"Задания для контроля проверяемых учебных действий в соответствии с требованиями к планируемым результатам ФГОС по иностранному языку в основной школе".
методическая разработка по английскому языку (6 класс) на тему

Лазарева Светлана Викторовна

Специфика обучения предмету «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются способы деятельности. Современный урок иностранного языка– это проблемный, реверсивный урок, на котором выполняются продуктивные задания, и который заканчивается саморефлексией и самооценкой обучающихся. Чтобы превратить задание в продуктивное, можно предложить обучающемуся самому оценить ситуацию, изложенную в тексте, отрабатывать учебные  алгоритмы  на основе его витагенного опыта. С внедрением в практику обучения формирующего оценивания, задания для контроля УУД могут быть представлены на разных уровнях сложности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_s.v._statya_iyun_2015.docx49.46 КБ

Предварительный просмотр:

"Задания для контроля проверяемых учебных действий в соответствии с требованиями к планируемым результатам ФГОС по иностранному языку в основной школе"

Лазарева С.В.,учитель английского языка МАОУ лицея №7 г.Томска.

  «Великая цель образования —  не только знания, но и прежде всего действия.»

 Н.И. Мирон

        Специфика обучения предмету «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения являются способы деятельности, т.е. обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Это обусловливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий. По словам А. Г. Асмолова, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.[1]

        Не секрет, что для современных школьников сложно планировать свою деятельность и определять цели, они с трудом могут оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. Проведя мониторинг в среднем звене (5-6 классы), я выяснила, что у детей плохо сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют осмысленно читать на английском языке, им сложно строить высказывания в монологической и в диалогической формах без опоры на образец, большинство обучающихся не способно удерживать цели своих речевых действий, не многие умеют адекватно оценить свою деятельность, у обучающихся слабо сформирована мотивация к изучению языка. Всё это сводится к неспособности обучающихся справляться с большими объёмами домашних заданий, к неуспешности и эмоциональной усталости, а также к девиантному поведению. [2]

        Всё вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы развития УУД обучающихся на уроках английского языка через систему заданий контроля в соответствии с требованиями ФГОС и развития навыка самооценивания.

     Под универсальными учебными действиями подразумевается:

• умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

• совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.[3]

      Данные действия являются универсальными, потому что они носят метапредметный характер и лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её предметного содержания.

      Современный урок иностранного языка– это проблемный, реверсивный урок, на котором выполняются продуктивные задания, и который заканчивается саморефлексией и самооценкой обучающихся. Проектирование такого урока учитель должен начинать с конструирования главной задачи урока. Предлагаю следующий план построения задачи, на примере работы с текстом.

        

Пример конструирования задачи

На первом этапе работы с текстом, решаются задачи базового уровня.

1.Ознакомление

Прочитай текст и скажи что?, где?, когда?...

Начиная со следующего этапа работы над текстом, возможно введение заданий повышенного и максимального уровней.

2.Понимание

Предположи, как могли бы развиваться события дальше, что могло бы произойти…

3.Применение

Создай кластер.( заполни таблицу)

4.Анализ

Раскрой особенности…Раздели текст на смысловые части. Объясни свое мнение.

5. Синтез

Изложи в форме…свое мнение/понимание. Докажи, что….

6.Оценка

Оцени значимость …для…  Почему события развивались так…?

Последний этап работы сопровождается саморефлексией и самооценкой обучающихся.

Новые требования к уроку предполагают выполнение обучающимися все большего количества продуктивных заданий.

     Продуктивные задания- это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Продуктивные задания учат преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию  с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определенном предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения  в универсальное учебное действие. [4]

    Вариантами продуктивных заданий могут быть такие задания как:

-игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами );

-наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий);  

-группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение

-преобразование и создание (списки слов, «словарные паутины», памятки, постеры и т.д.);

-определение необходимости изучения данной темы;

-определение последовательности действий;

-прогнозирование, предвосхищение результата учебной деятельности;

- внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действий;

-обсуждение темы в режиме диалога или полилога;

-составление плана текста, монологического высказывания;

-конструирование и создание таблиц, кластеров;

-ведение дневников, творческие работы.

