Использование современных песен на уроках английского языка как способ повышения мотивации подростков
статья по английскому языку (8, 9 класс) на тему

Герасименко Анастасия Сергеевна

Тот факт, что у современных учащихся средней школы наблюдается низкий уровень мотивации к обучению, очевиден даже без проведения специальных исследований. Отсутствие мотивации – одна из основных причин учебной неуспеваемости, поэтому данный проект задумывался как попытка повысить мотивацию ребят, увлечь их познанием нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект учителя английского языка Герасименко А.С. (ГБОУ СОШ №31 с углубленным изучением английского языка, г.Санкт-Петербург)

Использование современных песен на уроках английского языка как способ повышения мотивации подростков


  1. Аннотация проекта

В ходе проекта была исследована проблема низкой мотивации учащихся подросткового возраста к изучению английского языка и проанализированы способы её повышения. В процессе работы планируется создать элективный курс по интерпретации англоязычного песенного текста.

Данный проект может заинтересовать многих современных учителей, столкнувшихся с проблемой недостаточно высокого уровня учебной мотивации и готовых попробовать нетрадиционный способ её повышения через активацию творческого потенциала учащихся. Разрабатываемый элективный курс позволит сделать процесс изучения языка более легким и интересным.

  1. Актуальность проекта

Не секрет, что одним из основных факторов в изучении иностранного языка является мотивация учащихся. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операциональными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Наличие интереса к предмету — важное условие активации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Актуальность данного проекта состоит в том, что у современных школьников средней школы наблюдается недостаточно высокий уровень мотивации к обучению. Понять это можно даже без проведения специальных исследований. По нашим личным наблюдениям, основным мотивом служит оценка, а точнее страх перед получением неудовлетворительной или низкой оценки, при этом учащиеся не проявляют интереса к предмету как к таковому. Отсутствие мотивации – одна из основных причин учебной неуспеваемости, поэтому данный проект задумывался как попытка повысить мотивацию ребят, увлечь их познанием нового.

Чтобы подтвердить наши наблюдения, мы провели исследование уровня сформированности учебной мотивации у учащихся  ГБОУ школы №31. В диагностике приняло участие 97 человек. Общий уровень сформированности учебной мотивации оказался на недостаточно высоком уровне в группе исследованных в восьмых классах (49,5%) и девятых классах (52%). См. Приложение 1

Диагностика выявила, что учащиеся знают о социальной необходимости изучения английского языка (см. приложение 2), но не все проецируют это знание на свою деятельность. Утверждения исследованной группы учеников о социальной и практической пользе полученных знаний, умений, навыков являются неосознанными: школьники не понимают, что учатся для своего же будущего.

Известно, что для достижения эффективности обучения иностранному языку необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одной из сфер интересов подростков является музыка. Но песни зачастую не имеют места в самом процессе обучения, а рассматриваются только как способ расслабления и развлечения.

Однако работа над песней преследует серьезные цели: она развивает навыки аудирования и перевода, так как песня затрагивает жизненно важные проблемы, она знакомит с лексикой, выполняя коммуникативную функцию. Песни помогают более легкому и прочному усвоению и расширению лексического запаса, так как песенные тексты включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что способствует ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у учащихся чувства языка, знакомству со стилистическими особенностями. Не менее важно и то, что песня, как и любой художественный текст, дает «живые» грамматические конструкции, то есть грамматику в действии. Необходимо отметить доступный способ подачи грамматического материала в песнях, что не приводит к утомляемости учащихся от теоретического материала и способствует одновременной отработке грамматических явлений. Прочному запоминанию песенных текстов способствует комплекс таких факторов, как рифма, лад, тональность, мелодия. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций, тем самым повышая эффективность тренировки. И самое важное: использование песни на уроке иностранного языка помогает ученику осознать, что иностранный язык ему нужен сейчас, а не пригодится когда-нибудь в будущем — ведь, как правило, дети проявляют интерес к современной англоязычной музыке и текстам.

При этом песни должны соответствовать определенным требованиям: быть аутентичными, доступными в информационном и языковом плане, эмоциональными, проблемными и актуальными, а также отвечать возрастным особенностям учащихся.

Использование песен на изучаемом языке продолжает оставаться актуальным на среднем этапе обучения иностранным языкам по следующим причинам:

  • песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры (рассказ, описание, рассуждение), они содержат прямую и косвенную речь, они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного;
  • учащиеся приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как учащиеся, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре;
  • при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося;
  • один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования.
  1. Цели и задачи проекта

Цель – повысить мотивацию учащихся восьмых классов к изучению английского языка через создание творческого продукта.

Задачи:

  1. разработать инструментарий измерения  необходимости реализации проекта;
  2. провести нулевую диагностику, описать и проанализировать результаты;
  3. разработать программу элективного курса по интерпретации песенного текста;
  4. апробировать созданную программу на учащихся 9 классов;
  5. провести диагностику уровня мотивации.

  1. Этапы проекта

1 этап. Проведение нулевой диагностики (см. Приложение 1).

Цель этапа: подтвердить или опровергнуть актуальность проекта, вызванную низким уровнем мотивации к обучению современного школьника.

Содержание этапа: проведение диагностики уровня проблемы, обобщение ее результатов.

Результат: актуализация проблемы

2 этап. Разработка элективного курса по интерпретации песенного текста для девятого класса.

