"Метод проблемного исследования на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Старинцева Елена Владимировна

Качественно новые запросы родителей и их детей обуславливают необходимость качественнго изменения методики преподавания. В данной работе рассмотрены методы и способы реализации проблемного принципа в методике обучения английскому языку. Сущность проблемного обучения состоит в формировании и развитии творческих способностей учащихся путем активизации их мышления на основе проблемных ситуаций, создаваемых педагогом в процессе овладения учащимися новыми знаниями, умениями и навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_-_kopiya.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Метод проблемного исследования на уроках английского языка».

План.

1. Основные положения проблемного подхода

2. Методы исследования

3. Способы создания проблемных ситуаций при обучении иностранному языку

4.  Особенности проблемных упражнений

5.  Примеры проблемных упражнений

Заключение

Список использованной литературы

1. Основные положения проблемного подхода

Закон социального развития предъявляет высокие требования к тем, кто учит и к тем, кто учиться. Качественно новые запросы родителей и их детей обуславливают необходимость качественного изменения методики преподавания.

Этим требованиям, по моему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Важнейшими задачами преподавания английского языка является повышение социокультурной компетенции детей, воспитание любви к английскому языку, привитие чувства уважения к культуре англоговорящих стран. Поэтому использование на уроках дополнительного материала лингвострановедческого характера наиболее актуально. Широкое распространение английского языка, а так же разносторонние отношения между странами в различных сферах (экономика, образование, культура, обмены туристами, школьниками, студентами)- все это утвердило значимость этого языка в международном сотрудничестве и вызывает интерес к культуре англоговорящих народов и к английскому языку, мотивирует потребность его изучения. Поэтому вопрос более эффективного обучения английскому языку приобретает большую остроту и актуальность.

Одним из его положительных моментов является использование на уроках английского языка проектного метода, игровых проблемных ситуаций. Доминирующая игровая проблема, которая всегда используется в процессе проектной деятельности – это всегда интерес непосредственно для ребенка и непроизвольное запоминание, и прочное овладение речевой деятельностью в естественных жизненных ситуациях.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

        

     Учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по моему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

Отсюда выявляем проблему исследования: Каковы методы и способы реализации проблемного принципа в методике обучения английскому языку?

Объектом является методика обучения английскому языку.

Предмет: Методы и способы реализации проблемного метода в методике обучения английскому языку.

Цель исследования состоит в выявлении и использовании исследовательских методов в методике обучения английскому языку.

Гипотеза: Реализация проблемного метода в методике обучения английскому языку будет эффективной, если:

- учитывать условия реализации проблемного подхода в обучении ИЯ

- выявлены и проанализированы возможные виды упражнений проблемного характера

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические основы и этапы формирования проблемного обучения

2. Выявить способы реализации проблемного метода в методике английского языка

Методы исследования:

1. Теоретический - анализ методической литературы по теме,

2. Эмпирические - Изучение и обобщение накопленного педагогического опыта.

Проблемное обучение

направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.сущность проблемного обучения состоит в формировании и развитии творческих способностей учащихся путем активизации их мышления на основе проблемных ситуаций, создаваемых педагогом в процессе овладения учащимися новыми знаниями, умениями и навыками.

Цель проблемного обучения заключается в том, чтобы поставить ученика в положение «первооткрывателя», «исследователя», наталкивающегося на посильные для него вопросы и проблемы. В то время как в условиях проблемного обучения учащиеся самостоятельно получают знания именно о самом процессе решения практических и теоретических задач, тогда как роль учителя заключается в организации проблемных ситуаций.

использование проблемного обучения позволяет в большей мере активизировать мышление и память и на этой основе оптимизировать процесс овладения иноязычной речью.

     В чем будет заключаться проблемная методика обучения, в частности, обучения иностранным языкам? Цель обучения в целом и иностранному языку как предмету нашего исследования в частности - развитие личности в информационно-ценностном пространстве. Язык - это средство познания и интерпретации мира. Речь - способ обмена информацией в ходе общения между людьми.

     Суть проблемно-ценностной методики изучения иностранного языка в самой диалектике познания, в движении от репродуктивного к продуктивному. И весь процесс по моему мнению может быть представлен с помощью трехступенчатой модели:

1. Презентация учителем и восприятие учеником познаваемого объекта.

2. Присвоение учеником познаваемого объекта через создание учителем проблемных ситуаций на основе системы проблемных задач.

