Продуктивный способ слияния технологии РКМЧП и ИКТ на уроках английского языка
статья по английскому языку ( класс) на тему

В данной статье поднимается проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо ИКТ, получив при этом продуктивный синтез этих технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОДУКТИВНЫЙ СПОСОБ СЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».

Серенмаа С.Д.,

учитель английского языка МБОУ СОШ

с. Ак-Тал Чеди-Хольского района

Ак-Тал, 2016

Сегодня никто не оспаривает тот факт, что ИКТ стали неотъемлемым инструментом в системе образования, сопроводительным элементом любой педагогической технологии.

Помимо ИКТ в обучении успешно используются и другие педагогические технологии: личностно-ориентированная, проектно-исследовательская, проблемная технология и  технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Именно последняя долгое время незаслуженно находилась вне пределов внимания большинства преподавателей иностранного языка, при том, что в других предметных областях она широко и эффективно применяется уже около 10 лет.

И в этом заключается парадокс ситуации: ведь изучение иностранного языка как нельзя лучше укладывается в логику технологии РКМЧП, когда процесс осознанного движения от цели к результату дает необходимые для этого знания. Схоластическое накопление определенного количества лексических единиц, конструкций и грамматических правил ни на шаг не приближает ученика к овладению языком, если он не находит практического применения этому багажу. Поэтому особенно важно понимать в процессе изучения языка, что и как ты делаешь, к какому результату планируешь прийти.

Современные тенденции обучения языкам преследуют ту же цель, что и 10 лет назад - развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Человек, владеющий языком даже на базовом уровне, должен:

- быть готов к коммуникации в любых условиях,

 - уметь оценивать ситуации речевого общения,

- строить речевое поведение с учетом определяющих факторов,

- принимать адекватные решения относительно своего речевого поведения,

чтобы оно было успешным.

Достижению этой цели способствует применение технологии РКМЧП на уроках английского языка. Благодаря системе приемов и методов данной технологии формируется:

  • навыки логического мышления,
  • умение выражать свою точку зрения,
  • умение представлять и сравнивать ее с другими мнениями,
  • навыки анализа и синтеза,
  • умение находить общие моменты теорий, их отличия
  • навык видеть в любом вопросе несколько сторон,
  • умение противопоставлять ложные факты истинным.

 Главное преимущество технологии РКМЧП заключается в том, что ученик занимает в процессе обучения активную позицию, он «учится учиться», раскладывать урок на составляющие элементы, понимать, на что они «работают», и критично подходить к той информации, которую ему предлагают освоить. Тогда почему эта технология не стала аксиомой нашей системы образования, как это стало на ее родине, в США?

Проблема заключается в том, что изначально технология РКМЧП существовала обособленно, а бурный всплеск интереса к использованию информационных технологий в процессе обучения на время и вовсе затмил ее. Постепенно пришло осознание того, что и учитель, и ученик на уроке должны четко отдавать себе отчет, почему нужно выбирать именно эти методы и приемы подачи (изучения) материала – то есть, подходить к этому вопросу критически. Таким образом, возникла естественная потребность в обращении к технологии РКМЧП, но с небольшой поправкой на временной контекст: сейчас речь уже не идет об обособленном использовании ИКТ и других педагогических технологий, возможен продуктивный синтез существующих методик.

 К сожалению, на данный момент в России еще не существует монографий, которые бы описывали нюансы использования синтеза технологии РКМЧП и ИКТ. На образовательных форумах по-прежнему можно встретить отзывы квалифицированных педагогов, которые считают, что смешение двух технологий методически не может быть осуществлено.

Поэтому для меня стал открытием и откровением тот метод, с которым я познакомилась год назад во время обучения в университете Джорджа Мейсона, Вирджиния, США. Американский профессор Присцилла Нортон, автор многочисленных монографий по теории технологии РКМ (“Writing and Reading for Critical thinking”),   представила преподавателям со всего мира свой подход к этой проблеме: «Развитие критического мышления через использование информационных технологий» (“Technologies for critical thinking teaching”, “Teaching with technologies”). Сразу хочу сказать, что ее авторский метод удалось почти без изменений внедрить на практике в нашей школе, и все, о чем ниже пойдет речь, можно считать и моим опытом работы тоже.

