Я широко использую на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической. Учащиеся с удовольствием играют в С точностью до наоборот”. Детям раздаются листы, на которых в столбик выписаны короткие предложения, например:

Женщины разговаривают.

Город большой.

Машина едет быстро.

Играющие должны как можно быстрее вспомнить и записать предложения противоположного смысла, например:

Женщины разговаривают. – Мужчины молчат.

Город большой. – Деревня маленькая.

Машина едет быстро. – Автобус стоит.

В старших классах мы играем в Ни да, ни нет”. Учитель и/или играющие задают кому-то одному различные вопросы, на которые тот должен отвечать, избегая слов “да” и “нет”. Например:

- Ты учишься в школе?

- Конечно (разумеется, именно так и т.д.)

       Можно насчитать около двухсот различных заданий, в которых в той или иной степени игровой или творческий элемент: лексические игры, игра слов, задания с использованием картинок, мимические игры, использование стихотворений и текстов, игры с пословицами, считалочки, скороговорки и т.д. В любом случае цель игры, её практическое значение и своевременность на данном этапе должны быть очевидны как самому преподавателю, так и учащимся.

       Внеклассная работа

       Положительное влияние на развитие творческих способностей учащихся, повышение уровня знаний по предмету оказывает внеклассная работа. Недели иностранного языка, фестивали культур стали традиционными.

       Вывод. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные интерактивные педагогические технологии – это огромное количество возможностей, приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека, что и является отображением моего педагогического кредо – желание – это тысяча возможностей, нежелание – тысяча причин…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольный контроль за качеством географического и НРК образования в инновационном режиме

Внутришкольный  контроль за качеством географического и НРК образования в инновационном режиме...

Инновационная деятельность в ЦДТТ «Город Мастеров. Проект в работе педагога

Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, культурным, демографичес...

Информационная карта инновационного опыта работы педагога

Использование технологии проектного обучения как способа развития информационной культуры школьников в учебной деятельности...

Доклад на тему: «Использование инновационных технологий в работе педагога-психолога»

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению ...

Проблематика работы в инновационном режиме по внедрению ФГОС в 5 классах на примере географии

Проблемы связанные с внедрением ФГОС в 5 классах можно преодолеть с помощью этой презентации....

Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога

Выступление на областном семинаре директоров общеобразовательных учреждений Нижегородской области, в котором автор делиться результатами экспериментальной работы школы по теме "Методическая система ра...