Использование интернет-технологий на уроках английского языка
статья по английскому языку

Евсюкова Ирина Георгиевна

Теоретические и практические советы использования инернет-технологий на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_internet-tehnologiy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование интернет-технологий в преподавании английского  языка» 

Евсюковой И.Г.(Гимназия № 293)

  1. В современном обществе всё более возрастает роль иностранных языков. Быстрое развитие информатики и современных технологий ставит перед преподавателем проблему использования новых технических средств, совершенствование современных методик. С точки зрения педагогической практики именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.
  2. Меня как педагога интересует методика преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, я убеждена, что возможности Интернет-технологий способствуют расширению кругозора школьников, налаживанию и поддерживанию деловых связей и контактов со своими сверстниками в англоязычных странах.
  3. В данной работе своей целью я определила: раскрыть роль интернет-технологий для  формирования социокультурной компетенции учащихся. Согласно словарю С.И. Ожегова: ”Социокультурная компетенция (sociocultural competence) – знание культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры; формирование социокультурной компетенции предполагает интеграцию личности в системе мировой и национальной культур”.
  4. Формирование социокультурной компетенции неразрывно связано с основными целями образования: практической, развивающей и воспитательной. И воспитательная задача наиболее значима, поскольку от решения этой задачи зависит формирование в современном молодом человеке чувства патриотизма и чувства интернационализма. Изучая английский язык, мы формируем культуру мира в сознании человека. Мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов.

Огромное значение для формирования социокультурной компетенции имеет изучение культуры англоговорящих стран и родной страны.

Учащиеся расширяют свои лингвострановедческие и страноведческие знания и умения в различных видах речевой деятельности: аудировании, говорении,

чтении и письме.

  1. Обучение чтению

 Для обучения чтению в Интернете можно найти огромное количество сайтов. В первую очередь конечно интереснее всего посмотреть официальные сайты различных газет. Нас в первую очередь интересуют газеты англоговорящих стран. Список существующих web страниц газет можно посмотреть на сайте Media Links (www.mediainfo.com/emedia). Приведу несколько примеров:

Великобритания: BBC World Service ( http://www.bbc.co.uk/worldservice ) предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH.

США: THE WASHINGTON  POST (http://www.washingtonpost.com). Как любое издание периодической печати, web-газеты разделены на рубрики и подрубрики, т.е., имеют дружественный к пользователю интерфейс, позволяющим нажатием кнопки мыши перейти непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. The Washington Post имеет 5 основных рубрик: новости (news), стиль жизни (style), спорт (sports), рекламные объявления (classifieds) и новости рынка (marketplace). The New York Times (http://www.nytimes.com) помимо вышеперечисленного предлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками. CNN World News (http://cnn.com/WORLD).

Канада:  The Canadian Press ( http://www.thecanadianpress.com), The Toronto Star (http://www.thestar.com/),

Австралия: The Canberra Times   (http://www.canberratimes.com.au)

Новая Зеландия:    The Dominion Post (http://www.stuff.co.nz/dominion-post), Aardvark Daily (Wellington) (http://www.aardvark.co.nz) 

В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения. Конечно, такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь. Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса. Также есть возможность сильным ученикам заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить что-нибудь из области культуры.

Приведу пример: BBC Sport - Winter Olympics start despite luge tragedy –  (См.  (http://news.bbc.co.uk/sport2/hi/olympic_games/vancouver_2010/8511851.stm)  )

Before reading.

 I. Look at the title of the article. What is the article about? Try to answer on the questions. What do you know about Canada (Vancouver)? What winter Olympic sports and games can you name? What famous Olympic winners do you know?

 II. Read the article. Put the sentences into correct order.

  1. The Olympic flame was lit by four  Canadian sports heroes
  2. More than sixty thousands spectators witnessed the athletes.
  3. The Georgian team, wearing black armbands, was given a standing ovation.
  4. The three hours extravaganza included a cultural segment featuring of many Canada’s best-known musical stars.
  5. Only three of the torchbearers were able to light the flame.
  6. The ceremony started with the snowboarder jumping through the Olympic rings.
  7. President Jacques Rogge prefaced the traditional opening speeches.
  8. There was festive mood inside BC Place Stadium.
  9. The largest cheer was for the host team Canada.
  10. Great Britain were led in by skeleton slider Shelley Rudman.

