Педагогичекас статья "Использование различных стратегий чтения англоязычных текстов для поддержания мотивации обучающихся при изучении ИЯ"
статья по английскому языку на тему

Терентьева Наталья Владимировна

Статья предназначена для учителей иностранных языков общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arhiv_winrar.rar21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование различных стратегий чтения англоязычных текстов для поддержания мотивации учащихся при изучении ИЯ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава І.    Психолого-педагогический аспект  мотивации…………........................4

  1. Мотивация и ее виды.………………………………………………..…...4
  2. Значение мотивации при обучении ИЯ….………………………….…..4

Глава І І.  Повышение мотивации учащихся при обучении ИЯ на основе использования различных стратегий чтения англоязычных текстов.........................................................................................................5

  1. Чтение как вид речевой деятельности..……………………….………...5
  2. Стратегии чтения, способствующие повышению мотивации

           учащихся при обучении ИЯ……………….………………………….....5

Заключение………………...………………………………………………………….7

Приложение…………………………………………………………………………...8

Введение

    В жизни человека чтение занимает значительное место. Оно не только обогащает человека духовно, удовлетворяет его личные потребности, но и позволяет ему глубже понять окружающий мир. Чтение на ИЯ не является в этом плане исключением, потому что имеет практически такое же значение для изучающего этот язык.

    Чтение—важный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Это дает возможность повторно перечитывать части текста при непонимании с целью подробного анализа содержания. Именно чтение, предполагающее анализ, синтез, обобщение, умозаключения и прогнозирование, выполняет значительную воспитательную и образовательную роль.

     Однако в школьной практике часто предлагается такой методический аппарат работы с текстами, который формирует лишь умения читать с полным пониманием. Хотя согласно программе по ИЯ в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию.

   

        Глава І. Психолого-педагогический аспект мотивации

  1. Мотивация и ее виды

 

     Существенной характеристикой любой деятельности является ее мотивированность. Понимая как источник активности и одновременно как система побудителей любых действий, мотивация изучается в самых различных аспектах. Проблемой мотивации занимались Выготский, Рубинштейн, Григорян, Маслоу. Многими авторами мотивация понимается как система факторов, обусловливающих поведение и деятельность человека, как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий.

    Мотивация возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это-поиск ответов на вопросы «почему?», «зачем?», «для какой цели?».

    Психологи установили многообразие мотивационной сферы человека, ее сложную структуру, и выделили такие виды мотивации, как внешняя и внутренняя.

    Внешняя мотивация существует в двух разновидностях: широкая социальная (связана со стремлением личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус) и узколичная  (определяет отношение к овладению ИЯ как способу получить признание окружающих). Если внешняя мотивация задает извне движение на весь период обучения, то внутренняя мотивация «подогревается» самим процессом обучения ИЯ. Психолог Григорян выделил 3 ее разновидности: коммуникативную (выражается в стремлении к общению со стороны учащихся), лингвопознавательную (характеризуется в ощущении необходимости в языковом материале для расширения и углубления своих речевых возможностей), инструментальную (вытекает из положительного отношения учащихся к определенным видам работы).

     Таким образом внутренняя мотивация ориентирована на процесс и результат, а внешняя—на награду, избегание.

       1.2 Значение мотивации при обучении ИЯ

    Современные психологи, педагоги едины в том, что обучение школьников должно быть движимым мотивами. Наличие положительной мотивации в учении—важнейшее условие эффективности его протекания. Качество выполнения деятельности и ее результат зависят от мотивации, в роли которой могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Поддерживает мотивацию реальный, этапный и конечный успех. Многие ученые, методисты, педагоги разрабатывали способы развития мотивации. Смирнов выделяет следующие условия мотивации: интересное общение; обогащение мышления чувствами; развитие любознательности; стремление к саморазвитию; поддержка детской инициативы; обогащение содержания интересным материалом; удовлетворение познавательных запросов.

     

    Глава ІІ. Повышение мотивации учащихся при обучении ИЯ на основе использования различных стратегий чтения

      2.1 Чтение как вид речевой деятельности

     При обучении ИЯ чтение занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Чтение может выступать и как средство формирования и контроля  

смежных речевых умений и языковых  навыков и как средство обучения и контроля.

    В зависимости от психологических процессов, сопровождающих чтение, выделяют 2 формы чтения: про себя (имеет целью извлечение информации, оно монологично) и вслух (передает информацию другому лицу, оно «диалогично»).

