ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

Лучка Галина Семеновна

Что такое "игра", ее место в уччебном прцессе. Характеристика игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

           МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

               ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В                                                              ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

                                                               Выполнил(а)           Лучка Г.С.

                                                               

Санкт-Петербург

 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ   ……………………………………………………………………3

  1. ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ…………………………………………5

  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ……………………………………………………13

  1. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ………………………………………. …. …………………16                                

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……..19

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..………………………20

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 21    

        

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                      Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу

времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К ее основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда.

 К основным способам оптимизации процесса преподавания относятся: комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития; конкретизация их с учетом особенностей учащихся; выбор оптимальной последовательности этапов урока; обоснованный выбор методов, форм и средств обучения; дифференцированный подход к ученикам; определение оптимального объема и сложности домашнего задания; комплексный анализ результатов учебно-воспитательного процесса. [10,с.3]

Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.

    Как известно из методики, обучение может быть только тогда эффективным и действенным, когда учитель умеет использовать все существующие методы в совокупности, в зависимости от поставленных им целей и задач. Чем разнообразнее методы и отобранные учебные материалы, которые предлагает учитель своим ученикам, чем больше он предлагает захватывающих заданий, которые требуют напряжения сил, но дадут хорошие возможности учащимся достичь успеха, тем большим будет его вклад и помощь в достижении стоящих перед учащимися целей; тем больше удовольствия они получат в своем путешествии в страну новых знаний. [7,с.7]  

   Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. [10,с.9]  

В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, как общественная серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Дидактическое значение игры было доказано еще К.Д. Ушинским. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,  Д.Б. Эльконина  и др. Ценными являются и практические исследования таких ученых, как      Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, В.В. Петрусинский, Л.С. Выготский, В.Ф. Смирнов и др. Следует отметить, что К.Д. Ушинский,  Дж. Сели, К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюли связывали игру с развитием мышления. Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра – это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память + мышление + воображение.

Хочется привести в качестве примера известное высказывание К.Д. Ушинского, который характеризует игру следующим образом: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставлением материала для построек, которыми уже самостоятельно займется сам ребенок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы купите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряд солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, — и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться воспитатели». [25,с.440]  

 По определению М.Ф.Стронина, игра — это «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». [24,с.3]

 Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    - коммуникативную (освоение диалектики общения);

    - диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

    - игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

    - самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);

    - межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

-  социализации (включение в систему общественных отношений);

    -  эстетическую (наслаждение, которое испытывается от игры).
      Здесь следует добавить, что, если мы обратимся к исследованиям Ф. Шиллера, то именно он говорит об эстетической функции игры. Для него игра - наслаждение, связанное со свободой от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил. Он говорит, что «предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием, служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всего того, что в обширнейшем смысле слова называется красотой». [27, с. 242]

Из этого высказывания становится ясно, что для Ф. Шиллера игра - это эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое по Ф. Шиллеру, доставляется игрой. Указание на эстетическую функцию игры мы можем встретить и у таких ученых, как           Г. Спенсер и В. Вундт.

Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1.  в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;        
  2.  как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;
  3.  в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
  4.  возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. [10, с.12]

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

   - игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

            - обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;

            - игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников;

            -  игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

-  в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

-  обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;

-  состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся;

         -  в игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

-  игра занимает особое место в системе активного обучения; она синтетична, так как является одновременно и методом и формой  организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

        Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями.

        В игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке.  Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются  порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий -  все это дает возможность преодолеть стеснительность,  мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми. [10, с.13]

       Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

      -   создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

         -  обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

         - тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

 Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

       -  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

       -  учебная деятельность подчиняется правилам игры;

       -  учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. [10,с.12]

        Функции игровой методики                                                          Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное отношение к партнеру по игре. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращении урока в интересное и необычное событие.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся.

5) Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему. [10, с.15]

         6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что    осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены к жизненным ситуациям (в этом случае речь может идти о ролевой игре).

