Применение новых информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка
статья по теме

Использование информационных технологий и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_urokah_iya.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Применение новых информационных технологий

и Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка

        В современном мире работа с информацией стала главным содержанием практически любого вида деятельности, в том числе и в сфере образования.  Сегодня профессионально значимые качества преподавателя основываются не столько на критериях объема и полноты знания конкретного предмета, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные учебные и педагогические задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. Основными целями применения цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка являются:

Повышение мотивации к изучению языка;

Развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

Увеличение объема лингвистических знаний;

Расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

     Компьютер и Интернет не являются сегодня чем-то экзотическим для наших учеников, поэтому современный, идущий в ногу со временем учитель задает себе вопрос, как, используя возможности компьютера, построить преподавание своего предмета наиболее эффективно. На самом деле возможности практически безграничны: обучающие программы, мультимедийные словари и электронные учебники, презентации, проекты, дистанционное обучение, Интернет-олимпиады и многое другое.

Преимущества использования компьютера на уроках иностранного языка:

Повышение мотивации учащихся;

Большая степень интерактивности обучения;

Индивидуальность обучения;

Оперирование большими объемами информации;

Неограниченное количество обращений к заданиям;

Адаптивность, т.е. возможность использования комплекса средств для предоставления информации – текста, звука, графики, мультипликации, видео;

Интенсивность обучения.

     Специальным образом подобранные и организованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видеоклипы), а также статичные тематические изображения – дидактические картины (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы) давно и успешно используются в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного освоения учебного материала.

     Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают на успешные результаты. Компьютерная программа Power Point прекрасно зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации учебного материала на уроках иностранного языка.

     Презентация выгодно отличается от классной доски и даже самого современного и хорошо иллюстрированного учебника. Презентация со своей красочностью, обилием наглядного материала может быть использована как стимул к изучению новой темы.

          Преимущество презентации в Power Point состоит  в :

Сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

Возможности использования презентации как своеобразной интерактивной мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обеспечении всем видам речевой деятельности;

Возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и т.д.)

Возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;

Активизации внимания всего класса;

Поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового материала;

Осуществление контроля за усвоением новых знаний  и систематизации изученного материала;

Сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;

Экономии учебного времени;

Формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

     Глобальная сеть – уникальная среда для обучения, поскольку здесь можно найти большое количество аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка. Интернет выступает и как средство обучения языку и как цель обучения, так как создает потребность  в общении на иностранном языке – письменном или устном.

     В Интернете существует большое количество языковых курсов, которые предлагают новые методики преподавания иностранного языка. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся при прохождении какого-либо материала. Принятие решения по выбору курса происходит от самих учащихся, а не от преподавателя.

     Использование Интернета в обучении иностранного языка дает возможность ученикам экспериментировать и наглядно видеть свои первые успехи. Это пробуждает их интерес и усиливает мотивацию к изучению иностранного языка. В Интернете предлагается познавательное изучение материала и самостоятельная работа над ним. Ошибки исправляет не учитель, а компьютер, объясняя и помогая их устранить. Учащиеся постепенно избавляются от ошибок, не испытывая при этом стресс, так как, кроме компьютера, об этих ошибках никто не знает. После работы по какой-либо теме ученик может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал. Это выполняется в доступной игровой форме. Если ученик успешно преодолевает все этапы, он получает соответствующее свидетельство, которое можно распечатать на принтере.

     Опираясь на текстовый материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка: написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты (E-Mail), они могут попробовать себя в Сhat (моментальное электронное общение в Интернете). Возможность общения со сверстниками во всем мире является важнейшим стимулом в изучении иностранного языка. Интернет на уроке вносит разнообразие в учебный процесс и усиливает мотивацию изучения языка.

    Неоценимую помощь оказывают Интернет-ресурсы в работе учителя. Ведь  Интернет является не только источником аутентичного материала, его еще одна отличительная черта – актуальность информации, которая может (и должна) обновляться по мере необходимости. Используя аутентичные тексты, почерпнутые из англоязычных источников, учитель получает возможность работать с актуальной и достоверной информацией, которая отражает национально-культурную специфику изучаемого языка.

