Интерактивное обучение через игру с использованием компьютерных технологий и интернет ресурсов.
статья по английскому языку на тему

Горюнова Светлана Викторовна

Статья о собственном опыте использования КТ и интернет-рессурсов для организации игровых моментов на уроках в физико-математическом лицее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

     Интерактивное обучение через игру с использованием  компьютерных технологий и интернет ресурсов.

                                                                                                          Горюнова С.В.

                     

     В современном мире объём информации, обрушивающийся на ребёнка школьного возраста настолько велик, что порой у наших учеников опускаются руки только от осознания всей ответственности, которая требуется от них при изучении немалого количества школьных предметов. Поэтому первостепенной задачей современного учителя, на мой взгляд, является максимальное облегчение процесса обучения, превращение его в приятное и полезное времяпровождение. Игра всегда была и остаётся одним из важнейших инструментов, способствующих концентрации внимания, повышению интереса и мотивации к изучению иностранного языка, а также лучшему усвоению предмета. Появление персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет оказало сильнейшее влияние на всю систему образования, вызывая значительные изменения и в содержании и методах обучения иностранным языкам. Использование же новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучении на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.

      Работая длительное время в физико-математическом лицее я должна отметить, что пресловутая «проблема физиков и лириков» всегда особенно актуальна в образовательных учреждениях, подобных нашему. Долгое время я, как учитель иностранного языка, испытывала неимоверные затруднения, пытаясь убедить ребят в необходимости изучения моего предмета. Несмотря на то, что знание иностранного языка давно признано необходимым для работы во всех отраслях науки и техники, наши «технари» упорно не желали осваивать гуманитарную науку. Несомненно, соревновательные моменты, ролевые игры, проектная деятельность, викторины и т.д. всегда помогали мне при организации уроков, но только возможность использования компьютера на уроке не только примирила «физиков и лириков», но и стала неистощимым источником вдохновения и для учителя, и для учащихся.

      При том, что использование компьютера на уроке отнюдь не является самоцелью, практически каждый вид работы приобретает новое наполнение и вес, если в процессе его выполнения участвует информация и наглядные примеры из Интернета, интерактивные упражнения, компьютерные презентации, видеосюжеты и многое другое. Поэтому если ещё 5-6 лет назад  интерактивное обучение через игру с ИКТ и интернет ресурсов происходило 4-5 раз в месяц при условии наличия в классе компьютера и раз в месяц при возможности использования класса ноутбуков, то с появлением интерактивной доски в кабинете, подобное обучение возможно практически на каждом уроке.

      В своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка М.Ф.Стронин выделяет следующие категории игр: лексические, грамматические, фонетические, орфографические и творческие. Творческие игры подразумевают наличие ролей. Главным элементом игры является игровая роль, помогающая  воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, поскольку игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Это именно то, что необходимо на уроках английского языка, в соответствии с принципом коммуникативной направленности обучения. (Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе, №4, 2000.) Поэтому мои учащиеся на уроках постоянно выполняют самые разные роли от разработчиков международных проектов и исследователей мирового пространства до туроператоров, продавцов в супермаркете, учителей, обсуждающих перспективы дальнейшего развития образования и пенсионеров, выбирающих для себя новое хобби. Компьютерные же технологии также позволяют вовлекать учащихся в процесс подготовки монологических и диалогических высказываний с опорой на презентации, созданные учителем или самими учащимися в программе PowerPoint, что зачастую служит элементом ролевой игры или стимулом к её организации.

       Интерактивное обучение на основе разнообразных  наглядных и информативных материалов, доступ к которым беспрепятственно открывает Интернет, огромное количество интерактивных упражнений для самых разных областей изучения английского языка, возможность ознакомления с опытом коллег во всём мире, позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы.( Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007)

      Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой интересной деятельности, такой как игра. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя в процессе ролевой игры занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается творческая компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком.

                                           

     Основной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции. В соответствии с этим целью моей педагогической деятельности является формирование речевой компетенции (знания языковых средств, необходимых для общения и правил их использования), языковой компетенции (способности осуществлять выбор языковых форм,  использовать их и преобразовывать в соответствии с ситуацией), социокультурной компетенции (знания культурологического характера в сочетании с умением организации речи, умением выстраивать её логично, последовательно и убедительно, в соответствии с поставленной целью),  учебно-познавательной компетенции (общеучебных умений, навыков самостоятельной работы) и компенсаторной компетенции (умения компенсировать незнание чего-либо при помощи перефразирования, языка жестов и т.д.)

     Главными задачами, которые я ставлю перед собой в процессе данной педагогической деятельности является:

               - повышение мотивации в изучении английского языка

                - обучение языковым средствам и правилам их использования

               - стимулирование познавательной деятельности учащихся

               -развитие коммуникативных навыков в различных сферах человеческого общения

                - воспитание культуры общения, работы в группах, сотрудничества

      В качестве учебного пособия на уроке подходит любой рекомендованный Министерством просвещения учебник английского языка, в составе которого есть целый ряд материалов, помогающих сделать урок по-настоящему интересным и насыщенным. В качестве дополнительного материала можно использовать разработки зарубежных коллег по грамматике, лексике и страноведению. Это и компьютерные диски с интерактивными упражнениями на закрепление лексики и грамматики, и видео и аудио диски, содержащие познавательные и актуальные для определённой возрастной группы материалы. Весьма полезными также являются и ссылки на сайты, где учащиеся могут найти дополнительную информацию по обсуждаемой теме. Все эти составляющие дают необозримые возможности при организации урока в игровой форме.