    Овладение технологией чтения осуществляется также в результате выполнения дотекстовых, текстовых, послетекстовых заданий. Дотекстовый этап направлен на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания, на формирование НУ чтения. Задача текстового этапа–привести учащихся к одновременному восприятию и пониманию текста. Послетекстовые задания предназначены для исполнения ситуации текста для развития умений в устной и письменной речи, для контроля за степенью сформированности умений чтения.

    Чтобы чтение ИЯ способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально—психологические особенности; научить преодолевать трудности в учебной деятельности; включить школьников в активную творческую деятельность путем применения различных видов чтения.

     2.2 Стратегии чтения, способствующие повышению мотивации учащихся при обучении ИЯ

    Обращаясь к конкретным типам текстов, человек ставит перед собой разные цели и использует для их достижения различные стратегические действия.

С какой целью?

Что?

Как?

Воздействие на чувства

Художественная             литература

Общее понимание

стихийное

запоминание

Информирование с целью установки

Инструкции,

приказы, программы

Детальное

понимание

Расширение языковых познаний

Тексты по специальности, газеты, журналы

Детальное

понимание, глубокая   интерпретация с помощью словаря

     

     В программе в качестве цели обучения чтению выдвигается развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее); с извлечением необходимой значимой информации (поисковое).

    Мы отождествляем понятия стратегии и виды чтения, так как виды чтения предполагают извлечение информации на разном уровне и в зависимости от целевой установки. Так же и стратегии чтения позволяют ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей; только понятие «стратегии чтения» шире, так как включают еще и умения понимать тип и целевое назначение текста, а также компенсационные умения.

      В данном случае синтез преобладает над анализом, языковая форма не является объектом произвольного внимания.

    В зарубежной англоязычной методике также выделяют виды или умения чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов:

  • skimming (определение основной темы/идеи текста);

  • scanning (поиск конкретной информации в тексте);

  • reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания но и смысла).

    Чтение с детальным пониманием—вдумчивое и неспешное чтение, предполагает целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста.

    Чтение с выборочным извлечением информации направлено на нахождение в тексте специфической информации для ее последующего исполнения в определенных целях. Эта информация может быть 2 видов: конкретная информация, при этом человек обращается к определенным частям текста (ему уже известно, что такая информация содержится в данной книге), которые подвергает изучающему чтению без детального анализа(поисковое); информация о полезности текста. Это чтение с целью получить самое общее представление о содержании текста и выбрать нужный источник из нескольких (просмотровое).

   Чтение с пониманием основного содержания—чтение с общим охватом содержания и установкой на понимание главного, наиболее существенного.

Заключение

    Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста. Представление о чтении как о процессе взаимодействия текста и читателя отличает современное направление в исследовании чтения. Чтение протекает в двух формах (вслух и про себя) и осуществляется в тесном контакте с другими видами речевой деятельности. В основе мотивации чтения лежит предвосхищение чувства удовлетворения, которое дает сам процесс чтения или достижение цели чтения.

    В качестве важнейших составляющих компонентов при чтении рассматривается формирование у обучаемых осознания цели чтения в каждом конкретном случае и выбор стратегии чтения, соответствующей этой цели.

    Под стратегиями чтения понимается комплекс ЗУ, владения которыми позволяет школьникам понимать тип, специфику и целевое назначение текстов; извлекать информацию на разном уровне (основную, полную или интересующую информацию); пользоваться компенсационными умениями.

    При применении различных стратегий чтения текстов достигается уровень, который стимулирует дальнейшее изучение ИЯ, создавая стойкую потребность в знаниях языка, так как, чем разнообразнее стратегии чтения текстов, тем охотнее и лучше учащиеся читают, и тем ощутимее происходит поддержание мотивации при обучении ИЯ.

    Следовательно, разнообразные стратегии чтения англоязычных текстов на разных этапах обучения служат не только основой для развития умений учащихся понимать, оценивать, использовать полученную информацию из текста, но и способствуют поддержанию мотивации учащихся при обучении ИЯ.

   

Приложение

Образцы тестов и тестовых заданий

1. Задания для проверки умений в чтении с пониманием основного содержания

    Mr. Lewis, who lived in a very quiet place, was on his way home from the railway station. It was very late, and he was alone on the dark road. Suddenly he heard a strange noise behind him. He realized somebody was there and he had an unpleasant feeling that the man following him. He began to walk faster. The man behind him began walking faster too. He walked slower, and the man moved slower too. He started running, but the man ran after him. Now Mr. Lewis was absolutely sure the man was following him and he was really frightened.

    There was a wall on one side of the road, and he quickly climbed up on it and jumped down on the other side of the wall. «If he passes and does not stop, » Mr. Lewis thought, «everything will be all right. » But the man did not pass. He climbed up on the wall and jumped down, just as Mr. Lewis had done. Now Mr. Lewis was scared. His only thought was: «I am in danger! » Then he thought, «If he things I am a

coward, Ill soon show him that he is making a mistake! » And he stood up and shouted, «What do you want? Why are you following me? »

     The other man was so tired that at first it was difficult for him to speak. «I did not know that you are such an athlete, » he said at last. «I have to go to Mr. Stradlater’s house, but I don’t know the way. A man at the station told me that you live across the street from Mr. Stradlater, and he told me to follow you. Please, tell me: how long will it take us to get there? I don’t think I can go much farther – »

     1) Выберете наиболее удачный заголовок  для   прочитанного  рассказа.

     А. Lonely Street

     В. Two Cowards

     С. Night Adventure

     D.Dangerous.Meeting


     2) Закончите предложение в соответствии  с содержанием текста, выбрав правильный вариант  из предложенных.

     Mr. Lewis started running because…

  1. … he was in a hurry.
  2. … a big dog was following him.
  3. … suddenly it started raining.
  4. … he heard someone follow him
  5. … running  in  the  evening  was good for him.

3) Объясните причину. Why did the man follow Mr. Lewis?

     A. He recognized his old friend.

     B. In order to find his friend’s house.

     C. Because   he felt uncomfortable in a dark street.

     D. He hoped to be invited by Mr. Lewis.

     E. In order   to   became a perfect runner.

     4) Чему посвящён текст?  The story is about …

     A. … how bad it is to walk alone at night.

B.… poor lighting of the  streets in some towns.

     C. … how important it is to speak to other people on time.

     D. …the cowards living in the small town.

     E. …sport achievements of Mr. Lewis.

     5) Оцените рассказ в целом.

     a) terrible story,                                                           d)  humorous   story,

     b) unrealistic story,                                                      e) tragic story.

     c) love   story,  

    6) Выберите пословицу, которая наиболее точно передаёт идею автора.

     A. A friend in need is a friend indeed.

     B. First think, then speak.

     C. All is well that ends well.

     D. A good beginning makes a good ending.

     E. Out of sight, out of mind.

2. Задания для проверки умений в чтении с полным пониманием

  1. It’s a story about a well-known person, Stephen Leacock. He
  2. was born in 1869 and spent his early years on a one-hundred-
  3. acre farm at a place north off Toronto, called Egypt. Stephen
  4. was one of many children in the family of a poor farmer. At the
  5. age of twelve he went to Toronto to study, and spent seventeen
  6. years there. He worked his way through the University of Toronto
  7. by teaching foreign languages in a school. When he graduated
  8. from the university, he continued teaching French and
  9. German at the same school. He called the work of a teacher
  10. “most thankless and the worst-paid profession in the world“.
  11. To add to his teacher salary, he began to write humorous
  12. articles for popular American magazines. When he was twenty-
  13. nine he had earned enough money to go to Chicago to study
  14. economics there. Leacock became a professor of political
  15. economy and worked for twenty-eight years as a chairman of
  16. the Department of Economics and Political Economy at McGill
  17. University. He wrote twenty-seven books on history, biography,
  18. criticism, economics and political science. But he became
  19. internationally famous as the author of thirty-five books of
  20. humour, who wanted people to laugh and enjoy life.
  21. They say Leacock was a brilliant lecturer, and traveled
  22. throughout the British Isles, Canada and the United States.
  23. His audiences always enjoyed listening to him, and literary
  24. critics agreed in placing him next to Mark Twain as the
  25. foremost literary humorist in North America.

          1) Выстройте данные предложения в последовательности, соответствующей тексту.

  1. Leacock began to write humorous articles for magazines.
  2. He was born in 1869.
  3. Leacock’s audiences enjoyed listening to him.
  4. He became a professor of political economy.
  5. After university Leacock taught French and German at school.

