Стратегии речевого поведения в англоязычной среде.
статья по английскому языку на тему

Баева Марина Леонидовна

Для овладения коммуникативными навыками учащимся необходимо знать об основных трудностях, возникающих при общении с носителями языка и причинах их возникновения. Целью обучения стратегиям речевого поведения в англоязычной среде является:

·        научить учащихся определенным общественным социальным установкам, свойственным в англоязычной среде; показать конвенциональность и ритуализованность общения; научить избегать двойственности, что приводит к недопониманию, а иногда и к расхождению во взглядах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategii_rechevogo_povedeniya_v_angloyazychnoy_srede.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Стратегии речевого поведения в англоязычной среде»

Для овладения коммуникативными навыками учащимся необходимо знать об основных трудностях, возникающих при общении с носителями языка и причинах их возникновения.

Целью обучения стратегиям речевого поведения в англоязычной среде является:

  • Научить учащихся определенным общественным социальным установкам, свойственным в англоязычной среде; показать конвенциональность и ритуализованность общения; научить избегать двойственности, что приводит к недопониманию, а иногда и к расхождению во взглядах.

Задачи:

  • Познакомить со стратегиями дистанцирования;
  • Познакомить со стратегиями намека;
  • Познакомить со стратегиями уклонения;
  • Смягчение посредством вопросов;
  • Познакомить со стратегиями поддержки собеседника;
  •  Познакомить со стратегиями поддержания контакта;
  • Познакомить с некоторыми особенностями трактовки начала и завершения беседы.

Данный материал предусмотрен во всех учебниках, принятых для обучения в общегосударственных школах России, и представлен в разделе «Социальный Английский».

Учащиеся хорошо справляются с данной темой, заучивая и продуктивно применяя  разговорные клише в диалогической речи, разыгрывая мини-диалоги на бытовые темы. Они знакомятся с официальным, неофициальным, нейтральным стилями речи, их особенностями и свойственными каждому стилю речи выражениями.

Большим подспорьем являются интернет-ресурсы, которые можно использовать при подготовке к урокам. Со своими учениками пользуемся сайтом “Adobe Yuoth Voices”, где можно найти много примеров поликультурного общения.

Предложение: разработать веб-уроки, вебинары для учащихся, с целью межкультурного общения.

  1. Практическая часть.

После прохождения курса «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде» учащимся 11А класса была предложена проверочная работа по теме «Некоторые особенности трактовки начала и завершения беседы». Были предложены конкретные ситуации, изучив которые, учащиеся в парах составляли мини-диалоги. Необходимо было определить стиль речи, выбрать языковые клише, быть вежливым и корректным.

Норма высказывания – 5-7 реплик от каждой стороны. Учащиеся отвечают в парах, меняясь ролями.

Алгоритм составления диалога:

1. Определяем пять стадий в диалоге:

  1. Opening (начальный);
  2. Feedforward (вводный);
  3. Business (основной);
  4. Feedback (обратная связь);
  5. Closing (завершающий).

2. Показываем симметрию составляющих диалога и характеризуем каждую стадию.

3. Даем примеры/клише характерные различным стилям речи: официальный, неофициальный, нейтральный. Реплики выражения согласия/несогласия, сожаления, извинения, отказа и др.

     

      Примеры заданий:

        

  1. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Вы хотите поступить на курсы иностранного языка. Позвоните на курсы и узнайте, где они находятся, каковы сроки обучения, сколько стоит обучение и что необходимо для поступления.

Предполагаемые вопросы:

  1. Could you help me to enroll on an English course?
  2. Where is your office situated?
  3. How much does the teaching cost?
  4. How long should I study?
  5. How often will I study?
  6. What do I need for studying?
  1. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Вы с зарубежным другом, который гостит в вашем городе, планируете, что будете делать в выходные. Спросите, когда он/она свободен/свободна, обсудите, чем вам заняться, почему именно этим.

Предполагаемые вопросы:

  1. What are you doing at the weekend?
  2. When are you free? (Let’s go to the Zoo).
  3. Where would you like to go?
  4. Why do you like to go to the Zoo?
  5. Where will we meet?

3. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Вы должны написать статью о    защите окружающей среды в школьный журнал, который издается на иностранном языке. Обсудите с редактором, какие проблемы следует осветить, как назвать статью, к какому сроку ее сдать.

Предполагаемые вопросы:

  1. Are you an editor? I’d like to write about air pollution, water pollution in the cities.
  2. What environmental problems are there in your city?
  3. Where do you dump the industry waste? Is it dangerous?
  4. What is the most suitable name for the article?
  5. When should I finish the article?

4.  Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Ваш класс выиграл конкурс, и вам дали грант. Объясните иностранному журналисту, от кого вы получили грант, за что и что вы планируете купить на полученные деньги для школы.

Предполагаемые вопросы:

  1. What have you won? We have won the contest and have a grant.
  2. Who gave you such a prize?
  3. What do you want to buy?
  4. Would you like to buy books for the school library?
  5. Would you like to buy new computers?
  6. Would you like to travel?

5.  Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Ваш друг вернулся из поездки в страну изучаемого языка. Расспросите его о поездке: где он был, что произвело на него наибольшее впечатление и почему.

Предполагаемые вопросы:

  1. How is your trip to London?
  2. Where did you go?
  3. What interesting places did you visit?
  4. What is the most attractive place in England?
  5. What do you like best of all? Why?

6.   Разыграйте с партнером следующую ситуацию. В одном из европейских городов вы отстали от группы во время экскурсии. Вам нужно добраться до отеля, где вы остановились. Спросите у прохожего, каким транспортом туда быстрее добраться, сколько это займет времени и где ближайшая остановка.

Предполагаемые вопросы:

  1. Could you help me?
  2. Could you tell me where my hotel is?
  3. How can I get there by bus or by underground?
  4. How long does it take me to get to the hotel?
  5. Where is the nearest bus stop?

7. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. вы в магазине в одном из европейских городов и хотите купить что-то из новой одежды на лето. Посоветуйтесь с продавцом, что купить, идет ли вам эта вещь, узнайте цену и решите, покупать ли вам ее.

Предполагаемые вопросы:

  1. Could you help me, please? Do you have smart suits? Coats?
  2. How does the coat suit me?
  3. How does the color suit me?
  4. How does it cost?
  5. I’ll buy it? Do you take credit carts?

8.  Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Вы собираетесь сделать доклад о стране изучаемого языка. Посоветуйтесь с учителем, какую тему выбрать, как подготовиться к докладу, узнайте, сколько времени на него отводится.

Предполагаемые вопросы:

  1. I’d like to report about Britain next week. What will I tell the pupils about best of all?
  2. Where can I get the information about the traditions of this country?
  3. Should I speak about the political system of the country?
  4. What is the best way for preparing to the project?
  5. How long should I speak?

9.  Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Вам позвонил зарубежный друг. Он хочет, чтобы вы его встретили в аэропорту. Спросите, когда и каким рейсом он прилетает, где хотел бы побывать и что увидеть в вашем городе.

Предполагаемые вопросы:

  1. I’ll meet you at the airport. When will you arrive?
  2. What is the number of the flight?
  3. What would you like to visit in our country?
  4. What attractions would you like to see?
  5. What souvenirs would you like to buy?

10. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Вы в гостях у своего зарубежного друга. Вместе с ним вы хотите записаться в спортивную секцию. Обсудите, каким видом спорта заняться и почему, согласуйте с ним, по каким дням вы будете заниматься спортом.

Предполагаемые вопросы:

  1. Would you like to go in for sport?
  2. What kinds of sport do you prefer?
  3. Why do you like these kinds of sport?
  4. When can you go to the sports club?
  5. Do you want to watch the competition in the stadium?

11. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Вы хотите пойти на курсы иностранного языка. Ваш друг считает, что не нужно учить иностранные языки, так как это требует много времени и усилий, в то время как всегда можно прибегнуть к услугам переводчика. Вы с ним не согласны. Приведите не менее двух причин, почему необходимо изучать иностранные языки.