3. Творчество ученика и учителя в создании новых объектов познания

2. Методы исследования

     Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека

В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

     Понятие «исследовательская деятельность школьников» это, прежде всего, использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся.

Эвристические методы обучения английскому языку .
     Развитие продуктивной учебной деятельности и креативности учащегося требует, чтобы учитель был сам автономным и способным к гибкости, профессиональной адаптивности и постоянному творческому поиску.
В учебном процессе я активно использую эвристические методы обучения, ориентированные на ученика - исследователя.

     Методы обучения, результатом применения которых всегда является
создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина, план своих занятий и т. п. называются
эвристическими.

     Применяемые мною эвристические методы: эмпатии (вживания), наблюдения, смыслового видения имеют универсальный общечеловеческий характер, они относятся непосредственно к действиям ученика и результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, текстовое произведение, картина и т.д.
Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта, "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность ручки, классной доски, парты, классной комнаты и других предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту-себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

3. Способы создания проблемных ситуаций в процессе обучения иностранному языку

Связаны со следующим кругом вопросов:

 1. особенности создания проблемных ситуаций на основе проблемно-коммуникативных задач;

2. познавательно-коммуникативные потребности и возможности учащихся в «присвоении» проблемных ситуаций;

 3. профессиональные потребности и возможности преподавателей в управлении процессом разрешения проблемных ситуаций;

4. формирование и развитие умений учащихся и преподавателей для работы с проблемными ситуациями.

К умениям, необходимым учащимся для работы с проблемными и непроблемными ситуациями можно отнести: 1.умение сообщить информацию о лицах ,  предметах, явлениях и действиях; 2.умение запросить информацию о лицах, предметах, действиях; 3. умение побудить собеседника к совершению или не совершению действия; 4.умение выразить и аргументировать свое высказывание; 5.умение установить, продолжить, прервать контакт. Для работы с проблемными ситуациями ученики должны помимо этих умений овладеть рядом специальных умений, соотносимых с этапами решения проблемы: 1.умение видеть, находить проблемы и ставить их самостоятельно; 2. умение создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае несостоятельности первоначальной; 3. умение направлять ход решения проблемной ситуации в соответствии со своими интересами; 4. умение решить проблему в проблемной ситуации; 5.умение оценить правильность своего решения и решения собеседников.

4. Проблемные упражнения, на наш взгляд, имеют свои достоинства и недостатки

Достоинства:

1) самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности;

2) интерес к учебному труду;

3) развитие продуктивного мышления;

4) прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки:

1) недостаточный уровень языковой подготовки учащихся

2) нехватка времени на изучение той или иной темы

3) трудность вовлечения учащихся со слабой языковой подготовкой

4) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся

5) большие затраты времени на достижение поставленных целей.

     Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2. Проблемные ситуации возникают при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

Правила создания проблемных ситуаций. Для создания проблемной ситуации необходимо следующее:

1. Перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого он должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия:

· задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;

· неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия;

· выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.

4. В качестве проблемных заданий могут служить: а) учебные задачи; б) вопросы; в) практические задания и т.п..

5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

     Способы создания проблемной ситуации в процессе устного монологического высказывания:

- Привлечение в ходе языкового общения примеров из жизненных ситуаций, опыта практической деятельности;

- Развертывание различных ситуаций в речи для создания необходимых смысловых опор и расстановка акцентов, ориентация на восприятие слушателей

- Ознакомление слушателей с фактами, которые требуют объяснения, предположения, формулировки гипотез

- Обращение к личности слушающего, использование его познавательных, социальных, профессиональных, личностных мотивов

- Использование эмпатии, идентификации с чувствами и мыслями слушателей

- Вопросно-ответная форма построения лекции

- Упорядочение фактов, событий, явлений на основе их соотнесения и систематизации

5. Примеры проблемных упражнений

«Приправа» к уроку

  Урок, как и блюдо – если его пересолить, оно несъедобно, если переперчить – неудобоваримо, но и без приправ блюдо теряет свой аромат, пикантность и изысканность.

  Так и уроки английского языка, не содержащие интересные,
занимательные материалы, становятся пресными и «безвкусными».

Приглашаю вас к совместному полёту за «специями»
Полётом управляет универсальный
метод эмпатии (вживания), что означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта, попытка «переселиться» в изучаемый предмет, почуствовать и познать его изнутри.