Цель этапа: создать 34 урока для учащихся 9 класса

Содержание этапа: поиск песен на английском языке и разработка системы заданий к ним, оптимально удовлетворяющих потребностям учащихся.

Результат: готовое для апробации пособие.

3 этап. Апробация наработанного материала на уроках с учащимися девятого класса (нынешнего восьмого).

Цель этапа: создать условия для повышения уровня учебной мотивации и развития творческой личности.

Содержание этапа: проведение уроков элективного курса.

Результат: освоение учащимися материала, создание собственного видеоклипа на любимую англоязычную песню.

4 этап. Повторное тестирование на определение уровня мотивации. Обсуждение, подведение итогов и представление данного проекта на конференции.

Цель этапа: определить показатели эффективности проекта.

Содержание этапа: тестирование интереса учащихся к предмету после прохождения элективного курса.

Результат: выводы об эффективности и успешности работы программы, её возможная корректировка.

Элективный курс может быть использован как для проведения элективных занятий (34 часа в год), так и для включения некоторых отдельных элементов непосредственно в учебный процесс.

  1. Ожидаемые результаты

Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка.

  1. Механизм оценки результатов

Проведение повторного тестирования на определение уровня мотивации и анкетирование учащихся, с которыми проводилось занятие по представленному учебному пособию. Сравнение результатов «до» и «после». Проект может считаться эффективным, если уровень мотивации у школьников увеличится.

  1. Перспективы развития проекта

Результат проекта, а также методы, использованные при создании пособия,  могут быть использованы в практической деятельности преподавателей.

Проект может иметь дальнейшее развитие. После применения на практике могут вноситься дальнейшие коррективы, а при определенных условиях, пособие может быть опубликовано.

Список литературы

  1. Колупаева Л.А Формирование учебной и социальной мотивации обучающихся: Рабочая тетрадь для педагогов. Киров, 2010.
  2. Леви В. Вопросы психобиологии музыки //Советская музыка. – 1966 - №8.
  3. Матвеева Т.Е. Компетентностный подход к конструированию учебных заданий для работы с информацией//Человек и Образование. 2011.№1. С. 96-101.
    Приложение 1.

Всего было продиагностировано 97 учеников 8-9 классов ГБОУ гимназии №31:

Класс

Количество опрошенных

8 а

22 ученика

8 б

25 учеников

9 а

24 ученика

9 б

26 учеников

Источник опросника и методики диагностирования:

Колупаева Л.А Формирование учебной и социальной мотивации обучающихся: Рабочая тетрадь для педагогов. Киров, 2010.

Уровень сформированности учебной мотивации:

  • Уровень 1. Ситуативный интерес
  • Уровень 2. Учение по необходимости
  • Уровень 3. Интерес к предмету
  • Уровень 4. Повышенный познавательный интерес

Оценка уровня мотивации:

  • больше 85% – оптимальный уровень
  • 65-84% – достаточный уровень
  • 40-64% – низкий уровень 

Шкалы:

Горизонтальная шкала показывает типы уровней сформированности учебной мотивации. Вертикальная – степень сформированности, где 2=100%, 1=50%, 0=0%.

44% Низкий уровень сформированности учебной мотивации

45%  Низкий уровень сформированности учебной мотивации

57%  Низкий уровень сформированности учебной мотивации

47%  Низкий уровень сформированности учебной мотивации

 

Пример опросника:

  1.  Прочитай вопросы и для данного предмета укажи балл, наиболее соответствующий варианту твоего ответа: 2- всегда; 1- иногда; 0- никогда.
  • Проявляю интерес к отдельным темам/ разделам –
  • Стараюсь добросовестно выполнять программу –
  • Получаю интеллектуальное удовольствие от выполнения грамматических и лексических упражнений –
  • Проявляю интерес к устной коммуникации –
  • Мне интересны не только знания, но и способы их добывания –
  • Испытываю интерес к самообразованию –

  1. Дай развернутый ответ на данные вопросы: почему и для чего ты изучаешь английский язык в школе? Нравится ли тебе этот предмет? С каким настроением ты идешь на урок английского (легкость, радость, интерес, неуверенность, вялость, нежелание, …)? Считаешь ли ты своё обучение успешным? Почему «да» или почему «нет»?

 


Приложение 2.

Стоит отметить, что больше половины опрошенных отказались отвечать на вторую часть опроса (в основном неуспешные учащиеся).

Основные ответы учеников на вопрос: «Почему и для чего ты изучаешь английский язык?»

  • Я изучаю английский язык, потому что это пригодится в будущем.
  • В данное время практически все разговаривают на английском.
  • Я изучаю английский, т.к. этот язык очень нужен при поступлении в институт.
  • Я хочу учиться заграницей.
  • В школе я изучаю английский язык, чтобы в будущем можно было работать в других странах.
  • Для переезда в другую страну.
  • Чтобы общаться с иностранцами.

Основные ответы учеников на вопрос: «С каким настроением ты идешь на урок английского?»

  • С интересом, узнать что-нибудь новое.
  • С ощущением радости и легкости.
  • С уверенностью.
  • Иду с интересом, но бываю неуверенна.
  • Интерес, иногда нежелание.

Основные ответы учеников на вопрос: «Считаешь ли ты свое обучение успешным?»

  • Я считаю свое обучение успешным, т.к. я знаю английский язык и могу на нем разговаривать.
  • Я считаю свое обучение успешным, потому что у меня нормальные оценки.
  • Скорее да, чем нет, ибо могу успешно применять знания заграницей.

        Санкт-Петербург, 2014