         7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.  

Классификация игр

Говоря о классификации игр, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж..Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:

- игры-упражнения — первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);

- символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);

- игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми. [10, с.16]

Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:

       - игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;

       - игры-импровизации, где действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации;

       - игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;

       - деловые игры, в которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных связей и взаимоотношений между разными уровнями управления и организации. [1, с.81]

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида таких игр:

  1.  подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;
  2.  творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

По виду деятельности игры делятся на:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социальные;
  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1.  обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  2.  познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4.   коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

  • предметные;
  • сюжетные;
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • игры-драматизации.

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения. [10, с.18]

Что касается Г. Хайда, то он считает, что на уроке иностранного языка можно применять «игры с языком», «игры на языке» и «игры по плану». Рассмотрим подробно его концепцию.

а) Игры с языком используют в качестве материала язык. Чаще всего эти игры вводятся для тренировки правописания, лексики или синтаксиса. Если игры такого рода используются для заучивания форм, правил и структур, тогда они полностью теряют свой характер игры и сводятся к упражнениям на автоматизацию.

Такое часто происходит, если отсутствует дидактическое рассуждение или обоснование мотивации обучения. Закрытость игры и выделение роли учителя делают эти игры неподходящими для коммуникации на уроке иностранного языка.

б)        В "играх по плану" определяются функции фрагмента действительности, которые представлены в модели действительности. В игре дается задание, которое играющие должны выполнить на основании определенных условий. Учащиеся используют эти данные. При этом игроки оказывают влияние на ход игры и приобретают опыт использованных в игре функций.

в)        К "играм на языке" прежде всего относится ролевая игра. Во время ролевой игры происходит взаимовлияние, взаимосвязь партнеров. Ролевая игра доставляет удовольствие детям, и они готовы играть спонтанно. [10, с.20]

Другие исследователи, А. Мейли и А. Дафф, наиболее адекватным приемом обучения говорению считают различные формы драматизации. Они обращают внимание на близость обстоятельств, стимулирующих овладение языком,  к театральным. Они писали, что «театр является своеобразной лабораторией, в которой создаются речевые поступки».

А. Мейли и А. Дафф выделяют следующие формы драматизации как разновидности ролевой игры:

  •  пересказ текста от имени действующих лиц;
  •  диалог;
  •  импровизация;
  •  ролевая игра.

Другой автор, Робин К. Скарселла,  считает ролевую игру отдельной формой игры. Видами игры он считает:

  •  ролевые игры;
  •  драматизации;        
  •  симуляции. [7, с.20]        

Итак, сделав краткий обзор взглядов отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой классификации игровой деятельности, попытаемся суммировать предлагаемую классификацию, которая объединила бы все перечисленные типы. Все игры можно подразделить на:

  •  подвижные;
  •  строительные;
  •  интеллектуальные;        
  •  условные. [10, с.21]        

Место игры

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр может быть эффективен при введении нового материала. [10, с.22]Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Урок английского языка – это не только игра. Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения и поэтому мы можем говорить только об использовании определенных игровых ситуаций .

Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  1. В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр. Психологи и педагоги по-разному рассматривают проблему. Первые дают их общую классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги же обращаются к дидактическим играм, подразделяя их на речевые и языковые.
  2. Зарубежные ученые предлагают свою классификацию учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию. Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающихся в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем
  3. В настоящее время методистами разработано большое количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению. [10, с.23]

Формулируя выводы о роли и месте игры в системе обучения хочется подчеркнуть , что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Это означает , что она «проникает» в них и, напротив, включает в себя в синтезированном виде следующее: «мозговой штурм», анализ конкретной ситуации, работу в парах и в малых группах. [10, с.26]

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Особое внимание уделяется дидактическим играм, в которые входят языковые, или подготовительные, и речевые, или творческие. К языковым играм относятся орфографические, лексические, фонетические и грамматические (примеры этих игр приводятся в приложении), целью которых является формирование соответствующих навыков, а к речевым можно отнести:

- ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения применяются знания реального учебного предмета;

- ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;

- деловые – предполагается конкретная проблема, имеется дело.