       Чтобы превратить задание в продуктивное, можно предложить обучающемуся самому оценить ситуацию, изложенную в тексте, отрабатывать учебные  алгоритмы  на основе его витагенного опыта. [ 5] Важно перенести  акцент  с  воспроизведения информации на её  анализ    (вместо назовите… использовать вопрос- Почему...? Чем отличается….?). Наиболее продуктивно давать  задание  паре  или  группе, распределив  роли  участников (у одного-преимущества,  у  другого-  недостатки, поменяйтесь  ролями).

В состав основных видов УУД входят четыре блока:

1. личностные

2. регулятивные

3. познавательные

4. коммуникативные

Рассмотрим варианты продуктивных заданий в соответствии с основными видами УУД.

I. Личностные действия, являются ведущими, поскольку обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию (знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение относить свои поступки и события с этим знанием) и социальную ориентацию школьников (в социальных ролях и межличностных отношениях).[2]

Можно выделить следующие виды личностных действий:

1) действия в личностном самоопределении (связанные с формированием Я-концепции);

2) действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению английским языком и тем, что побуждает эту деятельность, ради чего она осуществляется. Обучающийся  должен видеть смысл, в том, что он делает на уроке: ради чего (зачем) он говорит, читает, слушает, пишет на английском языке;

3) действия нравственно-этической ориентации, обеспечивающие личностный моральный выбор – оценка того, что ученик слышит, читает на английском языке и того, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание), исходя из нравственных ценностей – социальных и личностных.[4]

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • творческие задания;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка, саморефлексия;
  • ученическое портфолио;
  • «дневник школьника».

Таблица с заданиями для контроля личностных УУД:

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.        

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы).

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.        

Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Работа с интересными текстами на актуальные темы, обсуждение телепередач.

Анализ и синтез текста.

3. Желание осваивать новые виды деятельности.

Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций.)

4. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе.        

Выполнение проектов, создание постеров, написание сочинений.

5.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

Диспуты, дебаты и дискуссии.

6.Признание для себя общепринятых морально-этических норм.        

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий.

Ролевые игры.

7.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры.

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент)        

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, праздниках, знаменитых людях и событиях России и других стран.

8.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению.

Работа в парах и группах.

9.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций.

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и иностранном языках.

С внедрением в практику обучения формирующего оценивания, задания для контроля личностных УУД могут быть представлены на базовом и повышенном уровне, например:

Базовый уровень: Перед тобой два варианта песни на русском и английском языке. Соедини русские слова с их английскими эквивалентами и наоборот.

Повышенный уровень: Перед просмотром видеофильма, посмотрите на список новых слов, которые вы в нём встретите. Определите по ним тематику сюжета и вспомните уже известные вам слова и выражения, которые могут встретиться в данном тексте.

   Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. 

 Критерии оценки сформированности личностных УУД:

- Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям

-Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы:

•  «Зачем я учу иностранный язык?»

• «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?»

• «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?»

•  «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?».

 К сожалению, создание системы оценки личностных УУД  является одной из проблем совершенствования современной системы образования.

II. Регулятивные (формирование рациональных навыков овладения иностранным языком, способность к самообучению, привитие навыков самостоятельной работы по овладению языком, развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватному восприятию использования грамматических явлений в речи, развитие функций, связанных с речевой деятельностью: мышлением, памятью, восприятием, воображением). [4]

Для достижения указанных результатов предлагаю такие задания:

- прочитай начало рассказа и придумай продолжение;

- посмотри на  иллюстрацию и предположи, о чем пойдет речи в тексте;

- подготовь презентацию твоих любимых (праздников, фильмов, героев, блюд ….);

- придумай загадку;

- составь чайнворд, кроссворд, ребус;

- конкурсы сочинений, конкурсы переводчиков;

- составить тест по заданной теме.

