Работа с одаренными детьми.
статья по английскому языку на тему

Гумирова Елена Борисовна

Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы. Что такое одаренность, что такое одаренные дети, как работать с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления

«Работа с одаренными детьми»

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой работе». А. Н. Колмогоров.

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др.

Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы. Создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии "приема" информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др.

Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Для определения способностей и одаренности используются специальные методики. Долгие годы интеллект рассматривали как главный показатель одаренности. В настоящее время обозначились две основные тенденции в исследовании детской одаренности: все большее внимание привлекают так называемые "неинтеллектуальные" факторы интеллекта (т. е. значение тех или иных качеств личности для развития способностей), и усиливается интерес к природным предпосылкам интеллекта. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки. Мнение о том, что одаренные дети способны сами разрешать трудные ситуации, особенно вредно в период интенсивного формирования личности (возраст от 2 до 7 лет). Время поступления в школу, период отрочества и т. д., когда особенно ярко возможны проявления законов гетерохронности (неравномерности) индивидуального развития, могут оказаться периодами наибольших стрессов для одаренных детей. Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в гуманитарной области проявляются позже, и сокращение дошкольного периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для российского общества. Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям в социально значимой сфере человеческой деятельности. К числу проявлений одарённости относят следующие:

  • Лингвистические способности;
  • Самостоятельность, независимость суждений;
  • Любознательность, жажда знаний, интерес к новому;
  • Богатство идей, гибкость мышления;
  • Находчивость, изобретательность, выдумка.

Если сравнивать способности одарённых детей, которых я обучаю, то можно прийти к выводу, что к изучению английского языка у каждого из них наблюдаются разные способности. Некоторые из них обладают хорошей слуховой памятью, легко воспринимают иноязычную речь на слух. У таких детей, как правило, хорошо развито абстрактное мышление. Другие обучающиеся не испытывают затруднения при переводе.

В связи с тем, что потребности и возможности одарённых детей отличаются от таковых у их сверстников, у меня возникла необходимость в дифференцированном подходе в обучении. Передо мной встала задача помочь интеллектуальному и творческому росту одарённых детей в соответствии с их необычными способностями. Это можно сделать только, используя индивидуальный подход к каждому такому ребёнку. Поэтому свою работу с одарёнными детьми я строю через вовлечение их во внеурочную деятельность по английскому языку.

Если в образовательном процессе мы будем учитывать особенности работы с одарёнными детьми и строить этот процесс на основе индивидуального подхода, уровень их способностей будет расти. А, значит, будет реализовываться тот потенциал, который заложен в одарённом ребёнке.

Список используемой литературы:

1. Интернет-ресурсы: 1september.ru, раздел Иностранные языки, статья «Одаренные дети и работа с ними», автор Адалин В.Ю., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...