Технология формирования последовательного устного высказывания.
статья по английскому языку на тему

В данной статье освещается проблема, с которой сталкиваются учащиеся при необходимости сделать неподготовленное устное монологическое или диалогическое высказывание; раскрываются психолингвистические аспекты, лежащие в основе этого процесса, а так же приведен ряд обучающих технологий, с помощью которых могут быть сняты определенные трудности, мешающие добиться хорошего результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология обучения последовательному устному высказыванию

   Актуальность данной статьи обусловлена прежде всего трудностями, с которыми сталкиваются учащиеся во время как диалогической, так и монологической речи. И действительно, выразить стройно свою мысль, используя при этом правильно подобранные лексические и грамматические средства довольно не просто и и требует  достаточных усилий со стороны преподавателя и учащихся.

 С точки зрения психолингвистики в нашем сознании происходят следующие процессы:

- формируется коммуникативное намерение (готовность к речепорождению);

- формируется смысловое (семантическое) наполнение высказывания (на этой стадии говорящий знает , что он будет говорить, но не знает как);

- формируются наконец языковые компоненты будущего высказывания (происходит перекодировка общего замысла с языка образов и схем на национальный язык; первичная запись речевого высказывания носит характер предельно сжатого конспекта, состоящего из ключевых слов, ядерных фраз и обрывков предложений);

- происходит разворачивание ядерного замысла в целостный и по возможности связный текст;

- формируется синтаксическая схема будущего высказывания (Горелов И.Н.).

  Приведенные выше процессы демонстрируют всю сложность процесса формирования высказывания, не говоря уже о его правильности и последовательности. В статье приведены несколько методических приемов, которые были  разработаны зарубежными коллегами.  Данные приемы позволят структурировать устные высказывания учащихся  и , таким образом,  помогут снять определенные трудности устных видов речевой деятельности.

  1. Say what. Say why. Say other things to try.  (Скажи что. Скажи почему. Попробуй сказать еще что-нибудь.)

    Отвечая на эти вопросы достаточно легко построить последовательное высказывание, например, личного характера или касающиеся повседневной жизни. Во многих экзаменационных ситуациях учащихся просят ответить именно на такого рода вопросы. На уроке прием можно использовать следующим образом. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

What do you do on Sundays ?

How often do you go to the cinema?

После того, как все ответят, учащимся предлагается схема ответа:

Question: What do you do on Sundays?

Say what: “I always go to the park with my dog.”

Say why: “Because my dog loves running.”

Say other things to try: “And we stay there at six p.m.”

Question: How often do you go to the cinema?

Say what: I go to the cinema once a month.”

Say why: “Because the ticket is quite expensive for me.”

Say other things to try: “I really love science fiction films.”

  1. Claim. Support. Question. (Заяви. Подтверди. Спроси.)

   Оформление высказывания в соответствии с этой схемой может пригодиться  в заданиях на обсуждение,  где учащимся необходимо взаимодействовать для принятия решения. Во-первых, учащиеся должны сделать заявление о чем-то или выразить свое мнение, затем необходимо привести доказательство или причину, и наконец, передать очередь говорить другому, задавая ему вопрос. Данную модель диалога можно предъявить с помощью игры в мяч. Удар и бросок мяча используются для обозначения следующего шага: Сlaim (удар) , Support (удар), Question (бросок мяча другому). Движения, которые ассоциируются с репликами, помогут  запомнить схему  и привнесут развлекательную нотку в выполнение задания.

Student A.

Claim. “It’s Sam’s birthday this week. We could buy a present for him. He likes reading books.”

Support.  “Yesterday I saw a bestseller.”

Question. ”What about buying it for him?”

Student B.

Claim. “I don’t know. Bestsellers are expensive.”

Support.  “Perhaps a CD will be cheaper.”

Question. ”What do you think?”

  1. What you think. What you like. What you do. And other people too. (Что ты думаешь. Что ты любишь. Что ты делаешь. Как насчет других.)

   Данный методический прием будет полезен для построения устного монологического высказывания на определенную тему в течении  приблизительно минуты. На первом этапе учащийся излагает свое мнение на тему, затем говорит, что он любит, а что нет и что он делает в этой связи и, наконец, включает в описание других людей. Прием выглядит достаточно сложным, но его задача помочь учащимся выполнить не простое задание на составление продолжительного и  содержательного высказывания. Конечно, прием не устранит все трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, однако, он дает четкое понимание как начать и как продолжить, что без сомнения  придает им уверенности.

   Так же как и предыдущий прием, каждый шаг можно сопровождать жестами:

 What you think – указать или дотронуться до головы

What you like – поднять большой палец руки вверх, сжав кулак

What you do – сделать быстрое движение рукам, как при беге

Аnd other people too – развести руками в стороны

Ответ учащегося  на тему “Healthy breakfast habits” до предъявления схемы:

“I have for breakfast coffee with milk and cookies in the morning. That doctors say it’s very important. My little sister eats cereals. Sometimes I don’t have many time and I only have a fruit.”

После предъявления схемы учащийся не только смог исправить ошибки, но и логически выстроить свой ответ:

What you think: “I think that breakfast is very important.”

What you like: “I like having coffee with milk and cookies.”

What you do: “Sometimes I don’t have breakfast because I haven’t much time and I only eat a fruit.”

And other people too: “My little sister eats healthy food like milk and cereals or yoghurt.”

  1. Who, where, what and why, you can have a try! (Кто, где, что и почему, теперь попробуй ты!)

Иллюстративный материал является неотъемлемой составной частью урока в начальной школе, так как это легко воспринимаемое средство коммуникации. Описание картинки является довольно распространенным заданием. Данный прием помогает снять трудности, возникающие у учащихся при построении устной монологической речи на основе картинки, ответив на следующие вопросы:

WHO is in the picture?

WHERE is the character?

WHAT is the character doing?

WHY is the character doing the action?

   Таким образом, приведенные выше технологии способствуют грамотности и беглости речевого высказывания, стимулируют его личностное содержание, а так же соответствуют принципу коммуникативно-ориентированного подхода.

Используемая  литература:

  1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики, М.-2001г.
  2. English Teaching Forum, Volume 53, № 2 “On How Thinking Shapes Speaking: Techniques to Enchance Students” by Myrian Casamassima, Florencia Insua


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Урок-практикум в 7 кл. "Легко ли быть оратором?" (Обучение устному высказыванию в публицистическом стиле)

Урок посвящен подготовке учащихся к составлению устного высказывания на экологическую тему, используя средства публицистического воздействия на слушателя....

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье описывается дидактический потенциал средств образной наглядности в обучении школьников устному высказыванию на уроках английского языка....

Презентация «Использование данных психолингвистики по формированию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (обучение пересказу)

В ней кратко  изложена система работы по развитию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий фрагмента урока в 9 классе, подготовка устного высказывания "Computers in Teenagers’ Lives"

Цель. Создать логичное, связное законченное высказывание на предложенную тему с опорой на план.Задачи.– научить представлять информацию в устной монологической форме; - развивать умение при...

Конспект урока "Текст. Устное высказывание"

Данная разработка поможет учителям русского языка уже в 7 классе организовать работу по подготовке учащихся к итоговому собеседованию...