          2) Найдите в тексте и укажите номера строк, содержащих перевод предложения «Он называл работу учителя наименее благодарной и хуже всего оплачиваемой профессией в мире».

     а) 21, 22;     б) 14, 15;     в) 9, 10;      г) 6, 7;     д) 18, 19.

          3) Выберите нужное значение выделенного слова в предложении.

    They say Leacock was a brilliant lecturer, and traveled throughout the British Isles.

     а) с начала до конца,    б) через,    в) в продолжении,    г) повсюду.

         4) Выберите правильный вариант перевода предложения  Literary critics agreed in placing him next to Mark Twain.

     А. Литературные критики согласились с Марком Твеном.

     Б.Литературные критики ставили его рядом с Марком Твеном.

     В. В литературе критикуют согласие в том, чтобы поместить его с М. Твеном.

     Г. Литературная критика признала его место после Марка Твена.

          5) Найдите эквивалент следующего предложения в тексте и укажите номер строки, на которой начинается это предложение.

     В возрасте 12 лет он поехал учиться в Торонто и провёл там 17 лет.

     а) 6;       б) 10;       в) 2;       г) 4.

          6) Выберите предложение следующего высказывания, объясняющее поступок героя.  Leacock became a writer of humorous stories because …

  1. … he did not like teaching.
  2. … to help his parents.
  3. … in order to become famous.
  4. … to add to his teacher salary.
  5. … to be placed next to Mark Twain.

          7) Переведите на русский язык.  He worked his way through the University of Toronto by teaching foreign languages in a school.

          8) Объясните причину и запишите объяснение, пользуясь текстом.

Why was Leacock agreed to be the foremost literary humorist in North America?

3. Задания для проверки умений в чтении с выборочным извлечением нужной или интересующей информации

          Ознакомьтесь с меню и выберите европейское блюдо, за которое вы в состоянии заплатить, имея три с половиной фунта стерлингов  (3.50).

M e a t    D i s h e s

(Including Boiled Rice, Egg Fried Rice 30 pence extra)

  1. Beef and Fresh Tomatoes …………………………………………………  2.90
  2. Beef and Mushrooms ……………………………………………………..  2.90
  3. Beef and Green Pepper in Spiced Sauce ………………………………….  3.20
  4. Pork and Pineapple ………………………………………………………..  3.10

D u c k   D i s h e s

  1. Duck and Orange Sauce ………………………………………………….   4.10
  2. Duck and Mixed Vegetables ……………………………………………..   4.20
  3. Duck and Straw Mushrooms ……………………………………………..   4.30

V e g e t a r i a n   D i s h e s

(Not including Rice)

  1. Vegetarian Rice Stick and Egg in Chill Sauce …………………………..    2.80
  2. Chinese Mushrooms and Baby Corn …………………………………….    3.10
  3. Vegetarian Egg Noodle …………………………………………………..   2.80

E u r o p e a n    D i s h e s

     11. Grilled Chicken, Bacon, Sausage ……………………...………………..    2.25

     12. Grilled Steak, Onions, Mushrooms and Tomatoes ………………………  4.00

     13. Chicken, Bacon, Sausage and Tomatoes ………………………………...   3.30

S o u p s

     14. Sweet Corn and Chicken …………………………………………………  1.25

     15. Sweet Corn and Prawn …………………………………………………..   1.25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблемы низкой мотивации обучающихся при изучении безоценочных предметов.

Предлагаются пути решения проблемы недостаточной мотивации школьников при изучении безоценочных предметов на примере курса ОРКиСЭ. Раскрывается механизм подросткового восприятия себя как личности и, в...

Анкета для оценки уровня мотивации обучающихся к изучению французского языка

Анкета для оценки уровня мотивации обучающихся к изучению французского языка...

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся к изучению биологии

Системно–деятельностный подход как одно из условий повышения мотивации обучающихся  к изучению биологии...

Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»

В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...

Повышение познавательной мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Об опыте работы учителя  по повышению мотивации  обучающихся к изучению английского языка....

Формирование оптимизма через опыт школьного чтения англоязычных текстов

Оптимизм в англоязычной литетатуре.Идея естественного человека (М. Твен)."Сделай себя сам!" (С. Фитцджеральд, "Великий Гэтсби")Идея равенства и доступности возможностей (М.Л. Кинг)...