Главные вкладки

    Доклад для личного состава Отдела МВД России по Тихорецкому району с целью обучения навыкам прямого перевода устной речи посредством русского жестового языка.
    статья на тему

    Фуникова Елена Шотаевна

    Содержание доклада может быть интересно сотрудникам органам внутренних дел, которые имеют дело с гражданами, имеющими нарушения слуха и речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx21.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский жестовый язык

        В 2010 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой они имеют право наравне с другими гражданами нашей странына признание и поддержку их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовый язык и культуру глухих. В 2014 году Государственная дума РФ приняла закон, повышающий статус русского жестового языка. Жестовому языку был присвоен статус государственного языка.

        Глухие у нас фактически иностранцы с российским гражданством. У них любая экстремальная ситуация вызывает огромное количество проблем, в первую очередь коммуникативных. Начиная с того, что глухой не может позвонить 02, а смс-сообщения полиция не принимает. Поэтому случается масса “проблем”, когда полицейский не владеет азами общения с глухими. В том числе, задержания невиновных, когда вину в происшествии перекладывают  на глухого, а тот не может оправдаться. Поэтому сегодня мы начнем свое знакомство с азами общения с глухими людьми.

        Как заговорить с глухим человеком, если он не смотрит в нашу сторону? Как привлечь внимание, причем сделать это тактично, не обидев и случайно не оскорбив человека?

        Если мы хотим обратить на себя внимание слышащего человека, то, скорее всего, сделаем так, чтобы он нас услышал: окликнем его по имени или просто заговорим с ним. При общении с глухим человеком нужно обращаться к другим органам чувств.

    Во-первых, следует знать, что глухие люди буквально «видят спиной». Благодаря довольно широкому углу зрения, они прекрасно видят то, что происходит сбоку. Поэтому если вы находитесь сбоку от глухого человека, можете помахать рукой — почти наверняка он вас заметит. Махать можно весьма активно — так, как если бы вы кричали кому-то, кто находится достаточно далеко от вас. Интенсивное махание рукой на уровне груди или выше, несомненно, привлечет внимание глухого.

        Если глухой человек повернулся к вам спиной, то можно привлечь его внимание, просто дотронувшись до него. Наиболее тактичный вариант — коснуться плеча или руки выше локтя.

        Если вы находитесь в комнате и глухой человек вас не видит, то можно включить и выключить свет (те, кто бывал в гостях у глухих людей, знают, что в качестве дверного звонка используется лампочка). Если вы вошли в комнату, где находится глухой, и он вас не видит, вы также можете воспользоваться этим способом, чтобы показать, что вы пришли. Правда, глухие люди привыкли к тому, что некоторые вещи происходят неожиданно для них, поэтому не пугаются каждый раз. Но сообщать о своем присутствии — это, по меньшей мере, проявление уважения.

       Глухие люди хорошо чувствуют вибрацию, которая передается по полу. Поэтому, находясь в помещении с деревянным полом, можно с силой топнуть — это привлечет внимание глухого. Если пол каменный или бетонный, то есть смысл поискать то, что хорошо передает вибрацию — стол, диван или любой другой предмет мебели, с которым в данный момент у глухого человека есть контакт.

        Если глухой человек находится достаточно далеко от вас, но между вами есть другие люди, то просто попросите их о помощи: они «по цепочке» позовут нужного вам человека.

        В любом общении главное — это взаимное уважение. В общении с глухими оно проявляется еще и в том, как вы привлекаете к себе их внимание. Не бойтесь ошибаться и пробовать. Ваша искренность и благожелательность обязательно помогут вам наладить контакт.

        Итак, приступим. Для обозначения имён собственных, а также специфических терминов есть русская дактильная азбука, которая является специфическим средством общения. По функции она равнозначна устной, по основе- письменной речи. Сейчас мы с ней познакомимся.

        (видео 1) дактиль

        Итак, мы узнали, что с помощью дактильной азбуки можно воспроизвести отдельные слова, названия, собственные имена, но общаться дактильно невозможно. Для общения глухие используют жестовый язык.

        Жестовый язык –это самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинаций жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой и четкой артикуляцией.Сейчас мы с вами выучим несколько жестов, необходимых для знакомства с глухим человеком.

        (видео 2)Как вас зовут?

        Изучающие жестовый язык часто путают, какой рукой исполнять тот или иной жест. Правой или левой? Все зависит от того, какой рукой вы пишите. Если вы правша, то при общении на языке жестов доминантной рукой у вас будет правая, а если левша — левая.Давайте продолжим наше знакомство с жестовой речью.

        (видео 3)

    Думаю не лишним будет для вас ещё один ознакомительный видеоурок.

       (видео 4)

       Это было небольшое введение.И вы и я понимаем, что овладеть, скажем так, иностранным языком за одно занятие невозможно. Но, надеюсь, вам могут пригодиться жесты, изображающие специфические термины, часто используемые вами в работе.

        (Видео Жесты закон)

    Прошу повторяйте за мной.

    Если вам действительно придется общаться с глухими людьми, вы должны знать:

    - обязательно прямо смотрите на собеседника;

    - говорите громко, четко, членораздельно, не спеша;

    - четко артикулируйте свою речь, многие глухие хорошо читают по губам;

    - можете использовать письменную речь, но будьте готовы получить не всегда адекватный ответ, т.к. словарный запас глухих ограничен, и многие люди с нарушениями слуха и речи имеют умственную отсталость.

    И последнее, если вы видите наличие слухового аппарата у неслышащего человека, этоещё не говорит о том, что он вас слышит. Зачастую слуховой аппарат помогает ему различать громкие звуки,чтобы не попасть на улице под машину,но он не в состоянии различатьразговорную речь.

    В заключение хотелось бы сказать, если у вас есть желание и необходимость освоить русский жестовый язык вы можете воспользоваться следующими интернетресурсами:

    СЛОВАРИ В ИНТЕРНЕТЕ:

    1) http://signlang.ru/studyrsl/dict/

    2) http://surdoserver.ru/

    3) http://jestov.net/dictionary/

    4) http://www.digitgestus.com/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку развития навыков и умений устной речи "Spring is in the Air" учитель английского языка МКОУ СОШ №10 п. Лебединый Алданского района РС(Я) Серватовская Татьяна Александровна

    В данной презентации отражен национально-региональный компонент по теме "Времена года". Материал был применен на открытом уроке и имеет прикладное значение....

    Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

    Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

    статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

    Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

    выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"

    Содержание выступленияI. Введение. II.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...

    Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка

    Коммуникативно-ориентированная направленность в развитии навыков и умений устной речи на уроках английского языка...

    «Применение коллективных способов обучения как средство формирования навыков устной речи на уроках иностранного языка»

    В статье приводится пример применения технологии КСО, а именно работа в парах сменного состава с карточками на уроках английского языка в начальной школе....