Основой метода является концепт AeCTS, который позволяет четко структурировать цели, задачи, планируемые результаты занятия, и, главное, средства их достижения. В английском варианте значение этого концепта представлено так:

  1. Authentic problem (актуальная проблема)

e - exit strategy           (стратегия для выхода)

C - Clear outcome        (четкий результат)

T - Thinking skills       (мыслительные умения)

S - Software process    (технический процесс)

Буква е, которая также присутствует в этой аббревиатуре,  строчная намеренно: автор методики обозначила, что это лишь напоминание о том, что даже самый идеальный урок может пойти не по плану, и учитель должен иметь запасной план.

В нашем образовательном пространстве я не встречала перевода этой методики, поэтому для удобства учителей других предметных дисциплин предлагаю свой вариант:

П - Проблема, имеющая практическую значимость

о -  Одна запасная стратегия

И - Итоговый продукт, который должны получить

С - Смысл: развитие мыслительных навыков

К - Какую технологию использовать?

 Благодаря использованию этой методики учитель будет искать способ, как заставить технологические средства решать конкретную педагогическую задачу. Таким образом,  урок будет сфокусирован на решении проблемы (достижении поставленной цели), а не на изучении технологии как таковой или вовсе на нецелесообразном ее применении.

Привнесение актуальной (или сформулированной так, чтобы она для учащихся была интересной) проблемы в пространство урока – это великолепный способ развивать такие навыки критического мышления,  как сравнение, противопоставление, импровизация, анализ, умение критиковать и прочие.

Доктор Нортон предлагает не только логично и оправданно использовать те информационные ресурсы, которые уже нашли свое место на уроках российских учителей (аудиоматериалы, видеосюжеты, мультимедийные презентации, использование ресурсов сети Интернет). Ее идея заключается в том, чтобы действительно сделать ИКТ инструментом обучения. Иначе говоря, она предлагает в рамках языковых занятий знакомить учащихся с новинками технического прогресса. Для того чтобы, осваивая новую технологию или программу по обработке аудио- и видеофайлов, они неосознанно использовали язык как средство достижения другой практически значимой для них цели, автоматически повышая уровень владения им. В этот момент их увлеченность и мотивированность обеспечивают наилучшие условия для обучения и самосовершенствования.

Приведу конкретный пример. Каждый из нас использует на уроках видеосюжеты, видеоролики. В технологии критического мышления это можно делать и на этапе «Вызов», вовлекая учащихся в процесс проникновения в суть вопроса, и на этапе «Осознание», когда происходит сбор и анализ получаемой информации, сведение фактов в единую систему. И, наверняка, хотя бы раз каждый из нас подумывал о том, чтобы создать видеоматериал совместно с учениками. Но, представив, в какой хаос может превратиться эта благая идея, был вынужден от нее отказаться. Присцилла Нортон предлагает построить урок в определенной логике. (подробнее см. http://emelyanovajulia.jimdo.com )

Такая логика диктует содержание каждого этапа урока:

  1. Презентация проблемы
  2. Исследование вопроса, сбор материала
  3. Творческая работа, создание сценария
  4. Знакомство с технологией и ее использование
  5. Доработка
  6. Публикация или презентация продукта

Теперь я хочу подробнее рассмотреть пример использования этой методики на своих уроках. 8 классы обучаются по программе «New Millennium English». Раздел 2 посвящен покупкам и всему, что с этим связано: учащиеся осваивают лексику, необходимую для похода в магазин, способы оплаты покупок, говорят о карманных деньгах и рекламе. Самым продуктивным блоком здесь является именно реклама: учащиеся имеют огромный материал для анализа, форма представления материала в виде рекламного ролика очень популярна сейчас, а полученные навыки учащиеся могут использовать при создании востребованных сегодня роликов социальной рекламы и пропаганды. Пользуясь схемой ПОИСК, планируем урок:

Проблема: В рамках недели иностранного языка в школе пройдет фестиваль детской рекламы на школьную тему на английском языке. Рекламировать можно любое средство, которое может повлиять на успешность обучения в школе. Требования к ролику: соблюдение жанра рекламы, лимит 5 минут, формат avi. (1.Презентация проблемы)

Одна запасная стратегия: Съемку производить в свободное время, показ осуществить в момент, когда есть для этого возможность.

