Использование Интернет-ресурсов при работе с грамматикой 5 классах
учебно-методическое пособие по английскому языку (5 класс) на тему

Шамигуллова Раиса Рафиковна

Использование Интернет-ресурсов при работе с грамматикой 5 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование Интернет-ресурсов при работе с грамматикой 5 классах

Современная школа является той информационно-образовательной средой, которая должна  вооружить ребенка умениями, ориентирующими его в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, способствующими достижению поставленной цели. Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями, другими словами, воспитать ученика, обладающего информационной компетентностью, т.е. способного решать разнообразные проблемы, связанные с поиском, преобразованием, использованием информации. При этом, согласно ФГОС, в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией.

Роль учителя сегодня превращается в направляюще-консультирующую, поддерживающую, ориентирующую. Проще говоря, учитель должен подсказать и посоветовать, с какими информационными ресурсами и каким образом лучше работать, объяснить, чем работа с этими ресурсами будет полезна учащемуся, и таким образом мотивировать его.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог самостоятельно их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных с использованием ресурсов Интернет. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и интерактивным.

Современный компьютер сочетает в себе возможности телевизора,  видеомагнитофона, книги, калькулятора, телефона и является универсальным инструментом, способным моделировать различные языковые ситуации, он может быстро и эффективно реагировать на действия и запросы учащегося. Этот способ обучения также весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, дает простор для педагогического творчества. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса.

Английский язык, как и любой другой, выполняет коммуникативную функцию, поэтому как учебный предмет он является одновременно и целью, и средством обучения. В Интернете опубликовано несколько миллиардов мультимедийных файлов на английском языке, содержащих учебно-методическую и научную информацию, что позволяет организовывать оперативную консультационную помощь, моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (семинары, лекции) в режиме реального времени. Задача учителя - выбрать наиболее подходящие ресурсы и организовать эффективную работу с ними.

Использование компьютерных технологий развивает у обучающихся в рамках ФГОС следующие Универсальные Учебные Действия:

  1. Регулятивные (самостоятельный поиск средств достижения цели)
  2.  Личностные (формулирование общих для всех людей правил поведения; выработка в противоречивых и конфликтных ситуациях правил поведения для преодоления конфликта).
  3. Познавательные (предположение о том, какая информация нужна для решения задачи в один шаг, в несколько шагов; отбор необходимых для решения задачи ресурсов; представление информации в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сжатого плана).
  4. Коммуникативные (работа в паре, в группе в разных ролях, распределение ролей, организация взаимодействия, принятие коллективных решений; предотвращение и преодоление конфликтов, уважительное отношение к позиции другого; умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций).

Информационно-коммуникационные технологии являются эффективными в свете ФГОС, так как совмещают в себе и много других технологий, а именно: развивающее, дистанционное, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, технологии развития критического мышления, проектные и поисково-исследовательские методы в обучении.

Рассмотрим некоторые интернет-ресурсы, которые, на наш взгляд, целесообразно использовать при обучение учащихся пятых классов грамматике.

Первый из них – это LearningApps. LearningApps является ресурсом Web 2.0[1] для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно интерактивность. С помощью сайта можно создать 35 видов упражнений по разным предметам. Упражнения создаются поэтапно, к каждому упражнению есть конкретный пример, что значительно упрощает процесс создания задания. Одной из особенностей сайта является возможность создания «классов». Создав классы, ученики смогут заходить под своим логином и паролем и выполнять упражнения. Учитель сможет контролировать этот процесс онлайн.

Второй Интернет-ресурс – это Glogster. Это сервис Веб 2.0, который позволяет создавать онлайн-плакаты, т.е. Glogs. Сервис очень легко освоить, хотя он англоязычный. Глог (сочетание слов Графический + БЛОГ, graphical blogs) - это мульмедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды.

Интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь важных результатов: за счет использования интерактивных элементов, чтобы вовлечь обучаемого в процесс получения знаний; за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.

Следующие ресурс – это довольной известный Интернет-сайт для детей в возрасте от 5 до 12 лет, изучающих английский язык, образовательной организации Британский совет, LearnEnglish Kids. Сайт предлагает множество онлайн игр для запоминания грамматических правил и развития словарного запаса, песни, рассказы и стихи на английском языке, видеоматериалы и целый ряд интерактивных упражнений и заданий. Его безусловными преимуществами являются интуитивно-понятный, частично русскоязычный интерфейс, а также визуальная привлекательность. Один из недостатков – сайт обновляется крайне редко, набор заданий ограничен. Раздел «Grammar» содержит множество игр, тестов, которые могут помочь учащимся закрепить свои знания. Их выполнение способствует развитию умения соотносить достигнутый результат с поставленной задачей, рефлексивных умений, связанных с осознанием достигнутых результатов, самооценки.

Еще одним удобным ресурсом для закрепления знаний по грамматике является сервис Puzzle English. Ресурс достаточно новый, постоянно развивается, обновляется, содержит множество интересных материалов на любой вкус и для любого уровня знаний. Предлагает скачивание специального приложения для изучения английского языка с нуля. Часть материалов находится в бесплатном доступе, для использования других необходимы регистрация и приобретение специального платного абонемента. Ресурс содержит игры, задания, аудиопазлы, словари, а также удобные видеоуроки, дополнение теорией и тематическими упражнениями.

И, наконец, последним ресурсом, который мы хотели бы рассмотреть, является сервис Wikispaces, работающий по технологии вики. Данный ресурс не предназначен конкретно для изучения иностранных языков, однако его очень удобно использовать для проектной работы с учащимися, в том числе для закрепления знаний по грамматике.

Вики (англ. wiki) — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Форматирование текста и вставка различных объектов в текст производится с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построена Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа. Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы на вики-сайте, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений. Вики поддерживает связи между разными страницами за счёт почти интуитивно понятного создания ссылок на другие страницы и отображения того, существуют данные страницы или нет. Вики не является тщательно изготовленным сайтом для случайных посетителей. Напротив, Вики стремится привлечь посетителей к непрерывному процессу создания и сотрудничества, который постоянно меняет вид сайта.

Ресурс Wikispaces является бесплатным, имеет простой интерфейс на английском языке. Направления его использования в случае изучения английского языка ограничены исключительно фантазией учителя – это могут быть различные проекты по страноведению, тематические задание, задания на совершенствование навыков чтения, а также проектные работы по закреплению знаний по грамматике. Далее представлен один из кратких примеров подобных проектов.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Использование ИКТ позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Организация учебного процесса прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.

Подводя итог, отметим, что применение средств ИКТ прежде всего направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.


[1] Веб 2.0 (Web 2.0) – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям путешествовать по сети и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию.