ИКТ как средство развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи в обучении иностранному языку.
статья по английскому языку на тему

Евтушенко Елена Васильевна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_soobshchenie_.docx60.65 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта по проблеме: ИКТ как средство  развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи в обучении иностранному языку.

 Компьютер и Интернет  в частности относятся к тем техническим средствам обучения иностранным языкам, которые хоть и не были придуманы специально для этой цели,  но в связи со своими большими возможностями, для учителей очень привлекательны.   На современном этапе развития отечественного образования одним из приоритетных направлений является компьютеризация и интеграция ИКТ в учебный процесс и создание информационно образовательной среды. Это связанно с тем, что современные технические средства, а также Интернет - технологии представляют собой эффективное средство оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  Для себя выделила следующие преимущества в использовании ИКТ 

  • в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся компьютером и новыми способами получения информации.
  • переноса центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащегося. Следовательно, меняется и моя  роль учителя в образовательном процессе. Я перестаю быть источником информации, а становлюсь соучастником, помощником.

ИКТ - наилучшее средство в обучении учащихся аудированию и устной речи. Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Над проблемой обучения аудированию работали  Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н. , Гальскова Н.Д. и Гез Н.И. охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации. Несмотря на то, что процесс аудирования может протекать без внешних проявлений, это активный процесс, требующий больших интеллектуальных усилий.

     Над проблемой «ИКТ как средство развития и совершенствования навыков аудирования и устной речи» я работаю в течении 4 лет.  Проблема  достаточно широкая, но я хочу остановиться на  одном из направлений моей работы. Использование Интернет- ресурсов на уроках по совершенствованию навыков аудирования и устной речи  в старших классах. 

       Важным условием успешного аудирования является мотивация. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации поэтому, важным является правильный выбор материала. Первым этапом работы был накопление материала Я, используя Интернет- ресурсы, создала медиатеку с СD приложениями к учебнику, подборки тематических презентаций, тесты интерактивные программы, сделала ряд разработок с использованием аудио и видео материала по следующим тема: «Советы изучающим английский», «История Олимпийских игр», «Бережем здоровье», «Глобальные проблемы  человечества», Что касается использования видео материала на уроках, то такой вид подачи материала с одной стороны облегчает понимание, так как видео ряд подсказывает, помогает прогнозировать содержание сообщения, а с другой отвлекает от звуковой ценности речи, хотя делает работу гораздо интереснее. К тематическому разделу 10 класса «Как разнообразен мир!» на сайте, я подобрала видео ролик о проблеме глобального потепления, разработала урок используя метод проблемного изложения мы с учащимися искали причины и выбирали пути решения  учетом метапредметных и внутрипредметных связей.

 Второй этап:  реализации и использования материала на уроках.  Хочу подробней остановиться на  методических разработки для серии уроков по теме: «Сленговые и разговорные выражения  английского языка» , оформила и делюсь с коллегами.  Что такое сленг? Это набор особых слов или новых
значений уже существующих слов,
характерных для той или иной социальной группы(профессиональной, возрастной). Вот к примеру, вы знаете что означает слово  ОК? Спасибо. Какая образованная аудитория! Это слово является сленгом.

    Тема эта интересна тем, что знакомит учащихся с новой эмоционально  окрашенной лексикой, особенно если это молодёжный сленг, ребята чувствуют причастность к единой общности независимо от национальности.  Второй момент важности и интереса к этой теме: сленговые и разговорные выражения помогают учащимся воспринимать язык как живое, яркое средство для общения со сверстниками, а не сухую, книжную субстанцию.

Как же мы разрабатывали этот языковой пласт под названием «Сленг». В работе с тематическими аудио файлами я разработала свой алгоритм подачи материала, где учтены  Общедидактические принципов построения урока с использованием современных технических средств .

  • принцип научности ( подобранный материал не должен содержать ошибок)
  • принцип связи обучения с практикой
  • принцип системности и последовательности
  • принцип доступности (слишком легкий и тяжёлый текст)
  • принцип наглядности
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения  на уроках английского языка- это осуществление диалога культур.

Этапы работы на уроках с лексическим материалом  по теме: «Сленг»

                       -Подготовительный.  Предварительная работа с лексикой (перевод, заучивание).

                       - Первичное прослушивание

                       - Вопросы на понимание главной идеи и детальной информации (без коментария: верно- неверно, я как бы спрашиваю понял ли ты это/ то)

                       -  Вторичное прослушивание со зрительной опорой на текст (учащиеся с высоким уровнем владения языка справляются без опоры. Здесь я использую метод разноуровневого обучения

                      - Поиск ответов на вопросы повторно (самопроверка) и определение значения данного сленгового выражения (слушаем, разные варианты, с моей помощью выбираем соответствующий эквивалент)  Метод поисковый.  

                    -  Практическое закрепление лексической единицы речи сленга (форма работа в парах, группах для создания диалога, полилога). Речевая ситуация создана звуковым материалом, учащиеся сами создают сюжет в рамках которого высказываются. Высший пилотаж- это юмор на иностранном.

 Казалось, первоначально был только звук,  но благодаря  использованию инновационных технологий, технологии развивающего обучения, рефлексивных методов,  ИКТ  была решена главная задача - коммуникативная 

     Накоплен опыт по использованию Интернет- ресурсов на уроках по проверке качества знаний и навыков аудирования в старших классах. Создала каталог сайтов с разнообразными тестовыми задания он – лайн, но если такой возможности нет, их можно предложить учащимся  и в форме заранее распечатанных  тестовых заданий, а проверить на компьютере вместе, выведя ответы на экран проектной или интерактивной доски. Одно из первых  тестовых заданий «Путешествие в Лондон» мы выполнили с учащимися 10 класса. Тестовое задание было учащимися (качество-30% обученность– 100%), выполнено и дети сразу получили результаты своих работ, а это то, что им всегда так нетерпится узнать, да и время учителя было сэкономлено. Но не все учащиеся выполнили задание хорошо, как от них ожидалось. Текст был в форме диалога,  насыщен информацией, а учащиеся выбрали неверную стратегию выполнения и понятую информацию растеряли. Мы с коллегами разработали инструкцию успешного выполнения он лайн теста я разместила её на стенде в кабинете.

    Оценивая, анализируя свой опыт, я выделила два направления помогающие мне добиваться результатов в овладении детьми навыками аудирования и устной речи- это системность и практическая направленность. Оценивая результативность работы я провела мониторинг контрольных и проверочных работ  по аудированию среди учащихся с 9 по 11 класс в течении 3 лет, чтобы увидеть результаты использования ИКТ на уроках из чего увидела следующее:  

Заметен рост обученности и качества за 3 года от 40% до 60%

                       

  Индивидуальный мониторинг 

      Имела «3» по аудированию, не смотря на то, что другие виды деятельности давались на 4-5. Причина была в психо- эмоциональной незрелости. Неудача в начале пути выбивала из колеи. Используя технологи личностно- ориентированного обучения, я помогла справиться с проблемой, а также решить проблему психологического характера. В 10 классе- качество 90% (4-5), а в 11- 80% это «4»вот из чего складываются наши показатели.

Наш с учащимися большой кропотливый труд положительно отразился и на результатах  ЕГЭ в 2010 году. Предлагаю Вашему вниманию результаты моих учеников в сравнении с районом и областью.  

                                  Результаты ЕГЭ в 2010 году

Опыт показывает, что информационно коммуникативные технологии представляют собой эффективное средство оптимизации учебного процесса и имеют следующие преимущества использования на уроках английского языка 

  • Повышение мотивации учащихся
  • Большая степень интерактивности обучения
  • Адаптивность, т.е возможность использования комплекса средств для предоставления информации - текста, звука, графики, мультипликации, видео
  • Реализация  личностно-ориентированного и дифференцированного  подхода в обучении;
  • Формирование информационной  культуры у учащихся и осуществление диалога культур;
  • Дисциплинировать самого учителя, формирование его интереса к работе.

В перспективе использование технологии он лайн общения с носителями языка

программы Skype системы Интернет-телефонии. Предлагаю свои материалы в виде методических разработок, планирования, тематических презентаций на сайте педсовет.ру.

В заключении хочу сказать, что использование традиционных и инновационных методов, своих творческих находок, открытий, интересных путей решения помогают мне в решении главных задач:

 - развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).

- учить ребёнка быть  уверенным, знающим, умеющим ориентироваться в речевой ситуации, применять теоретические знания в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"

Содержание выступленияI. Введение. II.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...

Доклад для личного состава Отдела МВД России по Тихорецкому району с целью обучения навыкам прямого перевода устной речи посредством русского жестового языка.

Содержание доклада может быть интересно сотрудникам органам внутренних дел, которые имеют дело с гражданами, имеющими нарушения слуха и речи....

Использование программного обеспечения MyTestXPro как средства совершенствования навыков аудирования при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

На заседании XIII Съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов сказал, что «неуспе...

«Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....

Развитие навыков устной речи при обучении французскому языку

При обучении французскому языку, как и любому иностранному языку, очень важно научить общаться на французском языке и не бояться его. Здесь представлены мои наработки того, как я добиваюсь этой цели н...