Программа элективного курса "Коммуникативная грамматика"
элективный курс по английскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Цель данного курса - обобщение, закрепление и систематизация языкового, грамматического и коммуникативно-речевого опыта, приобретенного обучающимися в рамках базового курса, а также овладение новым лингвистическим материалом, необходимым для успешного общения в реальных повседневных ситуациях на основе изученной грамматики английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к программе элективного курса

«Коммуникативная грамматика английского языка»

Данный курс предназначен для учащихся 9-11 классов, желающих углубленно изучать английскую грамматику для повседневной коммуникации, а также обобщить и закрепить базовый  грамматический материал  в процессе коммуникации устной и письменной речи на английском языке. Курс  рассчитан на 17 часов.

         При разработке программы мы ориентировались на Федеральный Стандарт среднего (полного) общего образования по иностранному языку и опирались на российский и зарубежный опыт преподавания и изучения современных языков международного общения. При отборе содержания данного курса  в качестве основного источника использовалось учебно-методическое пособие: «Communicative Grammar», издательства Кэмбриджского университета, автор Лео Джонс, а также дополнительные пособия: «Grammar  in Use», автор Раймонд Мерфи, сборник текстов и упражнений «Учимся говорить по-английски», авторы В.С. Шах-Назарова и другие, издательства «Светотон»;  «Употребление времен в английском языке», автор Р. В. Паттерсон, «Разговорный английский язык», авторы В.М. Войтенюк, А.М. Войтенко, издательства «Буклет».

Основная цель данного курса - обобщение, закрепление  и систематизация языкового, грамматического и коммуникативно-речевого опыта, приобретенного учащимися в рамках базового курса, а также овладение новым лингвистическим и речевым  материалом, необходимым для успешного общения в реальных повседневных ситуациях на основе изученной  грамматики английского языка.

Задачи курса

  • реализовать интерес к предмету, расширять диапазон базовых знаний;
  • расширить объем грамматических и лингвистических знаний и умений;
  • совершенствовать культуру общения (устного и письменного) с различными коммуникативными намерениями;
  • развивать умение пользоваться базовыми знаниями по английскому языку для реализации целей, связанных с ситуациями реального общения в повседневной жизни;
  • развивать коммуникативную культуру и социокультурную компетенцию   учащихся, что позволит им участвовать в межкультурном общении  в социально-бытовой  и  учебной  сферах;
  • развивать общекультурные умения собирать, систематизировать и обрабатывать различные   виды  лингвистической информации, интерпретировать ее и использовать при решении коммуникативных, коммуникативно-познавательных и познавательно-поисковых задач.

В рамках данного курса осуществляется дальнейшее формирование коммуникативной компетенции учащихся.

  • Речевая компетенция – умение строить свое речевое и неречевое поведение с учетом ситуации и статуса партнера по общению;
  • Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, систематизация языковых явлений, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет углубленного изучения грамматического материала;
  • Социокультурная компетенция –  совершенствование умения строить свое речевое и неречевое поведение с учетом ситуаций общения,  умение адекватно понимать лингвокультурные факты, основываясь  на сформированной ценностной ориентации.
  • Учебно-познавательная – развитие специальных учебных умений, способствующих овладению иностранным языком, повышающим его продуктивность; использовать английский язык в целях продолжения образования и самообразования.

Грамматические навыки говорения и письма формулируются на основе ранее изученных и новых грамматических явлений:

  • Основные категории имени существительного (The Noun)
  • Времена английского глагола (The Tenses)
  • Страдательный и действительный залог глагола (Active/Passive Voice)
  • Наклонение глагола (Mood)
  • Неличные формы глагола (Non- Finite Forms of the Verb)
  • Модальные глаголы (Modal Verbs)
  • Косвенная речь (Reported Speech)
  • Степени   сравнения   имен   прилагательных  и   причастий   (Degrees  of Comparison of the Adjectives and Adverbs)
  • Придаточные предложения (Relative Clauses)
  • Условные предложения (Conditionals)

Организация учебного процесса на курсе 

Данный курс построен на интерактивных формах обучения: ролевых и деловых играх, драматизациях, интервью, телефонных беседах, коммуникативных играх, дискуссиях.

