формирование толерантности
статья по английскому языку по теме

Липовой Сергей Сергеевич

В данной работе расмотрены вопросы о необхлдимости формирования толерантности во время образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tolerantnosti_v_ramkah_shdk.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа п.Анисовский»

           статья на тему:

«Формирование  толерантности, терпимости в рамках технологии ШДК»

                                                 подготовил

                     учитель английского языка

                            Липовой Сергей Сергеевич

                                    2015-2016 уч.год

Толерантность – одно из важнейших качеств личности, крайне необходимых для развития (и просто поддержания жизнеспособности) всего человечества. Толерантность – это та самая характеристика, которая обеспечивает успешность как индивидуума, так и общества и государства в целом. И хотя воспитание толерантности – проблема века XXI-го, истоки терпимого и уважительного отношения к другим культурам, религиям, взглядам лежат в самих основаниях культур и цивилизаций. Актуализировать наследие прошлого, дополнить его современными методиками формирования личности – стратегическая задача российского образования, на решение которой направлены усилия всего педагогического сообщества.

Диалог культур – понятие и явление, возникшее, по сути дела, в XX столетии, когда произошло массовое столкновение культур, существующих не только в настоящем, но и давно исчезнувших, заново открытых учёными и ставших артефактами настоящего. В этих условиях взаимопроникновения и взаимоотталкивания, синтеза и распада прошлого и настоящего, культур и цивилизаций, наций и этносов и многих сопутствующих этому процессу компонентов диалог культур стал одним из ведущих инструментов коммуникации. Именно с ним связывают надежды на воспитание толерантности, развитие межкультурных  коммуникаций, а также на формирование исторического сознания и новых направлений в области культуры и искусства. При воспитании толерантности на основе диалога культур – а это одна из важнейших задач российского образования – важно учитывать, что толерантное сознание, и это весьма убедительно подтверждено наукой, не является врожденным качеством человека, а формируется, прежде всего, в семье, потом – в школе. В условиях возрастания межкультурных и межэтнических контактов и – как результат этого – обострения межнациональных конфликтов воспитание толерантности становится одним из приоритетов общества и образования как одного из важнейших его сегментов.

 Школа является тем социальным институтом, в котором встречаются и взаимодействуют дети из самых разных культурных, национальных сфер общества. Однако еще до школы ребенку важно получить представление о толерантности, поскольку его социализация начинается уже с первых дней жизни. Следовательно, проблемы воспитания толерантности в образовательной среде должны рассматриваться от детского сада и школы до вузовского и даже послевузовского образования,  где также могут встречаться отдельные рецидивы – всплески различных фобий, зачастую обострённые социальными и политическими факторами. Важнейшим фактором, влияющим на воспитание толерантности, является уровень культуры личности. Падение общекультурного (базового) уровня развития личности неизбежно обостряет межкультурные и межэтнические противоречия. Поэтому, хотя формировать толерантное сознание можно различными способами, наиболее эффективный путь, как показывает педагогическая практика, – через приобщение к культурным ценностям своего народа, а через них – и к мировым. Именно так происходит формирование культурного опыта личности.

Культурная личность не может быть не толерантной. Культура, ее знание и понимание налагают на человека своего рода ответственность в  отношении культурных ценностей. Культура – это универсальный языкмеждународного общения. Поэтому она может служить универсальным средством формирования толерантного сознания. Некультурный человек несет в душе вакуум, пустоту, которую можно заполнить чем угодно, в том числе вредными привычками, алкоголем и т.п. Культурный человек постоянно занят, его душа совершает непрестанную сложную внутреннюю работу, совершенствуясь подобным образом. Эта работа продолжается всю жизнь, ибо всю жизнь человек духовно растет.

Толерантное поведение тесно связано с социализацией. Чем толерантнее сознание ребенка, тем успешнее проходит его социализация, потому что обществу нужны люди скромные, отзывчивые, добрые, трудолюбивые, а все эти качества являются слагаемыми толерантности. Следует отметить многозначность понятия «толерантность», которое предполагает уважительное отношение не только к иной культуре, иному языку, но и к иным способностям, что очень важно в наше время. Многозначность, многоаспектность и разнонаправленность диалога культур делают его уникальным в качестве методологической основы при организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Окружающая нас жизнь сложна и многообразна, как и сам человек. Мы живем в мире, который представляет собой непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом. Феномен человеческого общения является значимым для каждого вне зависимости от пола, возраста, социального положения или национальности. Большинство людей в отношении к другим людям, в поведении, в образе жизни руководствуется ценностями и нормами своей культуры и редко задумывается о том, что поведение представителей других культур определяется иными ценностями и нормами.

Толерантность означает уважение, принятие и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Только человек, обладающий достаточно сформированным уровнем межкультурной толерантности, может полноценно взаимодействовать с представителями других культур.

Толерантность формируется в процессе межкультурного общения, в котором происходит воспитание чувства уважения к другим людям, их традициям, ценностям. Стереотипы толерантного поведения вырабатываются не только во время целенаправленных действий, обучающих детей умению сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства без агрессии и насилия. Основой формирования толерантного сознания и поведения является, прежде всего, повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе.

Воспитание детей в духе толерантности не ограничивается только усвоением понятий «толерантность» и «интолерантность». В ходе учебно-воспитательного процесса происходит постоянное развитие таких составляющих толерантности, как симпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, уважение и других нравственных категорий.

Работа по развитию толерантности проводится не только во внеклассной, но и во время урочной деятельности. Реализуется это через  тренинги общения, различные методики, ролевые игры, посредством психосоциального инструментария, анкет, неоконченных предложений, карты интересов личности. Большую роль в формировании стереотипов толерантного поведения детей играют общешкольные коллективные творческие дела, приуроченные к разным событиям и знаменательным датам, уроки милосердия и толерантности. Навыки толерантного поведения формируются и в процессе организации целевых внешкольных мероприятий.

Особое внимание уделяется просоциальной направленности формирующейся личности. Школьники ориентируются на поиски возможностей самореализации в рамках просоциальной деятельности, активного взаимодействия с социальным окружением в направлении развития конструктивных отношений. Важную роль играет работа учителей, психологов и социологов, а так же детских объединений, находящихся внутри школы.

Основой формирования толерантного сознания и поведения является, прежде всего, повседневная жизнь ребенка в школьном коллективе. И эта жизнь также становится объектом внимания педагогов. Научить детей конструктивно разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать с товарищами на основе равенства и согласия – на сегодняшний день актуальная задача учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование толерантной личности в условиях полиэтнической школы"

Материалы августовской конференции педагогических работников. Курумкан, август, 2010г....

Формирование толерантных отношений

Цель проведения классного часа:- познакомить уч-ся с понятием "толерантность", развивать у учащихся терпимость к различиям между людьми, сформировать правильное представление о толерантном отношении...

"Формирование толерантности у подростков"

Доклад, который обсуждался на МО воспитателей с последующим проведением воспитательских занятий по формированию толерантности у детей школы - интерната 8 вида....

Использование национально-регионального компонента на уроках иностранного языка как средство формирования толерантности и коммуникативных навыков

Проблема непрерывности обучения процесса обучения и воспитания на сегодняшний день одна из тех проблем . которая занимает и будет занимать центральное место в педагогике обучения и во всех типах учебн...

Формирование толерантности у школьников

Данная презентация, содержащая описание прктической деятельности, может быть использована в работе учителя-предметника и классного руководителя в целях формирования толерантности у школьников....

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности

Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности в рамках проекта «Национально-культурное взаимодействие на постсоветском пространстве на примере с...

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...