Методическая последовательность действий учителя на уроках английского языка.
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Цветкова  Алла  Николаевна

Настоящие схемы составлены по главным разделам  курса  теории и методики по организации урока и обучению аспектам языка .

   В них соблюдена логичная последовательность в переходе от одного вида упражнений к другому в рамках всего комплекса упражнений,

   Эта последовательность детализирована по. этапам освоения речевым материалом: ознакомлению, тренировке, употреблению.

    Схемы создают ориентировочную основу действий и могут быть использованы  студентами на педпрактике и молодыми учителями при подготовке и проведении практических занятий, при составлении планов-конспектов урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_posled.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Кировский лицей» Калужской области

Методическая последовательность действий учителя  на  уроках английского языка.

Составила:                                                                                                                                      учитель английского языка  Цветкова А.Н.

                                                                              Киров

                                                              2015г

   Настоящие схемы составлены по главным разделам  курса  теории и методики по организации урока и обучению аспектам языка .

   В них соблюдена логичная последовательность в переходе от одного вида упражнений к другому в рамках всего комплекса упражнений,

   Эта последовательность детализирована по. этапам освоения речевым материалом: ознакомлению, тренировке, употреблению.

    Схемы создают ориентировочную основу действий и могут быть использованы  студентами на педпрактике и молодыми учителями при подготовке и проведении практических занятий, при составлении планов-конспектов урока.

                                                                 

                                                              СХЕМА

последовательности действий учителя при составлении плана урока.

  1. Определите тему урока.
  2. Определите место данного урока в цикле уроков по теме.                                                                    
  3. Изучите методические указания к проведению этого урока по «Книге для учителя» и внесите коррективы с учетом индивидуальных особенностей группы.

      4. Определите тип и вид данного урока, четко сформулируйте цель и             сопутствующие задачи.

       5.Определите количество этапов урока и задачу каждого из них.

  1. Продумайте форму проведения и содержание начала урока.
  2. Подберите речевой материал и упражнения, адекватные задаче каждого этапа урока.
  3. Определите режим выполнения каждого упражнения и языковые средства для реализации поставленной задачи.
  4. Определите способы контроля навыков и умений учащихся на уроке.
  5. Подготовьте необходимый наглядный и раздаточный материал, требуемый для достижения цели данного урока с учетом  индивидуальных особенностей каждого учащегося.
  6. Оптимально распределите рабочее время по этапам урока.
  7. Продумайте форму разъяснения домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей группы.

СХЕМА

анализа урока иностранного языка.

  1. Тема и тип урока.

Правильность определения и формулировки дели урока; сопутствующие задачи урока

  1. Структура урока:

- основные этапы урока;

 - формулировка целей каждого этапа и степень их реализации;  

 - связь между отдельными этапами урока.

  1. Методическая организация учебного материала:

 -объем учебного материала, запланированного на урок;

 - способы методической организации учебного материала и их соответствие этапам работы над языковым материалом (ознакомление, тренировка, применение);

 -  связь нового материала с пройденным;

  - привлечение дополнительного материала в соответствии с задачами у рока;

  - учет основных трудностей при введении и активизации нового материала,

      4. Контроль навыков и умений:

  - соответствие приемов контроля поставленной задаче;

   - фиксация ошибок учащихся, использование  соответствуюших  приемов исправления ошибок;

    - владение приемами комплексного учета уровня  обученности учащихся.

         5..Виды работы на уроке:

    -  соответствие видов работы типу урока;

     - разнообразие приемов работы;

     - эффективность каждого вида работы;

       - подготовленность домашнего задания ходом урока.

       6.  Технология урока:

    - четкость целевых установок на уроке;

   - использование индивидуального подхода к учащимся;

    - организация различных режимов работы на уроке;

    - использование доски, опор,  информационных средств;

    - подведение итогов урока,

    7.  Уровень профессиональной компетенции;

    - умение владеть классом;

     - умение общаться с учениками, использовать  обращенную речь;

     - способность перестраиваться в связи с изменением ситуации на уроке;

     - качество подготовки к уроку;

     - качество владения учебной информацией (в содержательном и языковом     аспектах;      

8.     Выводы по уроку:

   - оценка урока;

   - предложения по преодолению недостатков;

- перспективы планирования следующего урока.

                                                   

                                                             

                                                                   СХЕМА

методической последовательности действий учителя на уроке по формированию и совершенствованию произносительного навыка у учащихся

-Восприятие нового звука во фразах, словах, изолированно.

-Выделение из ряда прослушанных слов тех, в которых содержится новый звук (путем поднятия сигнальной карточки или руки).

-Объяснение артикуляции вводимого звука (сравнение с родным языком, другими звуками иностранного языка).

-Выполнение упражнений на артикуляционную гимнастику.

-Произнесение вслед за учителем звука, слов, фраз с новым звуком.

-Повторение вслед за учителем или диктором данного звука в оппозициях (глухой - звонкий, долгий - краткий, палатализованный - непалатализованный и т.д.).

-Повторение вслед за диктором постепенно усложняющихся речевых образцов.

-Самостоятельное произнесение данного звука учащимися.

-Совершенствование произносительных и интонационных навыков в процессе разучивания стихов, рифмовок, скороговорок, диалогов и использования фонетических игр.

                                  Методические  приемы  обучения  произношению.