Основные используемые технологии обучения: коммуникативная технология, личностно-ориентированный подход.

Используемы методы

  • Основные методы организации учебной деятельности: словесный, наглядный, поисковый, приобретение опыта практического владения языком в ходе интерактивных форм организации учебного процесса.
  • Коммуникативный метод, предполагающий общение в реальных ситуациях  и опирающийся на содержательную сторону речи.

Деятельность на занятиях представлена в большей степени парной и групповой, а также  индивидуальной и  фронтальной формами работы.

Приемы работы делятся на приемы обучения и приемы контроля.

К приемам обучения можно отнести:

  • введение нового лексического и грамматического материала, включающее работу со словарями, грамматическими справочниками;
  • создание коммуникативных ситуаций, включающих ролевые игры и игры - драматизации, интервью и драматизацию ситуаций  повседневного общения, дискуссии на разные темы.

Данный курс организован по просьбе учащихся 9-х классов. Исходя их этого, учащимися проводится рефлексивная деятельность, направленная на осмысление собственных действий для достижения ими оптимальных результатов в учебной деятельности.

  • Рефлексия содержания учебного материала
  • Самоанализ деятельности и результатов

Учащиеся заполняют  листы самооценки, где они сами могут определить свой уровень достижений по предложенным критериям.

 Приемы контроля направлены на выявление уровня достижений учащихся – рефлексия, заполнение листа самооценки, выполнение контрольного тестирования, устный контроль.

Предполагаемые результаты по окончании курса:

  • овладение знаниями, умениями и навыками в области повседневного общения в ситуациях, приближенным к реальным;
  • развитие индивидуальных коммуникативных умений;
  • значительное повышение уровня рефлексии и самооценки деятельности;
  • развитие умения прогнозировать и планировать результаты  своей деятельности.

Содержание курса

Предметное содержание речи.

Типичные ситуации устной и письменной коммуникации в условиях повседневного общения.

Виды речевой деятельности:

Говорение

  • совершенствование умений вести все виды диалога на основе расширенной тематики в заданной ситуации официального и неофициального общения.
  • участие в дискуссии с соблюдением норм речевого этикета, принятого в стране изучаемого языка;
  • участие в беседе, демонстрирующее умение запрашивать и обмениваться информацией, аргументированно высказывать свою точку зрения, вносить дополнения и пояснения, выражать эмоции различного характера.
  • Развитие творческого потенциала учащихся посредством ролевых и других интерактивных форм.
  • Развивать умение публичных выступлений.

Аудирование

Дальнейшее развитие навыков понимания высказываний собеседника в рамках изучаемой тематики или в области личных интересов;

  • Развитие умений определять тему/проблему, выделять факты/аргументы в соответствии с поставленным вопросом, обобщать информацию, определять свое отношение к ней.

Чтение

  • Совершенствование навыков работы с аутентичными текстами различных стилей с использованием различных стратегий чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового/поискового.
  • Развивать умения выделять факты, оценивать важность/новизну/достоверность информации, понимать проблематику текста, отбирать значимую информацию.

Письмо

  • развитие умений писать личное/деловое письмо с использованием стандартных приветствий, выражений-клише для создания вежливых и убедительных писем.
  • сообщать сведения о себе в форме, принятой в англоязычной стране (автобиография, резюме, анкета, формуляр);  

Перевод

  • Развивать  умения письменного и устного перевода с английского языка на русский язык текстов определенной тематики.

                                         

Уровни достижений учащихся

  • «Низкий» (рецептивно-продуктивный). Ученик владеет материалом на уровне распознавания и различения отдельных фактов, элементов речи, которые обозначаются учеником отдельными словами или предложениями. Материал излагается бессвязно, отдельными односложными предложениями. В говорении проявляется умение изложить материал в виде отдельных фрагментов, являющихся незначительной частью учебного материала, на элементарном уровне.