В таблице представлены виды заданий для контроля сформированности регулятивных УУД:

УУД

Типовые задачи  (задания)

Регулятивные, целеполагания:

Поиск ответа на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?»

Регулятивные, планирования:

«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?»

Регулятивные, осуществления учебных действий:        

«Допиши по памяти…», «Прочитай вслух…», «Прочитай про себя…», поиск лишнего слова, выделение слов синонимов( антонимов).

Прогнозирование:        

Регулятивные прогнозирования

 «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать… для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?», прочитай начало рассказа и придумай продолжение; посмотри иллюстрацию и предположи, о чем пойдет речь

Контроль и самоконтроль:        

Регулятивные контроля и самоконтроля.

Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», Взаимопроверка. Самопроверка.

Коррекция:        

Регулятивные коррекции

«Найди и исправь ошибку», «Преднамеренная ошибка»,

«Установи правильный порядок предложений в тексте», «Расположи части текста в логическом порядке»,

«Подбери к каждой части текста заголовок».

Оценка:

Регулятивные оценки

«Оцени работу своего соседа...», «Мне понравилось…», «Мне было интересно…». «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно..»

Заполнение таблицы ЗУХ.

Саморегуляция:

Регулятивные саморегуляции.

«Ты сможешь прочитать зашифрованное слово, выполнив ряд заданий». Квест. Написание синквейна.

 

Как вариант разноуровневых заданий, для  контроля сформированности регулятивных УУД, можно предложить следующие :

Базовый уровень:

  1. Прослушайте или прочитайте предложения и запишите пропущенные в каждом из них слова.
  2. Заполните таблицу, прочитав или прослушав текст.

Повышенный уровень:

1) Прослушай слова и запиши уточняющие слова для каждого из понятий. Восстанови исходный набор слов устно или письменно, придумай рассказ с этими словами.

2) Составь кластер по данной теме. Объясни что для тебя….

                                                             

III. Познавательные (умение осуществлять межкультурное общение в говорении, чтении, аудировании, письме; осознание строя изучаемого языка, способности к имитации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного, к логическому изложению). [4]

Для формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

- прочитай отрывки из текста и соедини их в логическом порядке;

- озаглавь прочитанный текст, аргументируй свой вариант;

- сравни тексты и укажи их различия;

- составь кроссворд с изучаемыми словами;

- отметь сложности в написании слов, объясни как их избежать;

- напиши (расскажи напарнику) алгоритм работы с вопросительными, отрицательными предложениями в определенном времени;

- выбери задание себе сам и т. д.

УУД

Типовые задания

1.Познавательные, направленные на формирование и оценку умений и навыков способствующих освоению систематических знаний.

-вставить недостающие слова,

- вставить недостающие буквы,

- завершить предложение,

-заполнить таблицу,

-сгруппировать  слова по указанному признаку;

 - к группам слов подобрать обобщающие слова;

- заменить развернутые описания в  предложениях одним словом;

- прочитать текст и подобрать к нему заглавие;

- развернуть данный тезис, найти для этого соответствующий содержательный  и речевой материал в тексте;

-исправить ошибки в тексте.

2. Познавательные, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем.

-Составить план пересказа текста;

-найти страноведческий материал по теме… ,

-составить устное сообщение на тему -сказать, какие из приведенных предложений не имеют смысла в следующих ситуациях;

- выразить ту же мысль иначе;

- сформулировать доказательство определенного утверждения на основе текста;

- привести примеры из вашей жизни, доказывающие, что…;

 - придумать логическое завершение рассказа;

-  составьте схему для иллюстрации правила образования указанной грамматической формы;

-  прочитать текст и составить логическую серию вопросов к нему;

- прочитать текст и сказать, какой из предлагаемых планов текста наиболее точно отражает его содержание.

- составить связный текст из данных текстовых фрагментов;

-прослушать  два фрагмента по одной теме и сказать, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым;

-составить тест (лексический практикум) на тему….;

-составить тест (грамматический практикум);

-разработать мини-проект на тему …;

-сделать литературный перевод стихотворения .