Формирование

Формирование

Совершенствование

          первичных

произносительных

произносительных

произносительных

навыков

умений (введение

навыков

фонем)

- использование

- Дифференцировка

- фонетическая

звуков-помощников

зарядка

- фиксация

-

- чтение вслух

артикуляции

- утрирование

- подстановка

- заучивание

артикуляции

наизусть

СХЕМА

последовательность действий учителя и учащихся по формированию рецептивного лексического навыка.

 1 этап.   Ознакомление с новыми лексическими единицами

  1. Предъявление ЛЕ на слух (в речевых образцах, в аудиотексте) или в письменном контексте (на доске, карточке, в учебнике).
  2. Сообщение обучащимся правила - инструкции (памятка) для распознавания производных (сложных, конвертированных) слов.
  3. Определение учащимися значения ЛЕ:

а) на слух:

  • определите по звучанию слова, с какими выученными ранее ЛЕ оно соотносится по общности значения ;
  • раскрытие значения слово по его дефиниции;
  • объясните на родном языке разницу в значении синонимов, употребленных в двух предложениях, и т.д.;

б) визуально, по формальному признаку:

  • прочитайте слова и скажите, от каких слов они образованы; определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова;
  • разложите сложное слово на компоненты и т.д.;

в) визуально, по семантическому признаку:

  • найдите синонимы, антонимы ряду данных слов;
  • найдите в тексте слова, относящиеся к определенной теме, и т.д.

2 этап.     Тренировка (автоматизация) лексических навыков        (формирование рецептивных лексических навыков)

1.Воспроизведение учащимися ЛЕ изолированно и в связном контексте:

  • повторите за диктором (учителем) слово, предложение, обращая внимание на его звучание (написание);
  • запишите слово, заполнив пропущенные буквы;
  • прочитайте пары слов, обращая внимание на различие в звучании.
  1. Выполнение учащимися языковых и условно-речевых подстановочных и трансформационных упражнений с новыми ЛЕ:
  • составьте из приведенных компонентов сложное слово по образцу и запишите его;

СХЕМА

последовательности учебных действий учителя и учащихся по овладению рецептивным грамматическим навыком.

1 этап. Ознакомление с новым грамматическим явлением

  1. Установка на восприятие речевого образца, содержащего новое грамматическое явление, с целью его осмысления.
  2. Представление нового грамматического явления в письменном или устном контексте в последовательности от введения формообразующих признаков к раскрытию его значения,
  3. Определение учащимися значения и формы нового грамматического явления на основе анализа нескольких контекстов:
  • найдите в тексте предложения с новыми грамматическими явлениями;
  • прочитайте пары предложений и установите, в чем их различие; прочитайте предложения и определите значение (функцию) данного грамматического явления и т.д.
  1. Формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки грамматического явления и его эквивалент в родном языке учащихся:
  • на основе таблиц (правила-инструкции) определите формальные признаки нового грамматического явления;
  • переведите предложения на родной язык;
  • переведите все возможные способы оформления данной мысли на родном языке и т.д.
  1. этап. Тренировка грамматического явления в чтении и аудировании

1.Чтение предложений (микротекстов) учащимися и их анализ с целью усвоения дифференциальных признаков изучаемой грамматической структуры.

  • найдите в тексте изучаемую конструкцию;
  • объясните употребление данной грамматической формы;

выпишите из текста все грамматические формы — ing и определите их функцию;

  • подчеркните форму ... и т.д.
  1. Подстановка новых ЛЕ в грамматическую конструкцию (устно и письменно):

составьте предложения, используя подстановочную таблицу;

  • заполните пропуски, выбрав подходящую словоформу из приведенных ниже;
  • замените выделенную форму по образцу и т.д.
  1. Трансформация грамматических конструкций (замена, сокращение, расширение, перифраз):

измените структуру данного предложения., заменив ..,;

  • сократите предложения;
  • перефразируйте предложения;

выразите ту же мысль другими языковыми средствами

3этап. Применение грамматических явлений в чтении и аудировании

  1. Прислушивание аудиотекста, включающего данное грамматическое явление, контроль его понимания учащимися с последующим обсуждением затронутой в тексте проблемы.
  2. Чтение учащимися микротекстов (текстов) с новым грамматическим явлением и контроль понимания прочитанного:
  • прочитайте текст и выборочно переведите его;
  • прочитайте текст и найдите ключевые предложения.

Опорный конспект

Формирование навыков грамматического оформления иноязычной речи

Ведение речевого образца

Тренировка грамматической структуры

Активизация речевых образцов

- раскрытие значения (функции)

имитация

- в устной речи

- объяснение особенностейформообразования, значения и употребления

- подстановка

- в письменной речи

- дифференциация

- трансформаци

- репродукция

- комбинирование

>

 Литература:

  1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. - М., 2010.
  2. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку. - М., 2000.
  3. Колкер Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи. - ML, 2002.
  4. Верининова Ж.Б. Обучение английскому языку с опорой на специфику баз изучаемого и родного языка. // ИЯШ 1994 №5.
  5. Детлин B.C. Как обучать грамматически правильной речи. // ИЯШ 1998 №1.

       6.    Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

Методическая разработка интегрированного урока английского языка по теме "Устройство и принцип действия трансформаторов"

Предлагаемая методическая урока предназначена для проведения интегрированного урока в группах СПО по специальности "Обслуживание электрического и электромеханического оборудования" совместно с препода...

Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе «Приглашение к действию»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Тема: «School life» («Школьная жизнь»).Цель урока: сформировать коммуникативную компетенцию обучающихся на основе изученных ЛЕ...