  • «Средний» (репродуктивный). Ученик способен воспроизвести часть текста или построить собственное, незначительное по объему, высказывание с помощью учителя или другого собеседника; словарный запас развит недостаточно, речь не является беглой. Знание лексики и грамматики демонстрируется на репродуктивном уровне, учащийся затрудняется их самостоятельно использовать. В беседе в основном полагается на информацию собеседника, не может ее использовать ее для своих целей. Может возникнуть барьер из-за частоты ошибок. Коммуникативная задача выполняется частично.  

  • «Достаточный» (конструктивно-вариативный). Ученик может воспроизвести лексико-грамматические единицы в устной и письменной речи, использовать изученный материал на уровне стандартных ситуаций, частично контролирует свои учебные действия, приводит отдельные примеры. Умеет читать, понимать информацию, расспрашивать собеседника на уровне общих вопросов. Имеются незначительные погрешности в произношении, но большая часть сообщения понятна собеседнику. Хороший темп, предложения интонационно окрашены. В грамматических конструкциях допускаются негрубые недочеты, но смысл сказанного/написанного не искажается. Словарный запас достаточный. Ученик может контролировать собственную деятельность, исправлять свои ошибки и давать самооценку. Коммуникативная задача выполняется.

  • «Высокий» (творческий). Богатый в классическом и стилистическом смысле словарный запас, речь беглая, связная. В устной и письменной речи предложения выстроены грамотно, отсутствуют грамматические ошибки. Ученик успешно реплицирует, проявляет инициативу и способность к расширению разговора. Ученик проявляет умение работать с учебным материалом, определяет цели деятельности, оценивает явления и высказывания; умеет работать с различными источниками информации, самостоятельно использует их в связи с поставленными коммуникативными задачами, которые успешно решает. Предложения интонационно окрашены, ученик может задать различные типы вопросов и способен передать любую информацию по аспектам, затронутым в беседе. Демонстрирует творческие способности и самостоятельность в ситуациях деловой/ролевой игры. Самостоятельно развивает способности, делает самооценку.

Использованная литература:

  1. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.
  2. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001.
  3. Соловова Е.Н.. Разработка авторских программ и курсов.// Иностранные языки в школе. – 2004. - №4-5
  4. Соколова Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся //Иностранные языки в школе. – 2005. - №1. – с.19.  
  5. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», «Cambridge University Press», 2001г.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Лео Джонс. Учебно-методическое пособие «Communicative Grammar» -  Cambridge University Press, 1999.
  2. Раймонд Мерфи. Учебное пособие «Grammar  in Use» - Cambridge University Press, 1996
  3. Шах-Назарова В.С. Учебное пособие «Учимся говорить по-английски», М. «Светотон», 1999
  4. В.М. Войтенюк, А.М. Войтенко. «Разговорный английский язык», - М.: «Буклет», 2006.
  5. Контрольно-измерительные материалы

Календарно-тематическое планирование

           № урока

Дата

   Тема урока

     Содержание урока

Тип урока (по главной цели урока)

Основные методы и формы работы на уроке, используемая технология

ЗУН (в том числе УУД), компетентности и личностные достижения

Методологическое и материально-техническое оснащение урока

   изучение языка

речевые умения

   

Лексика

Грамматика

Чтение

Аудирование

Письмо

Говорение

1

Входной контроль

Беседа с учащимися, выполнение тестовых заданий

Развитие коммуникативных

умений; контроль ЗУН

Фронтальная, индивидуальная работа

Временные формы английского глагола (простые, длительные, перфектные).

Вопросительная конструкция предложения в английском языке.

Виды вопросов

Вопросительные слова и фразы

Способы выражения будущего времени

Модальные глаголы

Аудирование

Уметь аудировать текст в аудиозаписи или в предъявлении учителя, находить в тексте запрашиваемую информацию;

Уметь решать коммуникативные задачи с разными стратегиями на основе прослушанного текста.