В процессе обучения могут быть использованы и другие игры, разработанные отечественными и зарубежными методистами.

Фонетические игры

 

Такие игры рекомендуются для развития фонематического и интонационного слуха. Приводим  пример одной из них.

Словесный аукцион. Учитель объявляет: «Продается звук …!» Ребята называют известные им слова (с переводом), содержащие этот звук. Выигрывает тот, кто последним назовет слово. Ведущий аукцион учитель после каждого названного слова считает до трех, после счета «three» объявляет: «Продано!» - и вручает победителю картинку с изображением звука или маленький приз. Темп счета зависит от сложности задания: если ребята знают много слов с этим звуком, игра может затянуться и наскучить, а учитель забудет, какие слова уже были названы, поэтому в этом случае счет ведется быстро; если же звук редкий, считать нужно медленно. Можно ограничить словарь только названиями предметов, которые находятся в классе. ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Орфографические игры

Цель данных игр – упражнение в написании иноязычных слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания. Приведем пример одной из таких игр.

     Сборка слова. Слово собирается, как разборный домик – из готовых частей (букв). Каждый получает набор букв, из которого нужно составить слово так, чтобы не осталось лишних элементов. Можно выдать задания на карточках в виде кружочков, в которых в беспорядке помещены буквы данного слова, как это делается в учебнике Д. Хайндлер «Your Ticket  to English» (Wien). Еще интереснее для ребят задания, заключенные в фигурки. Сначала это могут быть фигурки-подсказки. Например, можно так задать слова на тему «Животные». Затем фигурки могут быть одинаковыми, например, вписанные в изображения воздушных шариков буквы подсказывают, в какой цвет нужно их раскрасить.  [19, с.93].  ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Грамматические игры

Такие игры преследуют следующие цели:

- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.

Для работы с модальными глаголами можно предложить следующую легенду.

MUST – рыцарь без страха и упрека. Категоричен, не терпит возражения. Любит начальственный тон. Исповедует принцип: «Сказал – отрезал». Шутливое прозвище при дворе Его Величества – «Солдафон». За особые заслуги перед грамматическим Отечеством имеет две привилегии:

  1. При наличии присутствия Его Светлости Герцога Must в предложении Черный Рыцарь (глагол) обязан в знак уважения к заслугам столь высокой особы снимать свой инфинитивный шлем to.
  2. На королевской службе, на пирах и балах Его Светлость Герцог Must имеет привилегию обходиться без каких бы то ни было окончаний.

В целях ограничения влияния Герцога Must на грамматический уклад жизни Королевства ему запрещено появляться в предложениях Прошедшего и Будущего времени в значении «должен».

SHOULD – утонченная натура. Мягок  и галантен по природе. Избегает категоричности в суждениях. В отличие от родного брата, Герцога Must, Герцог Should предпочитает обходиться без приказного тона во взаимоотношениях с подчиненными. На службе и в быту следует принципу: «Всем следует делать то, что следует». При дворе Его Величества слывет большим интеллигентом.

  1. OUGHT – замкнут, крайне редко появляется при дворе. Обладает развитым чувством долга. Шутливое прозвище – «Моралист». Имеет привилегию везде и всюду обходиться без каких бы то ни было окончаний.

 С нашей точки зрения, если на уроках объяснять грамматику таким образом, то ученики будут хорошо усваивать ее. Они будут ждать следующего урока, чтобы услышать новую сказку про придворных Королевства Грамматики. Конечно, каждый учитель сможет сочинить свою сказку, которая поможет его ученикам в правильном понимании грамматики иностранного языка. [4, с.52]

Лексические игры

Данные игры преследуют следующие цели:

- познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую ситуацию. [5, с.192]

Приведем пример лексической игры.

Времена года. Учащиеся делятся на 4 команды. Каждая получает карточку с названием сезона. Команда составляет как можно больше предложений, но время года не называет. Соперники должны угадать, о чем идет речь. Выигрывает та команда, которая составит больше правильных предложений.

Можно дать опоры в виде картинок или отдельных слов. ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Рассмотрим задания-ориентиры.

Задание одно у всех – описать картинку. Три сказочных героя, Дюймовочка, Красная Шапочка и Золушка дают разные виды опор. Дюймовочка – вставить пропущенные слова. Красная Шапочка – ответить на вопросы. Золушка – описать картинку по ключевым словам. Задания выполняются от простого к сложному. В этом случае решается основная задача обучения – работать самостоятельно, гарантированное усвоение программного материала всеми учениками без увеличения времени и практически без дополнительных затрат. И что тоже очень важно, получение задания от сказочного героя позволяет стимулировать желание учащихся быть успешными.  ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому думается, что необходимо подробнее остановиться на ролевой игре.

Являясь учебной моделью межличностного группового общения, ролевые игры легко вписываются в урок и доставляют учащимся неподдельное удовольствие. Ролевая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных умений. Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Что касается собственно ролевых игр, то их вид и свойства можно представить следующей таблицей:

Вид ролевой игры

Свойства ролевой игры

1. Контролируемая

Участники получают необходимые реплики

2. Умеренно

    контролируемая

Учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей

3. Свободная

Учащиеся получают обстоятельства общения

4. Эпизодическая

Разыгрывается отдельный эпизод

5. Длительная

В течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов (например, из жизни класса)

                                                                                                                                             

                                                                                                                                      [7, с.59]  

В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр могут быть очень разнообразными, но они должны отражать конкретные условия из жизни.

Содержание игры – это то, что воспроизводится учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ученика в предлагаемую ситуацию, которая может отражать, например, лишь внешнюю сторону человеческой деятельности или отношения человека к своей деятельности и  другим людям. [7, с.61]

      Чтобы роль могла стать средством обучения, она должна отвечать целому  ряду требований, учитывающих как учебные задачи, так и индивидуальные особенности и потребности учащихся. Ролевая организация общения требует отношения к учащемуся как к личности с присущими ей особенностями, которая может предпочесть те или иные роли. Именно поэтому распределение ролей является ответственной педагогической задачей. Знание мотивов, интересов, индивидуальных отношений учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их личности. При подборе ролей  важно учитывать не только интересы учащихся, но и их психологические особенности. [7, с.63]
       Важную роль при распределении ролей играет учет социально-психологических характеристик учащихся, под которыми понимается статус учащегося в группе. Поэтому учитель должен сознательно управлять этим статусом, выдвигая то одного, то другого ученика на ведущие (лидерские) позиции в ходе организации игры. Целесообразно время от времени давать ученикам, занимающим в жизненной практике положение ведомых, роли главных героев, а лидерам коллектива (в психологии их называют "звезды") поручать роли персонажей, находящихся в зависимом положении (младший брат, сестра и т.д.). Особенно тщательно отбираются роли для учащихся, не пользующихся авторитетом в классе (так называемые "отверженные"). Такие ученики должны получать роли положительных личностей, имеющих влияние и популярность по сюжету игры.

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно-побудительную функцию.  [7, с.65]

Как уже говорилось выше, ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию.

Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое  стремление.[7, c.66]

        Технология ролевой игры состоит из следующих этапов:

  1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.
  2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, а также необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкций, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.
  1. Этап проведения — процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию, выполняя определенные роли.
  2. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации соответствующей области реальной ситуации.[7, c.68]

Ролевая игра может быть использована в качестве контрольного задания.

         Ученику предлагается представить себя в определенной роли в определенной ситуации и осуществлять общение в соответствии с данными инструкциями, которые в доступной форме объясняют суть задания.