Если бы предметы умели разговаривать…

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\старинцева\Рабочий%20стол\Английский%20язык.mht!/kafedry/images/clock.gif

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\старинцева\Рабочий%20стол\Английский%20язык.mht!/kafedry/images/book.gif

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\старинцева\Рабочий%20стол\Английский%20язык.mht!/kafedry/images/iron.gif

 

Бюро забытых вещей

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\старинцева\Рабочий%20стол\Английский%20язык.mht!/kafedry/images/los_things.gif

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\старинцева\Рабочий%20стол\Английский%20язык.mht!/kafedry/images/lost_candle.gif

mhtml:file://C:\Documents%20and%20Settings\старинцева\Рабочий%20стол\Английский%20язык.mht!/kafedry/images/lost_floppy.gif

     После уроков учащиеся иногда забывают в кабинете свои вещи.
Предметы, как и люди, таят в себе много интереснейшей информации.
Методом «мозгового штурма» прошу назвать эти предметы и написать их на доске.
(a pen, a pencil, a book, a copy-book, a ruler, a rubber, a cap, a scarf, mittens, boots, shoes, a pie, a piece of pizza, a sweet, an apple, a lipstick, a comb, a pin, a ball, a toy, a stone, a crib, a plastic bag etc.)

Задание для учащихся

  • Все предметы прошу объединить по темам;
  • класс делится на небольшие группы (3-4 человека), каждая группа получает предметы по одной теме;
  • каждая группа выбирает один предмет;
  • за 10-15 минут учащимся предлагается сочинить историю, которую данный предмет мог бы рассказать о себе и своём хозяине; (даётся установка на использование “Past Simple”)

Рассказ от имени предмета (Writing as an object)

Каждый ученик выбирает какой- нибудь предмет из забытых в кабинете;
учащимся предлагается ответить
на вопросы от имени этого предмета:
Например:
How old are you?
What is your earliest memory?
What are you memory?
What are you made of?
Where is your home?
What is your purpose?
What do you like about your life?
What do you hate about your life?
What do you think about your owner?
What is happiness for you?
What are you afraid of?
What will happen to you in the future?

Рассказ от имени предмета 2

  Прошу учащихся назвать маленький предмет, который постоянно требует денег, похож на миникомпьютер в кармане и без которого современные учащиеся не могут жить.

  Предлагаю учащимся представить себя этим предметом и кратко описать себя.
(Даётся установка на использование формы Present Simple Passive;

  в менее подготовленных классах даются ключевые слова)

Отгадай, кто мы? What are we?

Ожившая комната

  Учитель просит учащихся назвать неодушевлённые предметы, которые есть в классе, и записать их названия на доске.

Заключение

Итак, актуальность метода проблемного исследования на уроках иностранного языка определяется новыми целевыми установками современного образования, направленного как на овладение новыми знаниями аспектов языка, умениями в различных видах речевой деятельности, так и на формирование творческих способностей учащихся.

Таким образом, на современном этапе развития методической науки можно говорить не о целостном типе обучения, а лишь о реализации принципа проблемности или проблемного подхода, который является основой для интеграции различных подходов в преподавании иностранных языков.

Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать обучаемым для решение посильные задачи, которые вели бы их к их собственным «открытиям».

Список использованной литературы:

1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов [Текст]/ Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - С-Пб.: Златоуст, 1999. - 472

2. Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков [Текст] / Е.В. Ковалевская . - М.: «МНПИ», 1999. - 118 с.

3. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система [Текст] / Е.В. Ковалевская . - М.: «МНПИ», 2000. - 247с.

4. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В.Конышева. - Минск: Тетра система, 2004. - 175 с.

5. Кузовлев В.П. Английский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. Учреждений [Текст] / В.П.Кузовлев , Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Методы проблемного обучения на уроках французского языка"

Одной из актуальных задач нашего  времени является изучение иностранного языка. Как правило в начале обучения ученики с большим интересом начинают изучать любой иностранный язык. Но,...

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

Реализация методов проблемного обучения на уроках английского языка в контексте инновационного характера современного образования

Статья по теме "Реализация методов проблемного обучения на уроках английского языка в контексте инновационного характера современного образования" позволяет рассмотреть данный аспект с точки зрения те...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Презентация на тему "Методы проблемного обучения на уроках английского языка"

1. Из истории проблемного обучения.2. Определение понятия проблемное обучение.3. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения.4. Методы проблемного обучения.5. Формы учебных занят...

реферат на тему "Методы проблемного обучения на уроках английского языка"

Проблемное обучение способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности ...