Формирование лингвистической компетенции как средство повышения интереса к культуроносной функции языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Фаттерахманова Руфина Рафкатовна

Предварительный просмотр:

Выступление на собрании

        Методического объединения

 учителей  английского языка

Фаттерахмановой Р.Р.

Формирование лингвистической компетенции как средство повышения интереса к культуроносной функции языка

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю. (Конфуций)

   Эти слова наглядно иллюстрируют то,  что в  настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии в области знаний, умение  находить общий язык  с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества  и  получили название  «ключевых компетенций».

    В любом иностранном языке формирование коммуникативной и лингвистической компетенции является первостепенной и основопологающей задачей.

    Владея коммуникативной компетенцией,  учащийся должен:

- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур;

- владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;  уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; уметь искать и находить компромиссы;

- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

   Говоря о лингвистической компетенции – это  овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c образовательными стандартами, и конечно же приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка.

   Ведь язык является хранителем национальной культуры народа, который на нем говорит. Поэтому на уроках иностранного языка очень важно прививать детям желание знать культуру и традиции носителей изучаемого языка, т.к. язык выполняет две функции: коммуникативную и культуроносную.

   Еще Виталий  Григорьевич Костомаров утверждал, что все уровни языка «культуроносны», то есть имеют страноведческий план, поэтому изучение культурного компонента слов является важным условием успешного овладения иностранным языком

   Знакомство с культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач ещё со времён античности. В преподавании языков с конца XIX века на первое место, наряду с устной речью, выдвигается ознакомление с реалиями страны изучаемого языка и культуры.

   Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны. 

   Педагогический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею…» С целью сделать урок занимательным учителя насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащегося, используя различный занимательный познавательный материал.

    Само собой разумеющимся является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

1 Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности, необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека.

2Переписка учеников с их американскими сверстниками

вариант, который реально работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка.

3 Встречи и дискуссии с носителями языка —  еще один стимул, который повышает интерес учащихся к изучению английского.   Во время данных дискуссий у школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень английского, что подстегивает многих к углублению своих знаний английского языка.

4 Внедрение азартных технологий - не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике, например групповая настольная игра «Лексический конструктор»

5 Использование креативной методики «Шесть шляп мышления» - креативная методика преподавания иностранных языков, способствующаая повышению мотивации учащихся при изучении иностранных языков. Шесть шляп мышления или «Six thinking hats» — метод, позволяющий помогать ученикам обсуждать проблемы, выражая разные точки зрения. Она позволяет взглянуть на решение проблемы с  различных позиций.

   6 Работа с газетными материалами

Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка

7 Применение новых информационных технологий, так как   презентации,компьютерное тестирование, электронные учебники  и мультимидийные элементы.

8 Внеурочная деятельность, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности и создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

9 Дистанционные олимпиады - эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала.

10 Музыка — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран и лексики. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур.

11 Художественный перевод стихотворений  формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у школьников активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц.

12 Игра        

Игра является самым сильным мотивирующим фактором  и дает широкие возможности для активизации учебного процесса

Все эти формы и методы, безусловно, формируют лингвистическую компетенцию и повышают интерес к культуроносной функции языка.

Ведь  культуроносной функции языка не только в лексике, грамматике, переводах, устной и письменной речи, но и в фильмах, музыке, газетах, друзьях по переписке.

   Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Дидактическая игра как средство повышения интереса к уроку русского языка.

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык.Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипн...

Статья "Лингвистическая гостиная как способ повышения интереса к изучению иностранных языков""

Один из способов повышения мотивации  - создание ситуации успеха: ситуации, когда каждый ученик может стать экспертом в свое области - будь то театральная постановка или исполнение песни, или сло...