     Сведения практически по всем областям знаний собраны на популярном ресурсе «Википедия» (www. wikipedia.org). Это постоянно пополняемый ресурс, представленный на нескольких языках (в том числе на русском). Не следует оставлять без внимания другие визуальные источники, предоставляемые сервисами Интернета. В этом плане важным ресурсом является популярный во всем мире сайт you tube, где можно найти интересные видеофрагменты. Не менее важной и интересной может оказаться информация, переданная при помощи web-камеры. Почти все сайты крупных городов содержат функцию webcam, позволяющую наблюдать панораму города в режиме реального времени. Это дает возможность преподавателю, не покидая стен класса проводить виртуальные экскурсии по городу.

     Для использования материалов из Интернета преподаватель может выбрать с сайтов необходимую информацию, соответствующим образом обработать её (адаптировать, разработать систему заданий с учетом дидактической задачи) и представить её учащимся в печатном виде для работы на уроке или в качестве домашнего задания. Можно предложить один и тот же текст с разной степенью адаптации для сильных, средних и слабых учащихся. Другой путь – предложить разные аутентичные тексты неодинаковой степени трудности с индивидуальной проработкой их на уроке или вне занятия и последующим обсуждением в группе.

       На уроках иностранного языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач:

Совершенствовать умения письменной речи школьников;

Пополнять словарный запас учащихся;

Формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.

     Хотелось бы отметить, что использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционных методов обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомлении, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учеников к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка. Поэтому школа должна предоставить учащимся возможность адаптации к требованиям и реалиям современного техногенного общества.

     Также Интернет способствует профессиональному росту и самосовершенствованию педагогов, особенно тех, которые в силу объективных и субъективных причин не имеют возможности систематически осуществлять профессиональное общение с коллегами. На помощь учителям, которые страдают от чувства изолированности приходят службы Интернета – электронная почта, списки рассылки, web-форумы, группы новостей, чаты. Данные службы дают возможность организовать виртуальное профессиональное общение, имеющее целый ряд преимуществ перед общением реальным.

     Благодаря службам Интернета, учитель иностранного языка может регулярно обмениваться идеями, мнениями и опытом не только с коллегами по школе, но и с учителями, работающими в других городах, регионах и даже  в других странах, а также обращаться за помощью и советом к методистам, авторам учебников, учебных пособий и т.п. Это позволяет не только постоянно находиться в курсе основных тенденций в методике преподавания иностранных языков, но и совершенствовать умения и навыки межкультурной коммуникации в непосредственном общении с носителями различных культур.

     Учитель может общаться с коллегами в любое удобное для себя время. И еще одно преимущество общения с помощью служб Интернета – отсутствие какой-либо «обязаловки». Темы для обсуждения не навязываются, а предлагаются такими же учителями-практиками и отражают реальные потребности и проблемы, с которыми они сталкиваются, Более того учитель сам может предложить тему для обсуждения, начать дискуссию, задать вопрос, попросить о помощи.

     Кроме того виртуальное общение не ограничено временными рамками. Оно продолжается столько, сколько находят нужным его непосредственные участники. Некоторые темы могут быть исчерпаны за несколько минут или часов, обсуждение других может продолжаться недели, месяцы и даже годы.

      К преимуществам виртуального профессионального  общения следует отнести и возможность тщательно обдумать и подготовить свое высказывание. В результате виртуальный разговор часто оказывается более глубоким и содержательным.

     К сожалению, несмотря на перечисленные преимущества, Интернет все ещё недостаточно используется учителями иностранного языка в качестве инструмента профессионального общения. Основные причины – недостаточная информированность о соответствующих службах и ресурсах, непривычная форма общения, технические проблемы.

     Современному человеку предстоит жить в сложных динамических, изменяющихся условиях. Это означает, что он должен быть вооружен, прежде всего, не системой заученных знаний, а умением, способностью меняться, самообучаться. Человек должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым информационным массивам.

     Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание человека приобретает новый характер, прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку в рамках осуществления международной программы Mondialogo School Contest

Применение новых информационных технологий во внеклассной работе по английскому языку (в рамках осуществления международных программ)“MondialogoSchoolContest”...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.

Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении ИЯ....

Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...

Круглый стол.Тема: «Применение новых информационных технологий для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке по биологии, химии, физике»

Вашему вниманию хочу представить ознакомительную работу для подготовки учащихся для сдачи ОГЭ на русском языке...