Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку
методическая разработка по английскому языку (11 класс) на тему

Шафикова Лилия Наиловна

Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбора при поступлении в учебные заведения системы высшего и среднего профессионального образования. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений во всех видах речевой деятельности и способности учиться в учебном заведении системы высшего или среднего профессионального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку.

Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбора при поступлении в учебные заведения системы высшего и среднего профессионального образования. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений во всех видах речевой деятельности и способности учиться в учебном заведении системы высшего или среднего профессионального образования.

Контрольные измерительные материалы по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Содержание КИМ, требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ЕГЭ, уже оказали значительное влияние  на содержание обучения иностранным языкам в школе.

        Система подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому  языку, помимо собственно обучения языку и развития умений и навыков в четырех видах речевой деятельности, должна включать в себя аспекты информационного характера, которые должны отражать специфику учебного предмета и включать в себя

  • информирование об особенностях процедуры ЕГЭ по иностранным языкам;
  • ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом, то есть заданий части С (письмо);
  • ознакомление с критериями оценивания заданий части С (письмо);
  • информирование о возможных вариантах подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

Учебно-методический аспект подготовки учащихся УК ЕГЭ предполагает наличие

  • программ подготовки учащихся, учитывающих особенности образовательного учреждения, потребности учащихся в соответствии с выбранными направлениями получения профессионального образования;
  •  КИМ для выявления уровня подготовленности учащихся с целью организации дифференцированной подготовки;
  • комплектов рекомендованных пособий и ЦОР по подготовке к ЕГЭ по английскому языку;
  • методических пособий для учителя английского языка.

Особое внимание необходимо обратить на методическую готовность тех педагогов, которые ведут подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку.  С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует:

  •  провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений
  • ; кодификаторы элементов содержания (отдельно по английскому, немецкому, французскому языкам) для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ по английскому, немецкому, французскому языкам (с особым вниманием к критериям оценивания);
  • следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;
  • анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;
  • использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;
  • перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;

• анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;

проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;

  • • систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ЕГЭ;
  • • задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;
  •  обращать больше внимания на:

– внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;

– использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;

– применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

– игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;

– ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;

– развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения;

– формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;

– совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;

– развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;

– заполнение учащимися бланков.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по английскому языку может быть организована в разных вариантах, выбор которых зависит от:

  • модели обучения иностранному языку в школе;
  • процента учащихся сдающих ЕГЭ от общего количества обучающихся;
  • кадрового обеспечения;
  • материально-технического обеспечения.

В образовательных учреждениях реализующих программы высокого уровня обучения английскому языку подготовка к ЕГЭ должна осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что должно способствовать получению максимально высоких результатов.

В образовательных учреждениях реализующих программы базового уровня обучения английскому языку подготовка к ЕГЭ предполагает обеспечение готовности к выполнению заданий базового уровня. Подготовка к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности может осуществляться во внеурочной деятельности в таких формах как факультатив, элективный курс, курс дистанционной подготовки и т.д.

Методические рекомендации по подготовке к выполнению заданий части С1 и С2  (письменное высказывание)

Целью выполнения заданий части «С» ЕГЭ по английскому языку является проверка сформированности уровня иноязычной коммуникативной компетенции в продуктивном виде речевой деятельности - письмо.

Экзаменационный тест по письму состоит из 2-х заданий: письмо личного характера (С1) и письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме (С2).

При оценивании работ в разделе «Письмо» учитываются следующие критерии (Приложение 2):

  1. содержание и полнота выполнения задания;
  2. организация текста;
  3. лексический запас;
  4. грамматическая правильность речи
  5. орфография и пунктуация.

Под содержанием и полнотой выполнения задания понимается:

– соответствие теме, указанной в задании, и полнота раскрытия темы;

– правильность отбора материала с учетом адресата (что адресат уже знает, о чем его нужно поставить в известность, какая информация не является важной и необходимой (релевантной) в данной ситуации);

– использование определенного стиля речи (официального, полуофициального, неофициального, нейтрального) в соответствии с указанной в задании ситуацией.

Под организацией текста понимается:

– логичность в изложении материала;

– связность текста, которая обеспечивается правильным использованием средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения  и др.);

– структурирование текста, то есть деление текста на абзацы, наличие вступления и заключения.

При оценивании лексического запаса учитывается:

– точность в выборе слов и выражений;

– разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы);

При оценивании грамматической правильности речи учитывается:

– точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;

– разнообразие используемых конструкций;

– сложность используемых конструкций.

При оценивании орфографии и пунктуации учитывается:

– соблюдение норм орфографии иностранного языка;

– правильное оформление начала и конца предложений (заглавная буква, точка, восклицательный и вопросительный знаки).

При подготовке учащихся к выполнению заданий по письму следует обращать внимание на более внимательное прочтение инструкций к заданиям и их точное выполнение. В первую очередь это касается соблюдения требований к объёму письменной работы: недопустимо как превышение объёма, так и несоблюдение нижних границ требований к объёму письменного высказывания. Требуемый объем для личного письма С1             –  100-140  слов; для развернутого письменного высказывания С2          –  200-250 слов.  Допустимое  отклонение от заданного объема составляет  10%.         Если в выполненном задании С1  менее 90    слов или в задании С2  менее 180        слов,  то задание  проверке не подлежит и оценивается в 0  баллов. При превышении объема  более чем на 10%, т.е. есливвыполненномзаданииС1 более 154 слов или в задании С2   более  275  слов,  проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему.  Таким образом,         при проверке заданияС1 отсчитываются от начала работы 140 слов, заданияС2 – 250 слов и оценивается только эта часть работы.

Большое внимание следует уделять формированию умения  оформлять письма личного характера. Учащиеся должны знать принятые в английском языке формы обращения, завершающей фразы, подписи и располагать их в правильном месте

При подготовке к выполнению задания  С2 - письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме – необходимо  уделить больше внимания  формированию умения логично строить высказывание, умению отобрать нужную информацию, аргументы, необходимые для доказательства своей или чьей-то точки зрения.

Необходимо вырабатывать умение делить текст на абзацы в соответствии с логикой высказывания и использовать разнообразные средства логической связи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА по английскому языку

Примеры упражнений и тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации...

Проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку в разделе "Говорение"

Проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку в разделе "Говорение"Новые политические,  социально-экономические  и культурные  изменения  в России в 90-х гг существенно р...

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку.

Ни одно из нововведений последних лет в российской образовательной системе не вызывает столько споров, тревог и волнений, как Единый Государственный Экзамен. Однако ЕГЭ постепенно становится всё более...

Методическая разработка урока Н. И. Дубининой "Развитие навыков монологической речи при подготовке учащихся к ЕГЭ по английскому языку".

Новая концепция ЕГЭ по английском языку основана на применении информационно-компьютерных технологий с использованием визуальных и вербальных опор. Данная разработка касается двух частей устного экзам...

Рекомендации учителям английского языка по подготовке учащихся к олимпиаде по английскому языку. Литература

Рекомендации учителям английского языка по подготовке учащихся к олимпиаде по английскому языку. Литература...