Предполагаемые вопросы:

  1. Do you like to learn foreign languages? Why is it important?
  2. Can you take an interpreter if you don’t know the language? Why isn’t it useful?
  3. It takes a lot of time. Why can’t you go for a walk instead learning the language?
  4. Why do you need to learn foreign languages? You should learn foreign languages because people speak some of them in many countries. English, for example.
  5. You should learn foreign languages because it is more interesting to read books in original.

12. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Возьмите интервью у популярного зарубежного певца. Расспросите его, когда он начал свою карьеру, почему он выбрал этот вид искусства, каковы его планы на будущее.

Предполагаемые вопросы:

  1. When did you begin singing?
  2. Why do you sing?
  3. What songs do you sing?
  4. Where do you like to sing?
  5. What are your plans for the future?

13. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Обсудите с вашим зарубежным другом, что нужно сделать, чтобы быть успешным в жизни: иметь талант, закончить ВУЗ, успешно жениться/выйти замуж или что-то еще? Приведите не менее двух причин, почему вы так думаете. Спросите, согласен ли ваш друг с вашим мнением.

Предполагаемые вопросы:

  1. What can you do to be successful in life?
  2. What do you choose to have a talent or to get marriage happily?
  3. Do you need a good education? Why?
  4. I think a good education is very important because you can get a prestigious job than.
  5. I think it is important to have a talent because without any  abilities you can’t be a

successful person.

  1. Do you agree with me? Why? Why not?

14. Разыграйте с партнером следующую ситуацию. Ваш зарубежный друг часто ходит в Макдональдс. Объясните ему, что это не очень полезно для здоровья, приведите не менее двух причин. Дайте совет, как правильно питаться, чтобы быть здоровым.

Предполагаемые вопросы:

  1. What food do you usually eat?
  2. Why do you often go to McDonalds’?
  3. Do you agree that there is only junk food there?
  4. If you go there often you will put on weight fast.
  5. If you go there often you will have problems with your health, with your teeth, with your skin, …
  6. You should eat more fruit and vegetables, drink milk, juice, fresh water.

Анализ результатов:

Уровень усвоения контролируемых элементов содержания – высокий (95%);

Уровень сформированности коммуникативных умений – высокий (86%);

Общие причины ошибок – недостаточный лексический запас у некоторых учащихся

(2 чел.);

Проблемы и причины появления ошибок – пробелы в знаниях;

Пути коррекции – повторение, плохо заученных тем, взаимопроверка, работа в группах.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"

Аннотация для воспитанников и их родителей.Стратегии речевого поведения в англоязычной среде.Элективный курс для учащихся 9 класса.          Почему нельзя ...

Выступление на МО учителей иностранного языка. Краткий обзор курса "Стратегия речевого поведения в англоязычной среде"

В англоязычной коммуникативной культуре имеются группы стратегий, позволяющие обеспечить комфортную атмосферу беседы. Для успешного общения необходимым является достижение такого уровня владения языко...

Выступление на РМО об основных идеях курса "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде".

Краткий обзор о курсе "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"....

Выступление на РМО по теме: "Стратегии речевого поведения в англоязычной среде"

В статье рассматриваются такие вопросы как:1) Основные источники трудностей возникающих при общении россиян с их англоговорящими собеседниками.2) Говорится о наиболее характерных особенностях русскояз...

Стратегии речевого поведения в англоязычной среде

Речь пойдет об основных особенностях англоязычной коммуникации, о причинах трудностей, возникающих при общении россиян с иханглоговорящими собеседниками и о путях их преодоления с целью обеспечения эф...

Стратегии речевого поведения в англоязычной среде (доклад выступления на МО)

В  курсе  «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде» рассматривается проблема осуществления адекватной и эффективной межкультурной коммуникации в процессе общения с носителями...

Стратегии речевого поведения в англоязычной среде

Наибольшие расхождения англоязычного поведения по сравнению с русскоязычным наблюдается при решении речевых задач, ориентированных на выражение побуждения, позитивной и негативной оценки.  Для эф...