III. Answer the questions:

  1. Why did the Georgian team wear black armbands?
  2. What was the problem with the forth torchbearer?
  3. Who lit the Olympic flame?
  4. How many nations were there in the ceremony?
  5. What famous Canada’s singers took part in the ceremony?  
  6. What kinds of sport can you see in the article?

Обучение аудированию

Материалом для обучения аудированию служат аутентичные материалы (рисунки, тексты, звукозаписи т.п.) Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему. Поэтому использование видео на уроках английского языка как раз дает возможность охватить задачу в целом. В отличие от аудио или печатного текста, которые  могут  иметь  высокую информативную,  образовательную,  воспитательную  и  развивающую   ценность,

видеотекст имеет то преимущество, что соединяет  в  себе  различные  аспекты акта  речевого  взаимодействия.  Помимо  содержательной   стороны   общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события,  внешнем  виде  и невербальном   поведении   участников   общения   в   конкретной   ситуации, обусловленных  зачастую  спецификой  возраста,  пола,   и   психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет  лучше  понять  и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности  речи в конкретном контексте.

 Выбор видео ресурсов в Интернете огромен. Примером использования видео могут служить реальные новости на различных сайтах.  Можно опять же зайти на сайты выше перечисленных газет, которые имеют помимо печатной информации ещё и видео.

 Например, из телевизионной программы новостей  выбирается  отрывок,  который читает диктор и который содержит  достаточно  материала,  чтобы  задать все виды специальных вопросов. Классу объясняется, что они  сейчас  увидят  настоящие  новости,  в которых содержится информация для ответа на вопросы:

Who is about?

What is about?

When did it happen?

Where did it happen?

Why did it happen?

How did it happen?

     На доске  записываются  эти шесть вопросов, затем ученикам надо сказать о том, сколько именно новостей будет в данном отрывке. Задание перед  первым просмотром -  слушать  и  постараться  понять  темы.  Задание  перед  вторым просмотром - слушать и делать пометки напротив каждого вопроса.

     После второго просмотра учащиеся отвечают на эти шесть вопросов.

     Затем можно предложить посмотреть новости  в  третий  раз,  после  чего надо  написать  маленькую  статью,   содержащую   новости,   услышанные   по телевизору. Можно дать это в качестве домашнего  задания. Безусловно, реальные новости о странах изучаемого языка расширяют у учащихся знания культурных особенностей носителей языка.

Приведу другой пример. Знания o странах изучаемого языка неразрывно связаны с известными и знаменитыми людьми родившихся  и прославившихся в этих странах. Можно предложить видео отрывок на 5-10 минут, в  котором  персонажи  общаются между собой. Отрывок должен дать ответы или стимулировать догадки по  поводу того, кто эти персонажи, откуда они и пр. В том  случае,  если  ученики  уже хорошо понимают устную речь, можно показать им  более  длинный  отрывок  или целый фильм.

    На доске записываются  вопросы:

   What is the character's full name?

   Where was he/she born?

   When was he/she born?

   What were his/her family like?

   Объясняет, о чем будет отрывок, и ученики выбирают одного из  персонажей. После просмотра ученикам надо  написать  его  краткую  биографию,  начав  с ответов на вопросы, написанные на доске.

  Ученики смотрят отрывок.

  Дается  время для написания биографии.

  После этого учащиеся в группах обсуждают по очереди "свои" биографии.

  Ученики смотрят отрывок еще раз, чтобы обнаружить, что  подтверждает или опровергает предположения, сделанные учащимися.

Существуют уже готовые видео уроки по различным темам. Вот сайты некоторых из них.

1. http://www.engvid.com/?r_sortby=highest_rated -сайт бесплатных видео уроков по английскому языку от пяти профессиональных преподавателей английского из Канады.

2. http://www.sozoexchange.com/category/episodes/  - бесплатные видео-уроки английского для взрослых. В каждом эпизоде ведущие берут интервью у людей искусства - музыкантов, художников и т.д.

3. http://www.youtube.com/user/JenniferESL?blend=2&ob=1 -  уроки американского английского от Jennifer из Пенсильвании.

4. http://www.youtube.com/user/duncaninchina - уроки английского от Мистера Дункана из Великобритании.

5. http://www.youtube.com/user/bbclearningenglish  - видео уроки от BBC про идиомы и произношение.

Проектная работа

 Следующий аспект, который бы я хотела осветить в своей работе  это использование вебквестов. Вебквест («webquest»)- это как раз  сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета, а также другие образовательные средства. Тематика вебквестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности.

Разработчиками вебквеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для вебквестов.

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Для развития социокультурной компетенции больше всего подходит пересказ, планирование и проектирование, компиляция и журналистское расследование.

           Приведу несколько примеров вебквестов. Рассмотрим вебквесты посвященные англоговорящим странам.

    Великобритания  (http://www.gcetm.net/webquest/wqs/eng_wq6/)- THREE GREAT SCOTSMEN IN ENGLISH LITERATURE"-известные шотландские писатели.

 Канада  (http://questgarden.com/46/37/7/071231172745/task.htm) вебквест про культуру Канады.

США   (http://questgarden.com/17/52/2/060422160112/index.htm) – знакомит с разными штатами и достопримечательностями США.

Австралия  (http://questgarden.com/85/02/8/090717104409/task.htm) Australian Adventure - данный вебквест примечателен тем, что предназначен для учащихся младшего возраста (5-6 класс). (http://questgarden.com/91/46/4/091118223413) ещё один вебквест посвященный планированию поездки в Австралию уже для учащихся старшего возраста.

 Новая Зеландия  (http://questgarden.com/88/43/8/091015150146/index.htm) – поездка в Новую Зеландию.

Я считаю что, вебквест на данный момент является очень  полезным инструментом для внедрения элементов игры в обучение. Обучение становится более интересным, кроме того повышается мотивация учащихся. Результаты выполнения вебквеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Именно применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

   Подводя итог можно сказать, что использование компьютерных технологий предназначено для того, чтобы совершенствовать процесс обучения иностранному языку, но при этом, ни в коей мере не заменить учителя. Используя компьютерные технологии на уроках английского языка, учитель может больше времени уделить выполнению упражнений, способствующих стимулированию реального общения, что является целью коммуникативного подхода обучения иностранному языку.

Список литературы

1. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1991. - №6. 2. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.

3. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным

языкам М.: Высшая школа, Амскорт Интернэшнл, 1991.

4.Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки, 1996 .

5.Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности как часть

поликультурного образования в России. ИЯШ 2004 №4

6. Мильруд Р.П. Порог ментальности российских и английских студентов

при соприкосновении культур ИЯШ №4, 1997.

7. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в

преподавании культуры страны изучаемого языка. ИЯШ  №4 2001

8. http://www.itlt.edu.nstu.ru/masterclass_links.php

9. http://ref.by/refs.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование интернет технологий на уроках английского языка

выступление и презентация  по теме " Использование интернет-технологий на уроках английского языка"...

Использование Интернет технологий на уроках иностранного языка

Характеристика учебных интернет ресурсов....

Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и конт...

Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий

Проект под названием Welcome to Talakan! - Добро пожаловать в Талакан!...

Использование Интернет технологий на уроках информатики

В статье описаны методы и приемы работы в сети Интернет....

Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий

Использование новых информационных технологий нетолько оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несёт в себе огромный мотивацио...

Презентация к уроку по английскому языку c использованием интернет - технологий (Google Art Project) в 9 классе «The Metropolitan Museum of Art»

Самый популярный язык в мире – английский. Он востребован во многих сферах нашей жизни: без базовых знаний иногда даже очень сложно делать покупки. Изучение иностранного языка невозможно без соприкосн...