Конспект урока "Текст. Устное высказывание"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Данная разработка поможет учителям русского языка уже в 7 классе организовать работу по подготовке учащихся к итоговому собеседованию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой.

Слайд 3

Текст. Устное высказывание.

Слайд 4

Прочитайте предложения. Не забудьте правильно решить примеры. К 235 + 87 получится…

Слайд 5

Прочитайте предложения. Не забудьте правильно решить примеры. Сумма 894 и 73 равна…

Слайд 6

Прочитайте предложения. Не забудьте правильно решить примеры. От 956 — 58 получится…

Слайд 7

Прочитайте предложения. Не забудьте правильно решить примеры. Разность 56 и 18 равна…

Слайд 8

Арендатор владел 856 790 га земли. На 567 га он выр …. щивал картофель, а на 289 – овощи.

Слайд 9

Скорость вращения Солнца вокруг ядра Млечного пути равна 216 километрам в секунду.

Слайд 10

Первые спички появились более тысячи пятисот лет тому назад в Китае.

Слайд 11

Прочитайте предложения, заменив выделенные слова причастием Город, который основал Юрий Долгорукий, очень красив .

Слайд 12

Прочитайте предложения, заменив выделенные слова причастием Юрий Гагарин – человек, который совершил первый полет человека в космос.

Слайд 13

Прочитайте предложения, заменив выделенные слова деепричастием Когда собрал небольшую дружину, Александр Невский выступил в поход против шведов.

Слайд 14

Жил-был Фип . Правду сказать, жил Фип ещё так недолго, что даже и Фип не знал , кем Фип был. А был Фип инкубаторным цыпленком 3 дней от роду – маленьким, желтым, пушистым комочком на тоненьких ножках и тоненьким голоском: « Фип ! Фип !» Вместе с 39312 братьями и сестрами Фип появился на свет в огромном здании, на здании красовалась вывеска: «Птицефабрика Э2».

Слайд 15

Жил-был Фип . Правду сказать, жил Фип ещё так недолго, что даже и Фип не знал , кем Фип был. А был Фип инкубаторным цыпленком 3 дней от роду – маленьким, желтым, пушистым комочком на тоненьких ножках и тоненьким голоском: « Фип ! Фип !» Вместе с 39312 братьями и сестрами Фип появился на свет в огромном здании , на здании красовалась вывеска: «Птицефабрика Э2».

Слайд 16

Где грибы выше леса? На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики. На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти.

Слайд 17

Октябрь В октябре пустеют леса и поля. Голоса людей и крики птиц почти не слышны. Слышнее всего в октябре ветер. Синицы в октябре начинают носом в окна стучать. Готовьте кормушки, выставляйте угощенье! Летом рассчитаемся! У людей в октябре свои заботы. Самое время пересаживать деревья, сады чистить, яблони белить. Скотные дворы пора утеплять, корм припасать, птичники к зиме приготовить. Сейчас семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет и льет и снизу метет.

Слайд 18

Лесные силачи Ударила первая капля дождя – и началось соревнование. Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберезовик и гриб моховик. Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял листик березы и улитку. Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать, жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона.

Слайд 19

Беспризорная кошка Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики. Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда. Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся. Что, думаю, за зверь такой завелся? Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка!

Слайд 20

Опишите фотографию. Что на ней изображено. Опишите место, которое изображено. Бывали ли вы в зоопарке? Что запомнилось?

Слайд 21

Опишите фотографию. В каких музеях вы бывали? Что вы там видели?

Слайд 22

Опишите фотографию. Доводилось ли вам принимать участие в соревнованиях? В каких? Каков результат?

Слайд 23

Опишите фотографию. Какой праздник изображен? Что вы о нем знаете? Принимали ли вы участие в параде?



Предварительный просмотр:

Где грибы выше леса?

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.

Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.

Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти.

Октябрь

В октябре пустеют леса и поля. Голоса людей и крики птиц почти не слышны. Слышнее всего в октябре ветер.

Синицы в октябре начинают носом в окна стучать. Готовьте кормушки, выставляйте угощенье! Летом рассчитаемся!

У людей в октябре свои заботы. Самое время пересаживать деревья, сады чистить, яблони белить. Скотные дворы пора утеплять, корм припасать, птичники к зиме приготовить.

Сейчас семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет и льет и снизу метет. 

Лесные силачи

Ударила первая капля дождя – и началось соревнование.

Соревновались  трое:  гриб  подосиновик,  гриб  подберезовик и гриб моховик.

Первым  выжимал  вес  подберезовик.  Он  поднял  листик  березы и улитку.

Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.

Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать, жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона. 

Беспризорная кошка

Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.

Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.

Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.

Что, думаю, за зверь такой завелся?

Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка!



Предварительный просмотр:

1900084_original

Опишите фотографию. Что на ней изображено. Опишите место, которое изображено. Бывали ли вы в зоопарке? Что запомнилось?



Предварительный просмотр:

wr-720

Опишите фотографию. В каких музеях вы бывали? Что вы там видели?



Предварительный просмотр:

1atlet3

Опишите фотографию. Доводилось ли вам принимать участие в соревнованиях? В каких? Каков результат?



Предварительный просмотр:

T7IHxACYAOZ2I12E8GEwg1XJ4ev1eAa0

Опишите фотографию. Какой праздник изображен? Что вы о нем знаете? Принимали ли вы участие в параде?



Предварительный просмотр:

Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение.

Новые подходы.

Выразительное чтение вслух

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.

1. Где грибы выше леса?

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.

Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.

Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти.

2. Октябрь

В октябре пустеют леса и поля. Голоса людей и крики птиц почти не слышны. Слышнее всего в октябре ветер.

Синицы в октябре начинают носом в окна стучать. Готовьте кормушки, выставляйте угощенье! Летом рассчитаемся!

У людей в октябре свои заботы. Самое время пересаживать деревья, сады чистить, яблони белить. Скотные дворы пора утеплять, корм припасать, птичники к зиме приготовить.

Сейчас семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет и льет и снизу метет. 

3. Лесные силачи

Ударила первая капля дождя – и началось соревнование.

Соревновались  трое:  гриб  подосиновик,  гриб  подберезовик и гриб моховик.

Первым  выжимал  вес  подберезовик.  Он  поднял  листик  березы и улитку.

Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.

Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать, жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона. 

4. Беспризорная кошка

Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.

Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.

Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.

Что, думаю, за зверь такой завелся?

Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка!

Критерии оценивания выразительного чтения

Выразительность речи 

Экзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 1

Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 0

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам) 

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий. 2

Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий. 1

Речь содержит значительные ошибки ( частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий.. Понимание речи затруднено.0

Максимальное количество баллов за всё задание – 3

Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Задание 2.  Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут. 

 1900084_original

 

Опишите фотографию. Что на ней изображено. Опишите место, которое изображено. Бывали ли вы в зоопарке? Что запомнилось?

 

wr-720

Опишите фотографию. В каких музеях вы бывали? Что вы там видели?

 

1atlet3

Опишите фотографию. Доводилось ли вам принимать участие в соревнованиях? В каких? Каков результат?

 

T7IHxACYAOZ2I12E8GEwg1XJ4ev1eAa0

Опишите фотографию. Какой праздник изображен? Что вы о нем знаете? Принимали ли вы участие в параде?

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога

Описание фотографии 

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или  допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Повествование о личном жизненном опыте 

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность 

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Выразительность и точность речи 

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,

но есть нарушения точности выражения мысли,

или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления,

но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1

Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0

Взаимодействие с собеседником 

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или /и неполные ответы на вопросы(совершил более 2 коммуникативных ошибок),  не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1

Взаимодействие с собеседником не достигнуто,  экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов (совершил более 4 коммуникативных ошибок),  не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 10

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 7 кл. "Легко ли быть оратором?" (Обучение устному высказыванию в публицистическом стиле)

Урок посвящен подготовке учащихся к составлению устного высказывания на экологическую тему, используя средства публицистического воздействия на слушателя....

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье описывается дидактический потенциал средств образной наглядности в обучении школьников устному высказыванию на уроках английского языка....

Технология формирования последовательного устного высказывания.

В данной статье освещается проблема, с которой сталкиваются учащиеся при необходимости сделать неподготовленное устное монологическое или диалогическое высказывание; раскрываются психолингвистические ...

Сценарий фрагмента урока в 9 классе, подготовка устного высказывания "Computers in Teenagers’ Lives"

Цель. Создать логичное, связное законченное высказывание на предложенную тему с опорой на план.Задачи.– научить представлять информацию в устной монологической форме; - развивать умение при...

Конспект урока Устное собеседование ОГЭ 9 класс

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)»....

Конспект занятия "Устное народное творчество"

Дети знакомятся с устным народным твор­чеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; учатся определять в них добрый юмор, задор небылиц. Воспитывая интерес к устному народному твор...