Причем, как отмечает Артур Хьюз, ситуации могут быть детально описаны, или ученики должны самостоятельно их придумывать, в зависимости от возраста, уровня владения иностранным языком, опытом участия в ролевых играх.

Ролевые игры используются как тестовые задания для проверки:

-  определенных функций общения;

-  определенных структур (например, сообщение о краже, когда проверяется использование пассивных конструкций);

-  определенных лексических единиц по какой-либо теме (например, заказ билетов).

В последнее время учителя часто используют ролевые игры, основу которых составляют знания ситуации или их комплекс.[7, c.70]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам – это проблема организации обучения с использованием игровой методики.

Игре отводятся самые различные функции, которые были рассмотрены выше. Это и образовательная функция, и воспитательная, и многие другие. Думается, что использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащихся.[7, c.109]

Организуя ролевую игру, учитель возбуждает эмоциональную сферу учащегося. Ученик смотрит на себя через ту роль, которую он себе присваивает в данный момент, т.е. он становится совсем другим человеком, эмоционально сопоставляя себя с этим человеком. И в этот момент, вероятно, у него возникает желание стать взрослым и реально осуществлять именно ту функцию, которую он выполняет на уроке. В такой ситуации ролевая игра выступает как деятельность, имеющая отношение к потребностной сфере обучаемого. Психологи утверждают, что ученик выполняет одновременно как бы две функции: с одной стороны, он выполняет свою роль, а с другой, контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием предлагаемого речевого образца, но и контроля за использованием этого речевого образца. Таким образом, можно сделать вывод, что в ролевой игре имеется своеобразная «рефлексия». И это достаточно ценно для использования ролевой игры на уроках. Исполняя ту или иную роль, ученик перестает бояться языковых ошибок, и это помогает ему ориентироваться в ситуации и действовать уверенно.[7, c.110]

Использование различных игровых приемов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Ролевые игры и использованные приемы драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть «одной командой», постоянно помогая и поддерживая друг друга. Незнание определенной лексики или грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры, и от этого будут страдать все остальные ее участники. Поэтому при грамотной организации уроков учителем ученики всегда будут готовиться особенно тщательно, не желая подводить своих товарищей.

Использование игр на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определенную роль в переходе учащихся на новую, более высокую ступень психического развития.[7, c.111]

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. – М., Знание, 1987.
  2. Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. – М., Знание, 1983.
  3. Гальскова Н.Д. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе.-  Иностранные языки в школе №1, 1994.
  4. Гопаненко Л.В. Поучительные истории в Королевстве Английской Грамматики. – Залижная мова Рэспублiцы Беларусi №3, 2004.
  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., Просвещение, 1991.
  6. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранному языку. - Иностранные языки в школе №4, 1989.
  7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- КаРО, 2006.
  8. Копытова Т.И. Игровые приемы обучения грамматике английского языка младших школьников – Английский язык в школе №1(9), 2005.
  9. Минкин Е.Н. От игры к знаниям. – М., Знание,1987.
  10. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к языку культур. – Минск: ООО «Лексис», 2003.
  11. Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя – М., Наука, 2001.
  12. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. – Астрель, 2004.
  13. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательном учреждении. М., Просвещение, 1998.
  14. Стайнберг И.А. 110 игр на уроках английского языка. – Астрель, 2004.
  15. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М., Народное образование, 1996.
  16. Строник М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – М., 1994.
  17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8. – М.-Л.,1950.
  18. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. М.-Л., 1935.
  19. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. – СПб.,Специальная литература, 1999.
  20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Выступление на зональном семинаре "Спользование современных образовательных технологий в обучении английскому языку" с докладом "Использование игровых технологий на уроках английского языка"19.12.2011...

Игровые технологи на уроках английского языка

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?Среди разнообразных приемов организ...

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что для того чтобы поддержать интерес у ребят к предмету, необходимо использовать на уроках игровые технологии....

Игровые технологии на уроках английского языка.

Статья об использовании игровых технологий на уроках английского языка для достижений многих образовательных целей...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...