        Что же касается форм и методов проведения уроков в рамках данной педагогической деятельности, то выбор здесь практически безграничен, начиная от уроков-соревнований, когда учащиеся, работая индивидуально или по командам в течение всего урока набирают очки за участие в разных видах деятельности, уроков с проектной деятельностью, когда учащиеся разрабатывают в течение урока программы проведения фестиваля или благотворительной деятельности, или плана спасения пропавшей в джунглях экспедиции, о которой учащиеся узнают из просмотренного отрывка новостей и т.д. с опорой на определённые лексико-грамматические единицы, или это ролевые игры, в которых каждый участник урока должен выполнить определённую задачу, уроки-презентации, подготовленные учащимися, выполняющими роли тур агентов и стремящимися привлечь к своим турам как можно больше путешественников, или это просто уроки самоуправления, подготовленные самими учащимися (под руководством учителя) для своих одноклассников и т.д. Также существует множество приёмов и средств, позволяющих оптимизировать и разнообразить работу на уроке. Гораздо быстрее выполняется упражнение в режиме on line с возможностью сразу увидеть свои ошибки с объяснением правил, прослушать текст аудирования и, нажимая на клавиши компьютера быстро выбрать правильные ответы на поставленные вопросы, просмотреть видео эпизод, внести недостающую информацию в выведенные на экране предложения и тут же увидеть количество набранных тобой или твоей командой очков. Любая игра, викторина или КВН проходит увлекательнее, если вопросы не просто зачитываются с листа, а выдаются на экране, оформленные красочными иллюстрациями. Даже написание совместного сочинения с одновременной корректировкой и дополнениями при помощи компьютерных  технологий является гораздо более захватывающим процессом, чем обычное изложение своих мыслей в тетради. А уж о применении интерактивных тестов для быстрого определения знаний и говорить не приходится.

       С применением интерактивного обучения через игру с ИКТ и, соответственно, повышением мотивации в изучении английского языка, результаты учащихся значительно улучшились и продолжают улучшаться в соответствии с приобретаемыми ими навыками владения компьютерными технологиями, возможностью получения дополнительной информации из Интернета и, самое главное, с усвоением ими правил самостоятельной работы с получаемым материалом.

       Без преувеличения можно сказать, что возможности глобальной информационной компьютерной сети практически безграничны, постоянные обновления на обучающих сайтах, усовершенствования имеющихся программ и возникновение новых, возможность постоянно быть в курсе последних событий позволяют говорить о том, что интерес к подобного вида деятельности не уменьшается, а возрастает, особенно у детей школьного возраста. Соответственно, можно прогнозировать стабильность в улучшении результатов. О том же говорят и результаты Единого Государственного Экзамена, которые достигнуты во многом благодаря использованию на уроках данной формы педагогической деятельности.

     Что же касается трудоёмкости данного процесса, то я могу отметить тот факт, что самостоятельное составление упражнений с последующей распечаткой для большого количества учащихся отнимает гораздо больше времени и сил, чем поиск подходящих упражнений на обучающих сайтах, где упражнения уже сгруппированы по темам и по уровням. Кроме того всегда существует возможность создания собственных самых разнообразных интерактивных упражнений при помощи специально разработанных программ. Это и кроссворды, и слова с перемешанными буквами, которые нужно разгадать с помощью определения, и криптограммы, и многое другое. С приобретением навыка пользования интернетом, учащие тоже не испытывают особых затруднений с поиском, обработкой и представлением информации в электронном виде, в форме презентации и т.д.

     Несомненно, как и любая действующая в условиях меняющегося общества педагогическая деятельность, данная разработка несомненно постоянно нуждается в корректировках, связанных с необходимостью отслеживать и соответствовать всем новым веяниям мировой педагогики, чтобы сохранить интерес учащихся к данной деятельности и не потерять её эффективности. Но, на мой взгляд, за этим будущее. Конечно, компьютерные обучающие игры никогда не заменят ни живого общения, ни огромного количества замечательных игровых упражнений, которые требуют движения по классу, использования подручных средств, мимики и жестов. Но они, несомненно, являются весьма актуальным и полезным дополнением практически к любому уроку, также как и презентации, аудио и видео материалы и многое другое, к чему у нас появился доступ благодаря знанию компьютерных технологий. И диапазон возможного применения этого метода также практически безграничен, на мой взгляд он может быть использован при преподаваний любого гуманитарного предмета, естественно, с учётом его специфики.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

Использование информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка....

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, ровно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Именно поэтому мое выступление н...

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Технологии интерактивного обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка.

Выступление на ШМО гуманитарного цикла по теме: "Технологии интерактивного обучения. Ролевые игры на уроках иностранного языка"....

Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"

Выступление на РМО учителей технологии "Использование интернет ресурсов в самообразовании и в преподавании предмета "Технология"...