Предлагаю несколько разноуровневых заданий, для контроля сформированности познавательных УУД:

Базовый уровень:

1) Восстанови текст, расположив отрывки в логической последовательности.

2) Соедини слово в левой половине задания с его определением в правой.

Повышенный уровень:

1) Восстанови интервью, используя только вопросы/ только ответы.

2) Подготовь рассказ в ином жанре, составленный на основе темы предложенной в тексте.

IV. Коммуникативные (развитие умений общаться, вести дискуссию, эффективно сотрудничать, используя различные виды речевой деятельности, приобретение знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком, удовлетворение личных познавательных интересов). [4]

Для достижения данных результатов можно вовлекать обучающихся в процесс работы посредством таких заданий, как:

 - подготовить диалог по теме (по образцу или без);

 - найти определённый материал в Интернете;

 - подготовить контрольные вопросы по теме;

 - провести анкетирование по заданной теме;

 - составить рассказ-загадку;

 - дать литературный перевод стихотворения или прозы;

 - дополнить словарный минимум по теме, используя словари.

УУД

Типовые задания

1.Коммуникативные,  на формирование и оценку навыка сотрудничества

Составить диалог на тему…, мини-проект, инсценировать диалог/ фрагмент сказки

2.Коммуникативные, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации

Составить монолог по образцу на тему…,

составить сообщение по теме …

прорекламировать свой любимый фильм/компьютерную игру/ журнал/напиток….

3.Коммуникативные, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии

Взаимопроверка словарного диктанта;

оценить свою работу над мини-проектом;

дать оценку своего выступления.

   Ниже приведены примеры разноуровневых заданий, для оценки коммуникативных УУД:

Базовый уровень: 

1) Подготовьте текст рекламы для молодежного журнала.

2) Подготовь вопросы для интервью.

Повышенный уровень:

1) Представь бизнес-план собственной фирмы.

2) Проведите диспут ( дебаты) на тему…

     

  Продуктивным приемом контроля сформированности УУД обучающихся, является использование на уроках иностранного языка разноуровневых заданий. Разноуровневое обучение -это одна из основных составляющих учебного процесса, позволяющих обеспечить формирование важнейшей личностной компетенции - умения учиться. Обучающийся вправе сам выбирать уровень сложности задания на конкретном уроке, а мастерство учителя заключается в способности предоставить обучающимся разноуровневые задания, подчас на базе одного текста или диалога. ( см. приложение №1) Подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода и совершенствования мастерства педагогической гибкости.      

      Таким образом, выполнение обучающимися заданий для контроля проверяемых УУД на уроках английского языка, возможность выбора уровня сложности этих заданий, развитие навыка саморефлексии и самооценки  позволяют  достичь главной цели образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря иноязычному обучению, ориентированной на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее успешное включение в трудовую деятельность.[2]

Приложение №1 Разноуровневые задания

Аудирование «TAI'ESCIUPT»

Задание: Прослушайте интервью и составьте список проблем, о которых говорит репортер.

Interviewer: Margareta, what are the problems with alternative ways to make electricity?

Margareta: Well. The biggest problem is that they don't produce enough electricity. If you want a lot of electricity from solar power, for example, you need an enormous number of solar cell. They take up a lot of space and they are very ugly.

Interviewer: I see, yes. What about wind power?

Margareta: Well, it's the same problem with wind generators. You need a lot of wind generators to nuke enough electricity for a small town. And they are very, very noisy' Nobody wants to live near wind generators. And of course, we don't have wind all the time.

Interviewer: No. Are there other ways to make electricity?

Margareta: Oh yes! We are experimenting, for example, with wave generators.

Interviewer: What, are they?

Margareta: Well, wave generators use the power of the sea. As the sea moves backwards and forwards. It turns a generator, Interviewer. That's very clever!

Margareta: Yes. The problem is that the best place for a wave generator is at the mouth of a river. This makes it very difficult for ships. They can also cause floods.

Interviewer: That's interesting. Does this mean it is impossible to use alternative ways to make electricity?

Margareta: Oh no! There are problems, but they are much cleaner than normal ways- Coal, for example, is very dirty.

Задания базового уровня

  1. Как вы думаете, о каких проблемах альтернативных источников энергии пойдет речь в передаче? Представьте себе, что вы живете рядом с ветровым генератором. Выписать ключевые слова и фразы.
  2. Работа в малых группах. Прослушайте только часть радиопередачи (например, о солнечных батареях) и обменяйтесь услышанной информацией с другой группой.
  3. Выписать ответы репортера на вопросы.

Задания повышенного уровня

  1. Продолжить передачу и обсудить другие источники альтернативной энергии.
  2. Написать небольшое сообщение о радиопередаче в виде газетной или журнальной статьи.

Чтение «WALKERS FIND MYSTERY BODY IN THE ALPS».

Задание: Несколько лет назад люди нашли что-то в горах, об этом говорится в газетной статье. Эти слова из статьи. Как вы думаете, о чем она? «Tourist, a body, snow, police, archeologists, 4000 years ago.» Прочитайте статью и проверьте свои предположения.

LAST THURSDAY, two people discovered a body in the snow on the border of Italy and Austria. Helmut and Erika Simon found an axe, a bow and twelve arrows near the body. The body had, boots on, filled with grass. Mr and Mrs Simon called the police immediately. Archaeologists also went to see the body. They think the body is probably over4,000 years old. Dust from a sandstorm melted the snow over the body. Archaeologists from Rome and Vienna say that the body can tell us a lot about life thousands of years ago. The body is one of the most important discoveries for a long time. In 1950, archaeologists found some bodies in Denmark. They were also over 4,000 years old.

Задание базового уровня

  1. Выписать из текста числительные или слова, написанные с заглавной буквы, и попросить учеников угадать, о чем рассказ.
  2. Выписать ключевые слова и фразы и попросить учеников предсказать, о чем будет текст.
  3. Выписать ключевые предложения из текста и перевести их.
  4. Рассмотреть картинки и иллюстрации к тексту и попросить учеников угадать, о чем будет текст.
  5. Рассмотреть картинки и иллюстрации и составить список слов для их описания, просмотреть текст, найти в нем слова из вашего списка.
  6. Прочитать заголовок и подзаголовок и попросить учеников угадать содержание текста, прочитать текст и проверить свою догадку, найти подтверждения в тексте.
  7. Разделить текст на смысловые части, а класс на группы , каждая группа читает свою часть текста. Разделить текст на смысловые части, попросить учеников выписать на доске их заголовки, ключевые слова или фразы к каждой части.

Задания повышенного уровня

  1. Составить вопросы по содержанию текста.
  2. Составить предложения типа true \ false по содержанию текста.
  3. Дописать по одному предложению к каждому абзацу.
  4. Рассмотреть иллюстрации, прочитать заголовок и составить список идей, которые могут содержаться в тексте.
  5. Закрыть листком бумаги последние слова в предложениях (абзацах) и попросить учеников дописать те слова, которые, по их мнению, подходят по смыслу.
  6. Прочитать текст в очень быстром темпе, записать (рассказать) как можно больше информации из текста и обменяться записями.
  7. Прочитать текст два раза, закрыть книги и составить предложения со словами, которые записаны на доске.
  8. Дописать продолжение текста.
  9. Работая в паре, составить интервью для радио или телевизионной передачи, драматизировать его.

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
  2. Перминова Л.М.,    Взаимосвязь стандартов первого и второго            поколений / Л. М. Перминова// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
  3. Карабанова О. А., Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  4. Балашова А.И.,    К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
  5. Бушковская Е.А.,Тоболкина И.Н. Методическое сопровождение в исследовательской деятельности обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию индивидуальных проявлений и использование витагенного опыта., «Томский ЦНТИ»,2006.-С. 15