Чтение

Уметь читать и понимать тексты художественного и публицистического стиля, комментировать их, делать выводы и сопоставления.

Письмо 

Учащиеся должны знать и понимать как использовать грамматические стуктуры по теме (в объеме курса), находить их в аутентичном тексте и использовать в устной и письменной речи.

Говорение

Уметь провести интервью; знать и уметь задавать все типы вопросов; использовать заданные видо-временные конструкции.

Уметь составлять рассказ с опорой на лексико-смысловую и грамматическую таблицу, и наглядный материал.

Уметь вести диалог и выполнять нормы речевого этикета.

Тестовые задания

2

Как задавать общие вопросы?

Урок-интервью

Развитие речевых умений  и навыков

Коммуникативная технология; парная работа

Карточки с заданиями для диалогов

3

Где, как, почему? Задаем специальные вопросы.

Ролевая игра

Применение знаний и умений  на практике

Коммуникативная технология; групповая работа

Ролевые карточки

4

Что случилось?

Особенности простого прошедшего и настоящего совершенного времени

Развитие умений  и навыков устной речи

Инструктивно-практический; коммуникативная технология

Раздаточный материал с упражнениями

5

Что было, что есть, что будет?

Особенности употребления простых времен (настоящее, прошедшее, будущее)

Формирование коммуникативных грамматических  навыков

Продуктивно-практический

Раздаточный материал

6

Планы на будущее

Урок «Интервью со звездой». Способы выражения будущих событий.

Формирование новых знаний;  развитие аудитивных навыков, речевых умений

Коммуникативная технология; парная работа

Карточки с заданиями для диалогов, диск

7

Что могло бы произойти?

Выражение предположения. Знакомство со страноведческой информацией.

Практика чтения

Развитие умений и навыков работы с текстом; развитие навыков устной речи

Инструктивно-практический;

Коммуникативная технология

Материалы из Интернет - источников

           № урока

Дата

   Тема урока

     Содержание урока

Тип урока (по главной цели урока)

Основные методы и формы работы на уроке, используемая технология

ЗУН (в том числе УУД), компетентности и личностные достижения

Методологическое и материально-техническое оснащение урока

   изучение языка

речевые умения

Лексика

       Грамматика

Чтение

Аудирование

Письмо

                    Говорение

8

Вы не возражаете, если… Указания и просьбы.

Активизация в речи новых грамматических структур

Развитие умений  и навыков

Словесный,   объяснительно-репродуктивный; работа в парах

Условные предложения

Структура to be able to

Модальные глаголы

Структуры  I wish I were\ Would you mind…? \ I`d like to…

Фразовые глаголы

Пассивный залог

Говорение

Демонстрировать умение в монологической и диалогической речи, инсценировать заданные речевые ситуации, соблюдая требования к диалогу и выполняя нормы речевого этикета.

Демонстрировать умение участвовать в игре с элементами инсценировки речевой ситуации, выполнять различные задания, демонстрируя понимание текста.

Чтение

Уметь использовать готовый текст для расширения объёма продуктивного и рецептивного лексического минимума. Уметь читать  текст с выборочным пониманием нужной информации, овладеть  умением  передавать  содержание прочитанного с использованием тематической лексики.

Письмо

Уметь оформить официальное и письмо личного характера по заданной коммуникативной задаче.

Аудирование 

Уметь понимать тематические тексты, представляющие собой монологические и диалогические высказывания в предъявлении носителя языка, учителя или другого собеседника.

Раздаточный материал; карточки с фразами - клише

9

Что нам нужно сделать? Советы и предложения.

Построение высказывания на основе личного опыта

Формирование новых знаний и умений

Коммуникативная технология; Комбинирован-ный; парная работа

Карточки с заданиями для диалогов, диск

10

Жаль, что я не умею… Возможности и способности.

Речевые упражнения на основе аутентичного диалога

Развитие умений  и навыков чтения и устной речи

Комбинирован-ный; продуктивно-практический

Карточки с фразами - клише

11

Герундий или инфинитив?

Написание письма

Развитие умений и навыков письма на основе текста

Продуктивно-практический; индвидуальная

Раздаточный материал

12

Добавь предлог: что получилось? Глагол плюс предлог.

Речевые упражнения на основе аутентичного текста Практика чтения

Формирование новых знаний;  развитие речевых умений

Комбинирован-ный

Частично-поисковый

Раздаточный материал с упражнениями

13

Если бы мы только знали…!

Грамматическая игра для закрепления употребления условных предложений

Формирование новых знаний;  развитие речевых умений

Коммуникативная технология; парная работа

Раздаточный материал

14

Ее следует перекрасить! Пассивный залог.

Речевые упражнения на основе аутентичного текста Практика чтения

Развитие умений и навыков работы с текстом

Инструктивно-практический

Материалы из Интернет – источников

           № урока

Дата

   Тема урока

     Содержание урока

Тип урока (по главной цели урока)

Основные методы и формы работы на уроке, используемая технология

ЗУН (в том числе УУД), компетентности и личностные достижения

Методологическое и материально-техническое оснащение урока

   изучение языка

речевые умения

Лексика

           Грамматика

Чтение

Аудирование

Письмо

                    Говорение

15

Предлоги места и времени

Игра «Угадай, где это?»

Развитие умений и навыков

Инструктивно-практический

Предлоги места и времени in \ at \ during \ on \ near \ in \ by \ in  the end \ at the end \ besides \ among \ between

Говорение

Уметь употреблять предлоги места и времени в соответствии с коммуникативной задачей

Карточки с предлогами; раздаточный материал с заданиями

16

Контрольная работа

по материалам курса

Выполнение тестовых заданий по изученным темам

Контроль ЗУН

Индивидуальная работа

Тесты

17

Анализ к\р. Обобщение

Анализ и корректировка допущенных ошибок

Закрепление лексико-грамматических навыков

Продуктивно-практический; индвидуальная

Тесты

Приложение 1

                            Планирование контроля

1.Плановые контрольные работы 

 Урок № 1  Входной контроль (сентябрь)

 Урок № 16  Итоговый контроль (декабрь)

2.Учебные занятия по технологиям (№ урока, тема)

  • Коммуникативная технология (на системном уровне)
  • Игровые методы (ролевые, ситуационные, коммуникативные, деловые игры) (10%)

      Урок № 3  «Где, как, почему?» Ролевая игра

Урок № 13 «Если бы мы только знали…!» Грамматическая игра

Урок № 15 «Предлоги места и времени»  Игра «Угадай, где это?»

3.Другие нестандартные уроки (дискуссии, интервью, семинары) (10%)

Урок № 2  «Как задавать общие вопросы?» Урок – интервью.

Урок № 6  «Планы на будущее» Урок «Интервью со звездой»

Учебные занятия по технологиям

Используемая технология

           № урока

Коммуникативная – 100%

В течение курса

Здоровьесберегающие – 100%

В течение курса

Игровая – 10%

Уроки № № 3, 13, 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "В мире грамматики английского языка".

ПРОГРАММА элективного курса «В мире грамматики английского языка»для учащихся 9 класса...

Программа элективного предмета "Функциональная грамматика"

Элективный предмет  «Функциональная грамматика» является универсальным и рассчитан на учащихся старших классов любого профиля обучения.         Прогр...

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...

Программа Элективный курс по английскому языку «Подготовка к ЕГЭ. Раздел «Лексика и грамматика» для 10-11 классов

Основная образовательная программа курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по иностранным языкам, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к сдаче экзаменов...

Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов

Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...

Рабочая программа элективного курса "Грамматика английского языка" 9 класс

Элективный курс "Грамматика английского языка" актуален для учителе англиского языка, которые готовят учащихя к сдаче ЕГЭ и ГИА...

Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)

Рабочая программа. Элективный курс. Грамматика. 6 класс (Spotlight)...