Итоговый продукт:

А) освоенная программа для конвертации видеофайлов, позволяющая менять тип формата (Pazera Free MP4 to AVI Converter, а она существует только на английском языке, потому ее освоение будет идти на иностранном языке)

Б) видеоролик, отвечающий логике задания и техническим требованиям

Смысл: (мыслительные навыки, языковые компетенции, развиваемые в ходе работы)

1. Сбор информации в сети о проблеме с заданных сайтов (англоязычных, разумеется) – Чтение (ведущий вид деятельности.)

2. Написание сценария (script или storyboard), покадровое расписание всего ролика, с названием сцены, схематичным рисунком и прописанными репликами героев. – Письмо.

3. Съемка ролика, заучивание роли и репетиции – Говорение (2.Исследование вопроса, сбор материала, 3.Творческая работа, создание сценария, 4.Знакомство с технологией и ее использование, 5.Доработка.

4. Представление работы группы всему классу - Слушание  (6. Публикация или презентация продукта)

Какую технологию использовать: Программ для обработки видеоматериалов множество. Предлагаем учащимся ту, которая может делать это бесплатно, свободна и безопасна для скачивания, имеет понятный интерфейс, подходит даже для мобильных устройств - Pazera Free MP4 to AVI Converter.

Данная технология была также успешно реализована и на других уроках. Особенно успешными считаю «Хобби клуб» в 6 классе, «Новогоднее чудо» в 7 классах, образовательные видеоролики снятые в рамках подготовки к неделе иностранного языка «Образование в мире». Эффективность данных работ подтверждают и дипломы 2 степени регионального конкурса ученических медиаресурсов, которые получили учащиеся 8 классов, представившие свои продукты. Из форм работы наибольшей популярностью у школьников пользуются съемка видеороликов и запись подкастов.

 Несколько нюансов, которые пришлось внести в метод в российской практике, связаны с отличием урочной системы в наших странах. В США уроки преподаются блоками, длятся 1.5 часа, и при этом преподаватель  может еще увеличить временные рамки урока, если договорится с коллегами. В нашей реальности такое занятие превращается в цикл из 2-3 уроков: сбор материала можно осуществлять индивидуально в качестве домашнего задания, затем в рамках одного урока учащиеся работают в группах, создавая творческую основу для будущего продукта. Здесь же они знакомятся с технологией, в которой им предстоит работать. По опыту работы могу сказать, что это тот случай, когда дети знают больше своих учителей, легче разбираются в любой программе. Техническая часть работы остается в качестве домашнего занятия. Чтобы не превращать это в тяжелую повинность, мы даем дополнительное время на осуществление этого процесса. После сбора готовых продуктов, их проверки и доработки, требуется еще один урок, который будет посвящен презентации данных работ и их обсуждению.  

В завершение хотелось бы напомнить избитую истину: все хорошо, если в меру. Только от педагога и его умения видеть «золотую середину» зависит, наступит ли в современной школе время, когда электронные девайсы будут умнее своих обладателей – учеников. Мне нравятся слова У. Йейтса: «Образование - не заполнение ведра водой, а зажжение огня». Пусть за все годы учителю удастся заронить лишь одну искру в душу ребенка, но именно она зажжет в нем страсть познания.


Список использованных источников:

1. Скалкин В.Л Коммуникативные упражнения на английском языке. М.: Просвещение, 1983.

2. Eckersley Macaulay Brighter grammar.- M.: Международные отношения, 1992 

3. Пассов Е.И Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988

4. Климентенко А.Д Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Педагогика, 1981

5. Dewey J. How we think... Boston, etc., 1933

6. Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. -Princeton Junction, 1993.

7. Paul R.W. Critical thinking and the critical person // Thinking: Report on research. Hillsdale (N.Y), 1987.

8. MezirovJ. et al. Fostering critical reflections in adulthood.- San-Francisco — Oxford, 1991.

9. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm Развитие критического мышления через чтение и письмо

10. http://emelyanovajulia.jimdo.com/

11. http://juliayemelyanova.pbworks.com/

12. http://www.reading.org/ Международная ассоциация чтения.

13. http://www.rwctic.org/ckfinder/userfiles/files/Peremena_2003_4-4.pdf Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Способы работы с поговорками и пословицами на уроках английского языка.

Способы работы с поговорками и пословицамина уроках английского языка....

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (РКМЧП) И ИКТ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье поднимается актуальная проблема: представлен способ, при помощи которого учитель может методически грамотно объединить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и...